Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 5 мая 2015 г. N 19-07/18.1/15
Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> |
- |
заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЭС Инвест" (далее - ООО "АЭС Инвест", Заявитель) на неправомерные действия Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - Комитет), в присутствии: представителя Комитета по доверенности от 20.04.2015 N 1534, представителей Заявителя по доверенностям от 10.04.2015 N 211-ИА/04-15, от 12.01.2015 N 07-ИА/01-15, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на нарушение Комитетом порядка организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения находящихся в муниципальной собственности объектов электроснабжения, расположенных по адресу: Челябинская область, город Златоуст (далее - муниципальное имущество), извещение N 090415/0157770/01 (далее - торги).
В своей жалобе (исх. N 15/5151 от 17.04.2015) Заявитель указывает, что Комитетом объявлены торги по продаже муниципального имущества. Пунктами 3.1 и 3.2 извещения о проведении торгов установлены обременения реализуемого муниципального имущества в виде заключенного в отношении данного имущества договора аренды на неопределенный срок, а также в виде инвестиционных обязательств приобретателя.
Согласно пункту 1.4.2 проекта договора, заключаемого по результатам торгов, инвестиционные обязательства приобретателя в отношении муниципального имущества заключаются в обязанности исполнять Инвестиционную программу развития системы электроснабжения Златоустовского городского округа, утвержденную Постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 10.09.2014 N 351-П (далее - Программа).
Пунктом 1 Программы установлена необходимость замены домовых вводов на ответвлении из провода СИП с установкой приборов учета типа "Матрица" на опорах ВЛ-0,4кВ в количестве 4800 комплектов за период с 2015 по 2019 год. Общая сумма инвестиций покупателя муниципального имущества составляет 75 040 000 рублей.
При этом Заявитель отмечает, что ООО "АЭС Инвест" устанавливает приборы учета электрической энергии типа "ЭМИС-ЭЛЕКТРА 975", которые полностью соответствуют требованиям законодательства об энергоснабжении. На основании изложенного Заявитель считает неправомерным предъявление к приобретателю муниципального имущества требований о необходимости установки приборов учета конкретного типа, поскольку такие действия могут потребовать от победителя торгов дополнительных затрат на приобретение требуемого оборудования и привести к сокращению числа потенциальных участников торгов.
В своих дополнениях к жалобе от 17.04.2014 (исх. N 04/5383 от 24.04.2015, исх. N 15/5568 от 28.04.2015), а также на заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы Заявитель также указывает, что особенности приватизации объектов электроэнергетики установлены статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Согласно части 4 указанной нормы условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила утверждения программ). Согласно указанным правилам инвестиционная программа утверждается для субъекта электроэнергетики федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ввиду чего организатором торгов неправомерно включены требования о выполнении Программы, утвержденной органом местного самоуправления.
Также Заявитель указывает, что организатором торгов не размещен договор аренды, которым обременено муниципальное имущество, в силу чего невозможно ознакомиться с условиями договора аренды и, следовательно, с конкретными условиями обременения муниципального имущества.
Комитетом представлены письменные пояснения (исх. N ас-1583 от 22.04.2015, исх. N ас-1611 от 24.04.2015), из содержания которых следует, что требования к победителю торгов о выполнении Программы предъявлены в соответствии с положениями пункта 1 статьи 30.1 Закона о приватизации, устанавливающими обязательность обременения объектов электросетевого хозяйства при приватизации инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.
В материалы дела представлен договор аренды N 2010-0466/11 от 01.01.2010, которым обременено муниципальное имущество. Согласно пояснениям Комитета данный договор не был опубликован организатором торгов, поскольку пунктом 6.1 договора установлено условие о конфиденциальности положений указанного договора.
Оценка состояния муниципального имущества, выставленного на торги, была проведена специалистами ОАО "МРСК Урала" - филиал "Челябэнерго", являющегося арендатором муниципального имущества. Средняя стоимость оснащения одной точки рассчитана по реализованным ранее аналогичным проектам, выполненным в 2013 году, и составляет 15 633 рубля 33 копейки. Общая стоимость оснащения 4800 точек составляет 75 039,9 тысяч рублей.
На основании изложенного, Комитет считает, что в его действиях отсутствуют нарушения порядка организации и проведения торгов.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя ввиду следующего.
23.09.2014 Комитетом объявлен аукцион по продаже муниципального имущества. Согласно Протоколу о результатах несостоявшегося аукциона по продаже муниципального имущества от 27.10.2014 аукцион признан несостоявшимся ввиду поступления на участие в аукционе единственной заявки.
