Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/120 (опубликовано 9 июля 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, ИП Ленского, министерства социальной защиты населения Хабаровского края, УМПАТП "Орион" - явку своих представителей не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление, рассмотрев дело N 8-01/120, возбужденное в отношении министерства промышленности и транспорта Хабаровского края и УМПАТП "Орион" по признакам нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Хабаровское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя Ленского на действия министерства промышленности и транспорта Хабаровского края (далее - министерство) при предоставлении УМПАТП "Орион" дополнительного графика по маршруту N291 "п.Солнечный - г.Комсомольск-на-Амуре - г.Хабаровск" на осуществление регулярных пассажирских перевозок без проведения конкурса.
В заседании Комиссии представитель индивидуального предпринимателя Ленского доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, кроме того, добавила, что ИП Ленский в результате введения дополнительного графика потерял пассажиров, понес убытки. Также затронуты интересы ООО "Транстур", поскольку от речного вокзала автобусы идут с 10-минутным интервалом. ООО "Транстур" обращался в министерство с просьбой прекратить движение автобусов по одному графику на маршруте N291. Из ответа министерства от 25.05.2012 N9.3.20-10218 следует, что вопрос об отмене спорного графика должен решаться с участием администрации Солнечного района, после изучения пассажиропотока с учетом интересов не только перевозчиков, но и пассажиров.
Представитель министерства промышленности и транспорта Хабаровского края пояснил, что по лоту N14 в 2008 году по маршруту N291 фигурировал 1 график. Никакими нормативными правовыми актами не определено, что министерство не имеет права изменять число графиков в договоре. При изучении пассажиропотока перевозчики обращаются в министерство с предложениями о внесении изменений в существующие графики (расписания) перевозок, что повышает качество транспортного обслуживания населения. ИП Ленский с таким предложением не обращался. Весной 2011 года администрация Солнечного района ходатайствовала об открытии дополнительного графика по указанному маршруту, пассажиропоток незначительный, но людям, прибывающим на автобусе N296 удобнее не ждать всю ночь, а отправиться в 22:30 по дополнительному графику маршрута N291. Считает, что интересы других перевозчиков не затрагиваются и не ущемляются. Проводили дополнительное изучение пассажиропотока, с учетом этого введен дополнительный график. Оптимизация маршрутной сети не запрещена. Кроме того, в конкретные лоты, выставляемые на конкурс, включаются маршруты, а не графики. В конкурсных лотах число графиков движения автобусов прописывается для открытости, системности. При формировании лотов в 2011 году допущена невнимательность. С 09 июня 2012 перевозки по данному дополнительному графику приостановлены, о чем УМПАТП "Орион" уведомлено факсограммой. В настоящее время вносятся изменения в постановление N262. После изучения пассажиропотока планируется принять решение о проведении конкурса на осуществление перевозок по указанному дополнительному графику. Перевозки по данному графику в зимний период осуществляло не само УМПАТП "Орион", а привлеченный им по согласованию с министерством перевозчик, сейчас УМПАТП "Орион" осуществляет эти перевозки самостоятельно.
Представитель министерства социальной защиты каких-либо пояснений по существу рассматриваемого вопроса сообщить не смогла ввиду того, что министерство работает в рамках краевой целевой программы по возмещению перевозчикам выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан по социальным нуждам, в согласовании графиков автобусных маршрутов министерство не участвует, возмещение производится своевременно.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав доводы участвующих в деле лиц, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующее.
Маршрут N291 сообщением "п. Солнечный - г. Хабаровск", входящий в лот N14 согласно перечню межмуниципальных автобусных маршрутов, объединенных в лоты (группы), выставляемые на конкурс владельцев автотранспорта на осуществление регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Хабаровского края, утвержденному министром промышленности, транспорта и связи Хабаровского края 30.10.2008, предусматривал 1 график на маршруте. Договор N17 на перевозки по данному маршруту заключен министерством 30.12.2008 с УМПАТП "Орион" по результатам проведенного в 2008 году конкурса, со сроком действия с 01.01.2009 до 31.12.2009.
