Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 6 июля 2012 г. N 409
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, заместителя начальника отдела, А.А. Егорова, специалиста - эксперта, рассмотрев жалобу ООО "ТСК "Новый Дом" на действия государственного заказчика ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский", размещенного на электронной торговой площадке ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия государственного заказчика (далее - жалоба).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес государственного заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Государственному заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: нарушение заказчиком законодательства о размещении заказов при составлении документации об аукционе.
Из содержания жалобы следует, что государственным заказчиком при формировании документации об аукционе государственным заказчиком не соблюдены нормы гражданского законодательства и законодательства о размещении заказов, в частности, проектная документация не соответствует техническому заданию и сметной документации. Кроме того, документация об аукционе содержит требования, ограничивающие количества участников размещения заказа, а именно: документация об аукционе содержит указание на производителя товара (позиции NN 85. 86, 120, 121, 180). Вместе с тем, техническое задание документации об аукционе не идентично по своему содержанию со сметной документацией. Так, локально - сметный расчет содержит работы по окраске масляными составами по дереву дверных блоков, подготовленных под вторую окраску, тогда как техническое задание указанные работы не содержит.
Представителем подателя жалобы доводы, изложенные в жалобе, поддержаны в полном объеме.
Рассмотрев жалобу, документацию об аукционе, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью в работах по перепланировке с пристройкой входной группы, реконструкции с расширением площади административного здания, ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский" совершены действия по размещению государственного заказа путем проведения аукциона.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного закона.
Документация об аукционе согласно статье 34 Закона о размещении заказов разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом и должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, и условия допуска участника к аукциону.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
На основании частей 3, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов запрещается документации об аукционе содержать товарные знаки (за исключением некоторых случаев), а также идентифицирующие, индивидуализирующие обозначения, указывающие на определенный товар производителя, которые могут привести к ограничению круга лиц, желающих принять участие в аукционе.
Документацией об аукционе, разработанной и утвержденной государственным заказчиком установлены требования к запрашиваемому товару, к которым, в частности, относится и "модифицированный битумный кровельный и гидроизоляционный материал. Бикроэласт. Марка ТПП"; "модифицированный битумный кровельный и гидроизоляционный материал. Марка ТПП"; "металлочерепица (Монтерей)" (позиции NN 85, 86, 120, 121, 180).
Проанализировав общедоступные источники информации, в частности сеть Интернет (официальные сайты производителей), исследовав и оценив имеющиеся в документации об аукционе требования к товару с учетом определенной индивидуальной особенностью - наименование товара, установлено, что "модифицированный битумный кровельный и гидроизоляционный материал. Марка ТПП"; "металлочерепица (Монтерей)" являются обозначениями, идентифицирующими определенные модели, то есть средством индивидуализации товара конкретного производителя. Таким образом, государственным заказчиком допущена такая детализация и конкретизация товара, непосредственно не связанной с техническими и функциональными параметрами товаров, что привело (могло привести) к ограничению круга лиц, желающих принять участие в аукционе.
Аукционная документация содержит указание на определенные модели конкретного производителя, которые не позволяют предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические и функциональные характеристики иного производителя и соответствующий потребностям заказчика.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.
Разработанная и утвержденная уполномоченным органом документация об аукционе на поставку - модифицированный битумный кровельный и гидроизоляционный материал. Марка ТПП"; "металлочерепица (Монтерей) - является заявкой на определенный товар одного производителя, что является нарушением части 3.1 статьи 34, а равно статьи 41.6 Закона о размещении заказов и не соответствует целям Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, по эффективному использованию бюджетных средств, расширению возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав проектно-сметную документацию и техническое задание установила, что проектная документация не соответствует техническому заданию и сметной документации. Так, в техническом задании на перепланировку с пристройкой входной группы установлены работы по устройству кровли из металлочерепицы, тогда как в проектной документации отсутствует план устройства конструкций кровли, спецификация на материалы. Кроме того, в проектной документации отсутствует информация об организованных сливах и отводах талых и дождевых вод, которые будут стекать в котлован после монтажа кровли. Также, техническое задание не содержит работы по окраске масляными составами по дереву дверных блоков, подготовленных под вторую окраску, тогда как локально - сметный расчет такую информацию содержит.
Документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (статья 41.6). При этом документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. К документации должен быть приложен проект контракта, сметная документация, которые являются неотъемлемыми частями документации об аукционе. Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации. Из перечисленных нормоположений следует, что условия и требования документации об аукционе не должны иметь различий между собой.
Вместе с тем, в нарушение названных норм заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые требования к условиям исполнения контракта - содержание и виды работ. Таким образом, исходя из анализа положений документации об аукционе, документация об аукционе не содержит все виды работ, которые необходимо выполнить заказчику, то есть в документации об аукционе отсутствуют сведения о конкретных видах работ, позволяющих определить полный объем подлежащих выполнению работ, а равно позволяющих участнику размещения заказа осуществить подготовку заявки на участие в аукционе. Соответственно, документация об аукционе не содержала полного описания работ и предъявляемых к ним требований.
Установление в документации об аукционе противоречащих друг другу требований не позволяет участникам размещения заказа осуществить подготовку заявки на участие в аукционе, соответствующую требованиям документации и, следовательно, является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа или участников аукциона, что противоречит публичным интересам, препятствует достижению целей эффективного использования средств бюджетов, расширению возможностей участия юридических лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.
Государственным заказчиком были допущены нарушения вышеприведенных положений Закона о размещении заказов в части установления в документации об аукционе противоречивых требований к условиям аукциона.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 4, 5, 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
признать жалобу ООО "ТСК "Новый Дом" обоснованной;
признать действия государственного заказа нарушившими требования статьи 41.6 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов и об устранении нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Егоров
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 июля 2012 г. N 409
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016