Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
от 6 июля 2012 г. N 02-06-5-2012
Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2012
Полный текст решения изготовлен 06.07.2012
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
члены Комиссии:
в присутствии:
представителя ООО "Агентство Чита.Ру"
представителя ИП Колотилиной Н.В.
рассмотрев дело N 5 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Акция: ветровка - в подарок" от 03.08.2010 на электронной странице: www.chita.ru/articles/23897,содержащей информацию о том, что "С 1 августа в магазинах верхней одежды "Метелица" стартовала акция: при покупке шубы или дублёнки вы получите ветровку в подарок. Своим покупателям ателье при торговой сети оказывает бесплатные услуги по подготовке вещи по размеру и длине. Кроме того, клиенты торговой сети могут взять кредит без переплаты. Расходы по оплате процентов полностью берёт на себя ТС "Метелица"". В данной рекламе имеются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе); установила:
В срок с 06 февраля по 02 марта 2012 года на основании приказа Забайкальского УФАС России от 02 февраля 2012 N 9 была проведена плановая проверка в отношении ООО "Агентство Чита.Ру" (ОГРН: 1067536003600, ИНН: 7536066831).
В ходе проведения проверки Забайкальским УФАС России выявлены факты нарушения ООО "Агентство Чита.Ру" законодательства Российской Федерации о рекламе. Составлен акт осмотра рекламы от 14.02.2012 N 2.
В рекламе "Акция: ветровка - в подарок" от 03.08.2010 на электронной странице: www.chita.ru/articles/23897 содержится информация о том, что "С 1 августа в магазинах верхней одежды "Метелица" стартовала акция: при покупке шубы или дублёнки вы получите ветровку в подарок. Своим покупателям ателье при торговой сети оказывает бесплатные услуги по подготовке вещи по размеру и длине. Кроме того, клиенты торговой сети могут взять кредит без переплаты. Расходы по оплате процентов полностью берёт на себя ТС "Метелица"". В данной рекламе имеются признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в данном случае также является и финансовая услуга - кредит.
Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе регламентирует, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно части 2 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе данная реклама должна содержать наименование или имя лица, оказывающего кредитование.
Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее слово "кредит" не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов в заблуждение.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО "Агентство Чита.Ру" представило договор на оказание информационных услуг от 29.07.2009 N С-108/09 с индивидуальным предпринимателем Колотилиной Н.В.
Рекламодателем является индивидуальный предприниматель Колотилина Наталья Викторовна (местоположение: Забайкальский край, г.Чита, ул. Балябина, 16, кв.70; ИНН 753400047433).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закон о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 28 Закона о рекламе.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По первоначальным данным рекламораспространителем являлось ООО "Агентство Чита.Ру".
Определением Забайкальского УФАС России от 02 мая 2012 года возбуждено дело N 5 в отношении ООО "Агентство Чита.Ру" и ИП Колотилиной Н.В по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
ИП Колотилина Н.В. в письме от 31.05.2012 пояснила, что 29.06.2009 года между ней и ООО "Агентство Чита.Ру" был заключен договор на оказание информационных услуг. ООО "Агентство Чита.Ру" для оказания услуг ИП Колотилиной Н.В. был представлен текст рекламной страницы, в котором указывалось:
"Кредит предоставляется банком ОТП. Генеральная лицензия Банка России N 2766. Условия кредитования узнавайте в магазинах торговой сети".
Информационный текст был утвержден Актом сдачи-приёмки выполненных услуг от 28.07.2010 к договору N 108/09 от 29.07.2009 г.
ООО "Агентство Чита.Ру" в письме сообщило, что сайт www.chita.ru не принадлежит компании ООО "Агентство Чита.Ру". Соответственно ООО "Агентство Чита.Ру" не является рекламораспространителем, а осуществляет деятельность по изготовлению рекламных материалов, в соответствии с требованиями российского законодательства и передаче их владельцам рекламно-информационных площадок (газеты, журналы, ТВ, Интернет, наружная реклама и т.д.)
ООО "Агентство Чита.Ру" представило информацию о сервисе регистрации доменных имен http://www.whois-service.ru/.
Информация о домене CHITA.RU
domain: CHITA.RU (Домен)
nserver: ns1.zbp.ru. (n-сервер)
nserver: ns2.zbp.ru. (n-сервер)
state: REGISTERED, DELEGATED, VERIFIED (Статус)
person: Private Person (Владелец)
registrar: RU-CENTER-REG-RIPN (Регистратор)
admin-contact: https://www.nic.ru/whois (Контакт с администратором)
created: 1997.10.08 (Дата создания)
paid-till: 2012.11.01 (Оплачен до)
free-date: 2012.12.02 (Дата освобождения)
source: TCI (Источник)
Таким образом, домен второго уровня chita.ru и все его поддомены, включая www.chita.ru - принадлежат частному лицу (Мастерову С.М).