В этот же период по двум графикам маршрута N291 сообщением "г. Хабаровск - п. Солнечный", включенным в лот N13 согласно вышеупомянутого перечня от 30.10.2008, пассажирские перевозки осуществляло ООО "Автотур".
В мае 2011 года администрация Солнечного района обратилась в министерство с ходатайством об увеличении планового количества рейсов на маршруте N291 сообщением "п. Солнечный -г. Хабаровск" с одного до двух графиков движения автобусов, поскольку УМПАТП "Орион" приобретен автобус и предприятие готово выполнять перевозки по дополнительно согласованному графику указанного маршрута с отправлением из п. Солнечный в 22:30.
Данный вопрос министерством решен положительно и 10.05.2011 согласовано расписание по дополнительному графику.
ИП Ленский 25.05.2011 обратился в министерство с заявлением о восстановлении нарушенных прав перевозчиков, также желающих осуществлять перевозки по данному графику и необходимости проведения конкурса.
Из письменного ответа министерства от 23.06.2011 NИП\Л-2770кч на указанное обращение следует, что решение о введении дополнительного рейса по маршруту N291 сообщением "п. Солнечный - г. Хабаровск" действует до проведения очередного конкурса, указанный график создан и передан УМПАТП "Орион" без проведения конкурса на основании пункт 4.5. договора, заключенного между министерством и УМПАТП "Орион" 30.12.2008 N17, в соответствии с которым объем транспортной работы перевозчика на маршруте может меняться по предложению любой из сторон.
22 октября 2011 в газете "Приамурские ведомости" министерством опубликовано извещение о проведении с 21.11.2011 конкурса владельцев автотранспорта на осуществление регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Хабаровского края на период с 01.01.2012 по 31.12.2014. В указанном извещении содержится в том числе перечень межмуниципальных автобусных маршрутов, объединенных в лоты (группы), выставляемые на конкурс, спорный график в указанный перечень не включен и на конкурс не выставлялся.
Перечень межмуниципальных автобусных маршрутов, объединенных в лоты (группы), выставляемые на конкурс владельцев автотранспорта на осуществление регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Хабаровского края в 2011 году, утвержден заместителем председателя правительства Хабаровского края - министром промышленности и транспорта Хабаровского края В.Н. Быченко 19.10.2011. Маршрут N291 "п. Солнечный -г. Хабаровск" включен в лот N14 и предусматривает перевозки по одному графику с привлечением 1 автобуса. Маршрут N291 "г. Хабаровск - п. Солнечный" включен в лот N13 и предусматривает перевозки по двум графикам (10:00, 22:00) с привлечением 3 автобусов. У маршрута N291, разделенного на два лота, разные начальные и конечные пункты отправления.
Из материалов дела следует, что 27.12.2011 министерством заключен договор N30 с УМПАТП "Орион" по результатам конкурса, проведенного в 4 квартале 2011 года, как с единственным участником по лоту N14, приложением к названному договору по маршруту N291 предусмотрено движение по двум графикам в отличие от информации, содержащейся в перечне и размещенной в СМИ перед проведением названного конкурса автовладельцев. Победителем по маршруту N291 сообщением "г. Хабаровск-п. Солнечный" (лот N13) признан индивидуальный предприниматель Ефимов, с которым заключен соответствующий договор N37. Названные хозяйствующие субъекты, являясь конкурентами, каждый из которых, равно как и иные перевозчики, в том числе ИП Ленский, мог претендовать на осуществление перевозок по дополнительно введенному графику. Однако спорный график на конкурс не выставлялся, а был передан УМПАТП "Орион" по согласованию с министерством.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения достигается в том числе посредством регулирования уполномоченными органами деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 N 207-пр "Об утверждении Положения о министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края" полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении (пункт 3.9) возложены на указанное министерство.
