Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
N 65/08-2014 (опубликовано 15 мая 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
председатель Комиссии:
- заместитель руководителя Приморского УФАС России;
членов Комиссии:
- начальник отдела контроля органов власти;
- главный специалист-эксперта отдела контроля органов власти;
- специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества "Завод Полимерных Труб" (далее - ЗАО "Завод Полимерных Труб", заявитель), установила:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Завод Полимерных Труб" на действия заказчика - Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее - УМУПТС) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на поставку труб гибких теплоизолированных для проведения капитального ремонта (извещение N31401051498, размещенное на сайте www.zakupki.gov.ru; извещение SBR003-1404080002, размещенное на сайте sberbank-ast.ru ).
По мнению Заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены часть 1 и часть 6 статьи 3, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее-Закон о закупках) и пункты 6.1, 18.12 и 19.9 Положения о закупках. В обоснование указывает, что пункт 6.1 Положения не предусматривает при проведении закупки способом запроса предложений установление требования о предоставлении обеспечения заявки; в соответствии с пунктом 18.13 Положения о закупках заявителем предпринимались попытки подать заявку в электронной форме с приложением скан-копии платежного поручения, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, но сделать этого он не смог, так как необходимо было предоставить обеспечение в адрес и по реквизитам электронной торговой площадки; пункт 19.9 не предусматривает такой способ обеспечения исполнения договора, как передача денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита); информация о заключении договора не размещена на официальном сайте.
Заявитель считает, что указанные нарушения привели по результатам закупки к необоснованному ограничению конкуренции, к экономически неэффективному использованию денежных средств, что подтверждается протоколами оценки и подведения итогов закупки, к заключению договора с единственным участником по начальной максимальной цене.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что закупка осуществлена в соответствии с Положением о закупках, на дату окончания подачи заявок на площадке sberbank-ast.ru была зарегистрирована только одна заявка ООО "Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО". Заявителем была подана заявка на электронный ящик закзачика umupts@mail.ru с опозданием без ЭЦП, во вложении находились платежные поручение N 601 от 15.04.2014 на сумму 663 423, 14 руб. и письмо с просьбой вернуть ошибочно перечисленные денежные средства с указанием данного платежного поручения.
Рассмотрев представленные заявителем и заказчиком (организатором закупки) материалы, заслушав и оценив доводы сторон, Комиссия установила следующее.
11.04.2014 заказчиком (организатором закупки) на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31401051498 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на ЭТП sberbank-ast.ru (извещение N SBR003-1404080002) на поставку труб гибких теплоизолированных для проведения капитального ремонта (далее - запрос предложений).
Согласно извещению N 31401051498 начальная (максимальная) цена договора 13 268 462, 80 руб. Начало приема заявок - 09.04.2014 с 00.00 (мск), дата и время окончания приема заявок - 16.04.2014 в 03.00 (мск), дата и время подведения итогов 16.04.2014 в 05:00.
Согласно протоколам рассмотрения заявок и подведения итогов закупки на участие в запросе предложений подана одна заявка ООО "Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО", с которым, как с единственным участником, был заключен договор (контракт) на поставку труб гибких теплоизолированных для проведения капитального ремонта по начальной максимальной цене - 13 268 462, 80 руб.
18.04.2014 между УМУПТС и ООО "Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО" заключен контракт N 106 на поставку труб гибких теплоизолированных для проведения капитального ремонта в соответствии с конкурсной документацией, предусматривающей подписание договора сторонами не позднее трех дней со дня размещения на торговой площадке протокола подведения итогов запроса предложений.
УМУПТС согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Приказом директора УМУПТС N 273 от 16.07.2012 утверждено и введено в действие Положение о закупках товаров, работ, услуг УМУПТС (далее - Положение о закупках).
Таким образом, закупочная деятельность УМУПТС должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о закупках УМУПТС вправе установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечение заявки на участие в конкурсе, аукционе, при проведении закупок способом запроса ценовых котировок по итогам проведенного предварительного квалифицированного отбора, проведении конкурентных переговоров. Данной нормой установление требования о внесении денежных средств в качестве обеспечение заявки на участие в запросе предложений в электронной форме не предусмотрено.
Между тем, документацией о запросе предложений заказчиком установлено требование к участникам о предоставлении обеспечения заявки - 5 % от начальной (максимальной) цены договора (Раздел 3 п. 18 Информационная карта запроса предложений).
Таким образом, установление заказчиком требования о предоставлении участниками запроса предложений обеспечения заявки не соответствует пункту 6.1 Положения о закупках.
Пунктом 19.9 Положения о закупках предусмотрено, что обеспечение исполнения договора предоставляется в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, либо договором поручительства в размере обеспечения исполнения договора, в размере от 10 до 30 процентов от цены договора (точный размере обеспечения указывается в извещении и документации о размещении заказа). Приказом от 24.07.2012 N 279, размещенном на официальном сайте, заказчиком в Положение о закупках внесено изменение, исключающее поручительство как способ обеспечения исполнения договора.
Материалами дела подтверждается, что пунктом 19 раздела 3 Информационной карты запроса предложений предусматривается обеспечение исполнения договора следующими способами: 30% от суммы заключенного контракта безотзывной банковской гарантией (действующей в течение 2-х месяцев с момента поставки товара), передачей денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита) на указанный муниципальным заказчиком расчетный счет (внебюджетный) и предоставляется участником, с которым заключается контракт.
Таким образом, установление заказчиком предоставления обеспечения исполнения договора способом передачи денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита) не соответствует пункту 19.9 Положения о закупках.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя.
Вместе с тем, Комиссия отклоняет доводы жалобы о нарушении заказчиком части 1 и части 6 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках, пункта 18.13 Положения о закупках при проведении запроса предложений как необоснованные.
Пунктом 18.13 Положения о закупках установлено, что при подаче заявки на закупки в электронной форме на ЭТП, помимо требований, предусмотренных в извещении к процедуре закупки и настоящего положения, организатор закупки может установить требование о предоставлении потенциальным поставщиком скан-копии платежного поручения, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (если такое требование устанавливалось).
Между тем, от участников данной закупки не требовалось предоставление скан-копии платежного поручения, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, поскольку документацией о запросе предложений такое требование не устанавливалось. В соответствии с Правилами (регламентом) работы ЭТП, являющимися общедоступными, обеспечение должно предоставляться в адрес и по реквизитам, размещенным на ЭТП.
Исходя из этого, заявитель был ограничен в возможности подать заявку на участие в запросе предложений в установленный срок на ЭТП не из-за действий заказчика. Следовательно, не имеется основания говорить о нарушении заказчиком части 1 статьи 3 Закона о закупках, закрепляющей принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции при проведении закупочной деятельности.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией не установлено доказательств, подтверждающих нарушение данной нормы, поскольку заказчиком не предъявлялось к участникам закупки требований, не указанных в документации о запросе предложений.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Данная норма не устанавливает требование о размещении заказчиком на официальном сайте информации о заключении договора, нормы Закона N 44-ФЗ при проведении закупочной деятельности такими юридическими лицами как МУП не применяются.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы заказчиком по итогам запроса предложений заключен контракт N 106 на поставку труб гибких теплоизолированных, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости (возможности) в выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Завод Полимерных Труб" обоснованной.
2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю N 65/08-2014 (опубликовано 15 мая 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016