Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
N 02-01/10/06-2015 (опубликовано 13 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 08.05.2015 года.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии:
от МУП ""Уренгойское городское хозяйство":
<> - представитель по доверенности (N 12/15 от 16.04.2015);
законный представитель ОАО "Уренгойжилсервис" - не явился, надлежаще уведомлен, о чем свидетельствует ходатайство (исх. от 21.04.2015 б/н) о рассмотрении дела N 02-01/10/06-2015 в отсутствии представителя ОАО "Уренгойжилсервис",
рассмотрев материалы дела N 02-01/10/06-2015, возбужденного в отношении МУП ""Уренгойское городское хозяйство"" (мкрн. Оптимистов, д.10/1, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306; ИНН/КПП: 8904047014/890401001) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включение в протокол разногласий от 13.01.15г. к договору NСП-21-15 от 01.12.2014 г. пункта 3.3.1., следующего содержания: - "Объем принимаемых на специализированный полигон Исполнителем от Заказчика твердых бытовых отходов определяется в соответствии с техническими характеристиками по вместительности автотранспортных средств Заказчика, с учетом коэффициента уплотнения", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление ОАО "Уренгойжилсервис" (ул. Железнодорожная, д. 102, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629300; ИНН/КПП: 8904046691/891450001) на действия МУП ""Уренгойское городское хозяйство" (мкрн. Оптимистов, д.10/1, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306; ИНН/КПП: 8904047014/890401001).
В рамках рассмотрения данного заявления было установлено, что ОАО "Уренгойжилсервис" является управляющей организацией, оказывающей услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также по предоставлению коммунальных ресурсов (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения) конечным потребителям, проживающим и(или) занимающим помещения в многоквартирных домах.
ОАО "Уренгойжилсервис" (заказчик) и МУП "Уренгойское городское хозяйство" (исполнитель) 01.12.2014 года заключили договор NСП-21-15 на оказание услуг по приему и утилизации (захоронению) бытовых отходов, согласно которому исполнитель обязался оказывать, а заказчик принимать и оплачивать услуги по приему и захоронению ТБО на городском полигоне ТБО.
В процессе заключения договора "на размещение отходов на полигоне" на 2015 г. МУП "Уренгойское городское хозяйство" направило в адрес ОАО "Уренгойжилсервис" соответствующий проект договора NСП-21-15 от 01.12.2014 г.
Поскольку указанный договор не содержал каких-либо условий об определении объемов, принимаемых на полигон отходов, управляющей организацией соглашение было подписано с учетом протокола разногласий.
Протоколом разногласий от 25.12.14г. ОАО "Уренгойжилсервис" предлагало МУП "Уренгойское городское хозяйство" дополнить договор NСП-21-15 от 01.12.2014 г., пунктом 3.3.1. следующего содержания: - "Объем принимаемых на специализированный полигон Исполнителем от Заказчика твердых бытовых отходов определяется в соответствии с техническими характеристиками по вместительности автотранспортных средств Заказчика".
Между тем, в ответ на протокол разногласий от 25.12.14г. в адрес ОАО "Уренгойжилсервис" поступил со стороны МУП "Уренгойское городское хозяйство" протокол урегулирования разногласий от 13.01.15г. к договору NСП-21-15 из которого следует, что в пункте 3.3.1 "Объем принимаемых на специализированный полигон Исполнителем от Заказчика твердых бытовых отходов определяется в соответствии с техническими характеристиками по вместительности автотранспортных средств Заказчика, с учетом коэффициента уплотнения".
Изучив представленные документы и доводы, приведенные в заявлении, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса подлежат регулированию.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление N 520) также предусмотрено, что тарифы на утилизацию ТБО отнесены к регулируемым тарифам.
Пунктом 8 постановления N 520 предусмотрено, что тарифы на утилизацию ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Приказом Департамента цен и тарифов ЯНАО от 01.11.2013 N 232-т МУП "Уренгойское городское хозяйство" установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, осуществляемые на территории муниципального образования г.Новый Уренгой, для расчетов с потребителями (без НДС), на 2014 - 2016 годы, из расчета за один кубический метр:
- с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 131,20 руб.;
- с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 136,04 руб.;
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 136,04 руб.;
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 142,81 руб.;
- с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 142,81 руб.;
- с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 149,37 руб.;
Исходя из указанных выше положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закона N 210-ФЗ и Постановления N 520 следует, что тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО относится к категории регулируемых, а потому плата за такие услуги должна определяться с учетом применимого в соответствии с действующим законодательством тарифа и, как следствие, стороны в договорных отношениях не вправе применять другой размер платы за оказываемые услуги.
Приказом Ямало-Ненецкого УФАС России от 15.11.2013 г. N 150 МУП "Уренгойское городское хозяйство" внесено в Реестр с долей 73,19% на рынке услуг по размещению ТБО в географических границах МО город Новый Уренгой.
В соответствии п. 3 ч. 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
В действиях МУП "Уренгойское городское хозяйство" усматривались признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части незаконного применения коэффициентов уплотнения к объемам ТБО при перевозке на полигон твердых бытовых отходов, владельцем которого является МУП "Уренгойское городское хозяйство".
На основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Ямало-Ненецким УФАС России в адрес МУП "Уренгойское городское хозяйство" было вынесено Предупреждение (исх. от 26.02.2015 N ОП/827) о необходимости в срок до 16.03.2015 г. заключить с ОАО "Уренгойжилсервис" договор NСП-21-15 от 01.12.2014 г. с учетом включения в условия договора пункта 3.3.1., следующего содержания: "Объем принимаемых на специализированный полигон Исполнителем от Заказчика твердых бытовых отходов определяется в соответствии с техническими характеристиками по вместительности автотранспортных средств Заказчика".
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России сведений об исполнении Предупреждения (исх. от 26.02.2015 N ОП/827) в установленный срок от МУП "Уренгойское городское хозяйство" не поступало.
01.04.2015 было возбуждено дело N 02-01/10/06-2015 в отношении МУП "Уренгойское городское хозяйство" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N 02-01/10/06-2015, были заслушаны пояснения представителя МУП "Уренгойское городское хозяйство" <> из которых следует.
Включение в договор указанного условия не повлекло для Заявителя каких - либо негативных последствий, поскольку в Договоре отсутствуют нормы, предусматривающие порядок определения коэффициента уплотнения, порядок исчисления стоимости размещения отходов с учетом коэффициента уплотнения.
Стоимость и порядок расчетов, предусмотренные разделом 4 Договора, не изменяются от каких - либо величин коэффициента плотности.
Таким образом, независимо от включения указанного условия в договор, порядок определения объема размещения расходов, а соответственно и порядок определения стоимости размещения расходов не изменились.
В материалы дела МУП "Уренгойское городское хозяйство" представлены копии актов выполненных работ-услуг N6920 от 31.12.2014, N365 от 31.01.2015, N765 от 28.02.2015 в соответствии с договором СП- 21-15 от 01.12.2014 г., счет-фактура N365 от 31.01.2015, счет-фактура N765 от 28.02.2015, свидетельствующие фактическом исполнении Предупреждения (исх. от 26.02.2015 N ОП/827), в части недопущения действий по незаконному применению коэффициентов уплотнения к объемам ТБО при перевозке на полигон твердых бытовых отходов.
На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях МУП "Уренгойское городское хозяйство" признаков нарушения пунктов 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС Россия решила:
Дело N 02-01/10/06-2015, возбужденное в отношении МУП "Уренгойское городское хозяйство" по признакам нарушения пунктов 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия в окончательной форме.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу N 02-01/10/06-2015 (опубликовано 13 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016