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20.07.2000 N262 "О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и граждан к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края" утверждено положение о конкурсе владельцев автотранспорта на осуществление регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Хабаровского края, определен порядок, сроки проведения конкурса и т.д. в частности, утверждение составов лотов (групп маршрутов), выставляемых на конкурсы, входит в полномочия министерства.
Под конкурсом понимаются торги, в которых состязательность участников, конкурирующих между собой, проводится по совокупности условий, установленных документацией о торгах, а лицом, выигравшим конкурс, признается участник, чье конкурсное предложение признано наилучшим.
При этом в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из анализа целей и задач конкурса автовладельцев, содержащихся в пункте 1 Положения о конкурсе, утвержденного Постановлением N262, можно заключить, что конкурс проводится с целью отбора лучшего перевозчика, способного обеспечить наиболее безопасные и качественные условия перевозки пассажиров, удовлетворение спроса населения в межмуниципальных пассажирских перевозках.
Пунктом 1 указанного постановления определено привлекать автотранспорт юридических лиц и граждан к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе либо в случае отсутствия необходимого для проведения конкурса количества претендентов (менее двух) на договорной основе, но с соблюдением всех требований, предъявляемых к претендентам.
Положением о конкурсе не предусмотрена возможность передачи вновь созданных графиков и\или маршрутов конкретному хозяйствующему субъекту без проведения конкурсных процедур при наличии иных перевозчиков (конкурентов), также имеющих возможность и желающих осуществлять перевозки по этому графику, как и не предусматривается возможность после проведения конкурса увеличивать число графиков движения по маршрутам путем создания дополнительных рейсов и распределения их без проведения конкурса.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что достигнутое между министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и УМПАТП "Орион" соглашение путем согласования 10.05.2011, 12.01.2012 расписания движения автобусов по дополнительному графику маршрута N291 сообщением "п. Солнечный - г. Хабаровск" и включением данного графика в договор от 27.12.2011 N30 на организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении в Хабаровском крае без проведения конкурса исключило возможность иных перевозчиков в равных конкурсных условиях претендовать на заключение договора по организации перевозок пассажиров по дополнительному графику, создало препятствия хозяйствующим субъектам в доступе на товарный рынок услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, что противоречит требованиям, установленным статьей 16 Закона о защите конкуренции.
Комиссия не может согласиться с доводом представителя министерства о возможности привлечения в данном случае УМПАТП "Орион" к осуществлению перевозок по дополнительному графику на безконкурсной основе, так как постановлением N262 не предусмотрено такой возможности. Кроме того, при наличии возможности министерство не включило дополнительный график в перечень лотов при проведении в 2011 году конкурса, а передало его УМПАТП "Орион", что свидетельствует о наличии согласованности действий министерства и предприятия.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать соглашение между министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и УМПАТП "Орион", достигнутое путем согласования 10.05.2011, 12.01.2012 расписания движения автобусов по дополнительному графику маршрута N291 сообщением "п. Солнечный - г. Хабаровск" и включением данного графика в договор от 27.12.2011 N30 на организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении в Хабаровском крае без проведения конкурса, нарушающим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать министерству промышленности и транспорта Хабаровского края и УМПАТП "Орион" предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 05.07.2012 N 37 по делу N 8-01/120 о нарушении министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и УМПАТП "Орион" статьи 16 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Министерству промышленности и транспорта Хабаровского края и УМПАТП "Орион" в срок до "01" августа 2012 прекратить соглашение, достигнутое путем согласования 10.05.2011, 12.01.2012 расписания движения автобусов по дополнительному графику маршрута N291 сообщением "п. Солнечный - г. Хабаровск" и включением данного графика в договор от 27.12.2011 N30, нарушающее антимонопольное законодательство, путем исключения из планового количества рейсов на маршруте N291, входящего в состав перечня междугородных маршрутов и являющегося приложением к договору от 27.12.2011 N30, дополнительного графика (рейса).
2. О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок со дня исполнения предписания (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/120 (опубликовано 9 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016