ООО "Агентство Чита.Ру" также сообщило, что
рекламный материал был подготовлен надлежащим образом, с учетом требований законодательства о рекламе. Это подтверждает подписанный Акт сдачи-приёмки выполненных услуг от 28.07.2011 к договору N С-108/09 от 29.07.2009.
Рекламопроизводителем в силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно письмам ИП Колотилиной Н.В., ООО "Агентство Чита.Ру" рекламопроизводителем в данном случае является ООО "Агентство Чита.Ру".
ИП Колотилина Н.В. представила копию договора с ОАО "ОТП Банк" от 26.03.2010 г. N 2481-10. Данный договор определяет порядок осуществления безналичных расчетов, связанных с продажей ИП Колотилиной Н.В. клиентам товаров с оплатой их стоимости (части) за счет кредита, а также порядок сотрудничества при реализации Программы кредитования на территории РФ.
04 июля 2012 года на заседании
Комиссии Мастеров С.М. представил копию Договора N-148172/NIC-D от 21.09.2004 с автономным некоммерческой организацией "Региональный Сетевой Информационный Центр", копию Соглашения о размещении информационных материалов на сайте www.chita.ru N 02/2008 от 30.12.2008 г. с ООО "Агентство Чита.Ру", копию Протокола осмотра доказательств от 03.07.2012 г. в виде осмотра личного кабинета на Интернет сайте по адресу: http/:www.nic.ru/, вход в который осуществлен по номеру договора 147172/nic-d от 21.09.2004 и личному паролю, введенному самостоятельно Мастеровым С.М.
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе установила, что сайт www.chita.ru пинадлежит Мастерову С.М.
Таким образом, Мастеров С.М. является рекламраспространителем.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе
Мастеров С.М. также представил копию Акта согласования макета рекламной статьи к договору N С-108/09 от 29.07.2009 г., подписанного ООО "Агентство Чита.Ру", ИП Колотилиной Н.В. и Мастеровым С.М. Данный Акт подтверждает, что рекламопроизводитель ООО "Агентство Чита.Ру", рекламодатель ИП Колотилиной Н.В. передали Мастерову С.М. рекламную статью для публикации в надлежащем виде, следовательно, нарушение законодательств РФ о рекламе произошло по вине Мастерова С.М.
Мастеров С.М. свою вину признал и сообщил, что нарушение произошло в следствии технической ошибки.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 28.12.2007 N 453, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Акция: ветровка - в подарок" от 03.08.2010 на электронной странице: www.chita.ru/articles/23897,содержащую информацию о том, что "С 1 августа в магазинах верхней одежды "Метелица" стартовала акция: при покупке шубы или дублёнки вы получите ветровку в подарок. Своим покупателям ателье при торговой сети оказывает бесплатные услуги по подготовке вещи по размеру и длине. Кроме того, клиенты торговой сети могут взять кредит без переплаты. Расходы по оплате процентов полностью берёт на себя ТС "Метелица"", поскольку она нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Признать Мастерова С.М. нарушившим часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.
3. Выдать Мастерову С.М. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 5
Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2012
Полный текст решения изготовлен 06.07.2012
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
члены Комиссии:
в присутствии:
представителя ООО "Агентство Чита.Ру"
представителя ООО "Агентство Чита.Ру"
рассмотрев дело N 5 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Акция: ветровка - в подарок" от 03.08.2010 на электронной странице: www.chita.ru/articles/23897,содержащей информацию о том, что "С 1 августа в магазинах верхней одежды "Метелица" стартовала акция: при покупке шубы или дублёнки вы получите ветровку в подарок. Своим покупателям ателье при торговой сети оказывает бесплатные услуги по подготовке вещи по размеру и длине. Кроме того, клиенты торговой сети могут взять кредит без переплаты. Расходы по оплате процентов полностью берёт на себя ТС "Метелица"". Данная реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 28.12.2007 N 453; предписывает:
1. Мастерову С.М. в течение 14 дней со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Мастерову С.М. представить в Забайкальское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 августа 2012 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Забайкальское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностное лицо штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 6 июля 2012 г. N 02-06-5-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016