09.04.2015 Комитетом на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов. Датой окончания срока подачи заявок на участие в торгах определено 08.05.2015. Согласно пояснениям Комитета на момент рассмотрения настоящей жалобы заявки на участие в торгах не поступали.
17.04.2015 ООО "АЭС Инвест" обратилось в Челябинское УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с жалобой на нарушение Комитетом порядка организации и проведения торгов.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, регулируются положениями Закона о приватизации.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о приватизации установлено, что для приватизации государственного и муниципального имущества используются, в том числе, следующие способы приватизации:
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Порядок проведения торгов в форме публичного предложения установлен статьей 23 Закона о приватизации. В соответствии с пунктом 15 статьи 23 Закона о приватизации порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в части, не урегулированной статьей 23 Закона о приватизации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549 (далее - Положение).
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства установлены статьей 30.1 Закона о приватизации. Пунктом 1 статьи 30.1 Закона о приватизации установлено, что объекты электросетевого хозяйства могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Законом о приватизации, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Согласно пункту 4 статьи 30.1 Закона о приватизации условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Закона об электроэнергетике инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30.1 Закона о приватизации решение об условиях приватизации объектов электросетевого хозяйства принимается после утверждения инвестиционной программы, указанной в пункте 4 статьи 30.1 Закона о приватизации, в отношении унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом.
Пунктом 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике установление порядка утверждения (в том числе порядка согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществление контроля за реализацией таких программ отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отнесено пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике к полномочиям Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона об электроэнергетике утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 установлены Правила утверждения программ. Указанные Правила утверждения программ не содержат положений, предусматривающих возможность утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления, согласования с ними таких программ. Указанные полномочия отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, возложение на приобретателя муниципального имущества обязанностей по выполнению Программы, утвержденной органом местного самоуправления, не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, такая программа утверждается в отношении субъекта электроэнергетики.
В соответствии с договором аренды N 2010-0466/11 от 01.01.2010 муниципальное имущество находится в пользовании ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго", являющегося субъектом электроэнергетики. Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, привлеченным к участию в рассмотрении настоящей жалобы, представлена инвестиционная программа филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго".
Из изложенного следует, что инвестиционные обязательства утверждены для ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго", как субъекта электроэнергетики в соответствии с Правилами утверждения программ уполномоченным органом.
Таким образом, Комитет при формировании документации о торгах с учетом особенностей, установленных статьей 30.1 Закона о приватизации, должен был определить условия приватизации в соответствии с действующим законодательством и не мог безусловно руководствоваться Постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 10.09.2014 N 351-П, из которого не следует, что Программа утверждена именно в соответствии с законодательством об электроэнергетике для субъекта электроэнергетики, что является обязательным условием для принятия решения о приватизации.
Анализ проекта договора, заключаемого по результатам торгов и являющегося частью документации по торгам, показывает, что в нем отсутствуют условия инвестиционных обязательств. При этом пункт 8 статьи 30.1 Закона о приватизации устанавливает, что указанные условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства. Отсутствие в договоре купли-продажи инвестиционных обязательств, установленных в соответствии с положениями статьи 30.1 Закона о приватизации, в последующем может влиять на использование приобретенного муниципального имущества, в том числе на исполнение эксплуатационных обязательств победителя торгов.
Определение в документации по торгам условий о выполнении Программы могли привести к невозможности исполнения инвестиционных обязательств, что в соответствии с пунктом 12 статьи 30.1 Закона о приватизации является основанием для обращения органа местного самоуправления в суд с иском об изъятии посредством выкупа имущества.
Таким образом, Организатором торгов при подготовке документации о торгах не соблюдены требования статьи 30.1 Закона о приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АЭС Инвест" обоснованной.
2. Выдать в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комитету по управлению имуществом Златоустовского городского округа предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, путем принятия решения об аннулировании торгов, в том числе протоколов, составленных в ходе их проведения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 19-07/18.1/15
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов
"05" мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59
Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> |
- |
заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения по жалобе ООО "АЭС Инвест" N 19-07/18.1/15 от 05.05.2015, предписывает:
1. Комитету по управлению имуществом Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - Комитет) в срок до 29 мая 2015 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности объектов электроснабжения, находящихся по адресу: Челябинская область, город Златоуст по извещению N 090415/0157770/01 посредством публичного предложения (далее - торги), а именно:
- принять решение об аннулировании торгов, в том числе всех протоколов, составленных при их проведении;
- разместить на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru решение об аннулировании торгов, в том числе всех протоколов, составленных при их проведении.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 05 июня 2015 года с приложением подтверждающих документов (копии решения об аннулировании торгов с указанием сайта и даты размещения данного решения).
Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 мая 2015 г. N 19-07/18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016