Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-04/5597 (опубликовано 14 мая 2015 г.)
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: <_>
в присутствии представителя государственного заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" <_> (доверенность N81 от 26.05.2014 г.), в отсутствие представителя заявителя - ООО "Тандем-Строй", о времени и месте рассмотрения уведомленного надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Тандем-Строй" на действия государственного заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса N 0311100007215000031 на предмет: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Казахстан на участке км 141+000 -км 146+000, Республика Татарстан", установила:
Извещение о проведении открытого конкурса N 0311100007215000031 на предмет: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Казахстан на участке км 141+000 - км 146+000, Республика Татарстан" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.03.2015 года.
Государственный заказчик - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
Начальная (максимальная) цена контракта - 203 960 910.00 руб.
Заявитель считает, что указание в пункте 6.2 Информационной карты конкурсной документации требования к участнику закупки, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков (соисполнителей) со статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации с указанием объёма в размере 40% от цены Контракта, является ограничением количества участников закупки.
Представитель государственного заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав представителя государственного заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе необоснованным, ввиду следующего.
Руководствуясь частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, данное требование в пункте 6.2 Информационной карты конкурсной документации, государственный заказчик установил в соответствии с положениями статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя по данному основанию также является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В конкурсной документации (пункт 4.1.15) указано, что при составлении заявки в части указания конкретных показателей используемых товаров (материалов), следует учитывать следующее:
- по показателям, значения которых не могут изменяться (такие показатели отмечены в приложении к документации "Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ" знаком "*"), значения, указанные в документации в виде диапазона, со словами "не менее" "не более" или "от" и "до" и т.д., являются конкретными и не должны изменяться участником аукциона при подготовке заявки на участие в аукционе.
Со слов представителя государственного заказчика, данная сноска ("*") относится к показателям, значения которых не могут изменяться (значения, указанные в конкурсной документации в виде диапазона, со словами "не менее" "не более" или "от" и "до" и т.д.).
Вместе с тем, исходя из вышеизложенного пункта 4.1.15 конкурсной документации, не ясно в какой именно части участники должны предлагать показатели товаров, которые являются конкретными и не должны изменяться, либо по тем значениям, которые отмечены "*", либо также по значениям, которые указаны в виде диапазона, со словами "не менее" "не более" или "от" и "до" и т.д.
Таким образом, государственный заказчик, допустил нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Тандем-Строй" на действия государственного заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса N 0311100007215000031 на предмет: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак-граница с Республикой Казахстан на участке км 141+000 -км 146+000, Республика Татарстан", необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать государственному заказчику - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-04/5597 (опубликовано 14 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016