Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 12 мая 2015 г. N 640/04
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 640/04 от 13.04.2015 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в декабре 2014 г. в сети Интернет на сайте www.donnews.ru рекламы биологически-активной добавки (далее - БАД) "Ветом", в которой усматриваются признаки нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие Заявителя - физического лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела;
в отсутствие законного представителя ООО "Ростовское агентство новостей", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела, установила:
24.03.2015 г. (вх. N 4293) в Ростовское УФАС России поступило письмо Московского УФАС России с обращением физического лица по поводу размещенной в декабре 2014 г. в сети Интернет на сайте www.donnews.ru рекламы биологически-активной добавки "Ветом", в которой усматриваются признаки нарушения ФЗ "О рекламе".
Анализ представленных к заявлению материалов показал следующее.
В представленной журналисткой статье БАДа "Ветом", размещенной по адресу: www.donnews.ru/V-Rostove-na-polkah-aptek-poyavilos-novoe-sredstvo-dlya-pr ofilaktiki-raka_17969 (статья датирована 02.12.2014 г.), содержатся следующие сведения:
"В Ростове на полках аптек появилось новое средство для профилактики рака.
В ростовских аптеках появилась новая биологически активная добавка "Ветом", способная защитить организм от развития онкологических заболеваний_ БАД "Ветом" создан для того, чтобы поддерживать иммунитет в боеспособной форме.
По словам специалистов центра, препарат "Ветом" представляет собой колонию специально "обученных" бактерий. Попадая в организм, они взаимодействуют с местной микрофлорой, заставляя ее восстанавливать иммунную систему. В результате уровень природной защиты повышается до генетически обусловленного максимума, а вероятность скопления критической массы раковых клеток в организме резко снижается.
Примечание от редакции: БАД не является лекарственным средством, для его применения необходима консультация со специалистом (врачом)".
В силу ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, основной целью и идентифицирующим признаком рекламы является ее направленность на продвижение объекта рекламы на рынке, формирование и поддержание интереса к объекту рекламы.
Вышеуказанная информация является рекламной, поскольку объектом рекламирования в данном случае в силу ст. 3 ФЗ "О рекламе" выступает БАД "Ветом".
По своему содержанию приводимые в рекламе высказывания формируют у потребителей мнение, что применение БАДа "Ветом" оказывает положительное влияние на течение такой болезни как рак (онкологические заболевания), и, тем самым, обладает лечебными свойствами.
Согласно п.6 ч.5 ст.5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Кроме того, в силу п.1 ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
"Ветом" является БАДом. Тем самым, объект рекламирования - БАД "Ветом" не может быть отнесен к лекарственным средствам, медицинским услугам, в том числе методам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинским изделиям.
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе", несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Представлена информация о том, что администратором доменного имени www.donnews.ru является ООО "Ростовское агентство новостей".
Кроме того, представлены письменные пояснения ООО "Ростовское агентство новостей", согласно которым вышеуказанная реклама опубликована сотрудником Общества, а именно журналистом <_> самовольно без согласования с главным редактором. Договор на распространение вышеуказанной рекламной информации не заключался.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы является ООО "Ростовское агентство новостей", как лицо, определившее объект рекламирования и содержание вышеуказанной рекламы и как лицо, разместившее данную рекламу в сети Интернет на сайте www.donnews.ru.
Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Ростовское агентство новостей" настоящего дела.
ООО "Ростовское агентство новостей" представило в Ростовское УФАС России запрашиваемые антимонопольным органом документы, в том числе письменные пояснения гр. <_> согласно которым вышеуказанная статья была опубликовано ей самовольно, так как она полагала, что это информация может быть интересной и полезной для читателей портала. Цели прорекламировать продукт "Ветом" не было. Свою вину гр. <_> признала.
12.05.2015 г. представители сторон на заседание Комиссии Ростовского УФАС России не прибыли.
В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссией было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя ООО "Ростовское агентство новостей", уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в связи с тем, что ООО "Ростовское агентство новостей" не направило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения данного дела.
Комиссия Ростовского УФАС России, изучив имеющиеся в материалах настоящего дела документы, пришла к следующим выводам.
Материалы дела свидетельствуют том, что указанная выше реклама биологически-активной добавки (БАД) "Ветом" по своему содержанию нарушает требования, предусмотренные п.6 ч.5 ст.5, п. 1 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение которых несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, каковым в данном случае является
ООО "Ростовское агентство новостей", как лицо, определившее объект рекламирования и содержание вышеуказанной рекламы и как лицо, разместившее данную рекламу в декабре 2014 г. в сети Интернет на сайте www.donnews.ru.
При этом неисполнение юридическим лицом - ООО "Ростовское агентство новостей" требований ФЗ "О рекламе" вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником, в данном случае журналистом <_> не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности. Кроме того, факт неисполнения работником трудовых обязанностей, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением своими работниками, действовавшими в его интересах, своих трудовых обязанностей.
Таким образом, указанная выше реклама, рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО "Ростовское агентство новостей", согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе", является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5, п. 1 ч.1 ст.25 "О рекламе".
Согласно информации полученной от ООО "Ростовское агентство новостей" указанная выше реклама в настоящий момент не распространяется, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37- 42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу биологически-активной добавки (БАД) "Ветом", распространяемую в декабре 2014 г. в сети Интернет на сайте www.donnews.ru, поскольку в данной рекламе нарушены требования п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Ростовское агентство новостей" не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 мая 2015 г. N 640/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016