Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РХ-06/5829 (опубликовано 14 мая 2015 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <>
с участием:
- от ответчика Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ явилась представитель по доверенности N1092/ик от 26.03.2015 г. <> личность установлена паспортом.
рассмотрев дело N06-33/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан (423520, Республика Татарстан, г. Заинск, ул. Крупской, д.6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не проведения торгов на право заключения договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. установила:
Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан является результат плановой проверки в отношении Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе изучения договоров Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.
Между Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан и ИП <> заключены договоры на размещение рекламной конструкции: N153-11-р от 20.06.2011 года, N154-11-р от 20.06.2011 года, N340-13-р от 18.11.2013 года.
Между Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан и ИП <> заключены договоры на размещение рекламной конструкции: N333-13-р от 18.11.2013 года, N334-13-р от 18.11.2013 года, N335-13-р от 18.11.2013 года, N336-13-р от 18.11.2013 года, N337-13-р от 18.11.2013 года, N338-13-р от 18.11.2013 года, N339-13-р от 18.11.2013 года.
Между Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан и ИП <> заключены договоры на размещение рекламной конструкции: N184-11-р от 26.12.2011 года, N185-11-р от 26.12.2011 года, N186-11-р от 26.12.2011 года, N341-13-р от 18.11.2013 года, N342-13-р от 18.11.2013 года, N343-13-р от 18.11.2013 года, N344-13-р от 18.11.2013 года, N345-13-р от 18.11.2013 года, N346-13-р от 18.11.2013 года, N347-13-р от 18.11.2013 года, N348-13-р от 18.11.2013 года.
В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Законом "О рекламе" определено, что до проведения торгов каждое заинтересованное лицо подает организатору, в частности, информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории. Участником торгов не может быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах.
Часть 5.1 статьи 19 Закона "О рекламе" предусматривает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги и не содержит каких-либо исключений.
Вместе с тем, в ходе анализа представленных документов было установлено, что торги на право заключения указанных договоров на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции, как того требует действующее законодательство не проводились.
Не проведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в конкурсе.
Частью 9.2 статьи 19 Закона "О рекламе" установлено, что разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 данной статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не проведения торгов на право заключения договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 11.02.2015 года N02/80-к было возбуждено дело N06-33/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не проведения торгов на право заключения договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.
Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 2 статьи 1 целями ФЗ "О защите конкуренции" являются, в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукционе или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке находящемся в государственной или муниципальной собственности, должно производиться на основе торгов. Законом "О рекламе" определено, что до проведения торгов каждое заинтересованное лицо подает организатору, в частности, информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории. Участником торгов не может быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах.
В материалах дела 06-33/2015 имеются письменные пояснения заместителя руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, в которых сообщил следующее.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2013 N939 "О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан рекомендовано ускорить разработку и предоставление на предварительное согласование в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проектов схем и утвердить их до 01.01.2014 г.
Схема размещения рекламных конструкции утверждена постановлением Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района от 30.01.2014 г. N189. В пояснениях следует, что основанием для проведения торгов является Схема размещения рекламных конструкции в г. Заинске Заинского муниципального района. На момент продления срока действия договоров ИП <>, ИП <> и ИП <> на размещение рекламных конструкций Схема размещения рекламных конструкции в г. Заинске отсутствовала и срок действия предыдущего договора между Исполнительным комитетом Заинского муниципального района и данными предпринимателями истек.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (Письмо ФАС России "О разъяснении отдельных положений статьи 19 ФЗ "О рекламе" от 22.08.2013 г. NАД/327/13).
Отсутствие схемы территориального размещения рекламных конструкций на территории Заинского муниципального района Республики Татарстан ограничивает права хозяйствующих субъектов, в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.
В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом "О рекламе".
Часть 5.1 статьи 19 Закона "О рекламе" предусматривает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги и не содержит каких-либо исключений.
Вместе с тем, в ходе анализа представленных документов было установлено, что торги на право заключения указанных договоров на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции, как того требует действующее законодательство не проводились.
Согласно части 1 статьи 19 Закона "О рекламе" рекламные конструкции - это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Согласно части 5 статьи 19 Закона "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключён на срок не более чем двенадцать месяцев. При этом порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, закреплён в части 5.1 статьи 19 Закона "О рекламе" - заключение такого договора осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Кроме того, исходя из норм ФЗ N 135 от 22.07.2006 г. "О защите конкуренции", Земельного кодекса Российской Федерации и ФЗ N 38 от 13.03.2006 г. "О рекламе" пролонгация аренды муниципального имущества по истечению сроков аренды допускается только при условии проведения новых торгов на данное имущество, так как данный рынок является конкурентным и данный вид товара пользуется большим спросом, что несомненно влияет на здоровую конкуренцию и привлечению дополнительных финансовых средств в муниципальную казну. При этом необходимо отметить что при пролонгации права на пользование муниципальным имуществом необходимо провести независимую оценку данного имущества так как имущество материально и имеет тенденцию к удорожанию или понижению стоимости, что несомненно влияет на финансовое благополучие как и муниципального образования так и хозяйствующего субъекта.
В соответствии с частью 9.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
В соответствии с позицией, изложенной в письме ФАС России от 31.05.2010 года NАК/16754 "О применении статьи 19 закона о рекламе", среди оснований для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции, указанных в части 18 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", предусмотрено такое основание, как выдача разрешения лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи.
К таким случаям относятся предоставление рекламных мест в отсутствие договора между рекламораспространителем и собственником, а также выдачи разрешений на установку рекламной конструкции лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, действия Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не проведения торгов на право заключения договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части не проведения торгов на право заключения договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
- в течение 7 дней со дня получения решения и предписания по делу N 06-33/2015 предоставить в Татарстанское УФАС России весь список договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкции заключенных без проведения торгов либо пролонгированные с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", с приложением подтверждающей документации.
- расторгнуть все договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные без проведения торгов либо пролонгированные с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РХ-06/5829 (опубликовано 14 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016