Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 10 июля 2012 г. N 06-10.2/34-2012/14.3
И.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Т.П. Шмакова, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 24 мая 2012 года и другие материалы дела, возбужденного в отношении в отношении должностного лица Кредитного потребительского кооператива граждан "КредитСервис" (далее - КПКГ "КредитСервис") <_>
в присутствии должностного лица КПКГ "КредитСервис" <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице N 8 газеты "Ва-банкъ. Омск" N 12 (111) от 26.03.2012 рекламы следующего содержания:
"Займы до зарплаты или пенсии__ Кредит за 15 минут. Компания "КредитСервис" - это кредитный потребительский кооператив, занимающийся миникредитованием, то есть займами до зарплаты или пенсии. В нашей компании займ вы можете оформить всего за 15 минут.
- сумма займа от 1000 до 10000 рублей.
- процентная ставка в день составляет 1,14%.
- возможно частичное и досрочное погашение займа с перерасчетом процентов.
- срок займа 14 дней, причем на 14 день вы можете погасить либо всю сумму займа сразу, либо оплатить только проценты, при этом договор продляется еще на 14 дней.
- оформление документов займет всего 15 минут_
. "КредитСервис", КПКГ, потребительский кооператив. т. 47-18-18_".
Указанная реклама направлена на привлечение внимания к предлагаемым услугам - займам, выдаваемым потребительским кооперативом "КредитСервис".
Согласно информации, представленной газетой "Ва-Банкъ. Омск" (вх. N 6989э от 15.06.2012), рекламодателем указанной рекламы является КПКГ "КредитСервис" (договор на оказание рекламных услуг от 10.02.2012 N 12/00040, приходный кассовый ордер от 22.03.2012 N 1060).
Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон "О кредитной кооперации"), кредитный потребительский кооператив граждан - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива. При этом членами кооператива могут являться исключительно физические лица.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "О кредитной кооперации", кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона "О кредитной кооперации", кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О кредитной кооперации", кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива.
Кроме того, в силу части 3 статьи 11 Федерального закона "О кредитной кооперации", при вступлении в кооператив, гражданин обязан уплатить вступительный паевый взнос. Аналогичная норма также закреплена в пункте 3.6, 6.3.1 Устава КПКГ "КредитСервис".
Учитывая изложенное, в рекламе КПКГ "КредитСервис" отсутствует часть существенной информации, а именно сведения о том, что кооператив предоставляет займы только своим членам - физическим лицам, а также о необходимости внести вступительный паевый взнос, отсутствие которой вводит потребителя в заблуждение относительно возможности получения услуги (порядка и условий выдачи займов).
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 28 июня 2012 года по делу N 06-10.1/42-2012 реклама, размещенная КПКГ "КредитСервис" на странице N 8 газеты "Ва-банкъ. Омск" N 12 (111) от 26.03.2012, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") КПКГ "КредитСервис" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы газеты "Ва-банкъ. Омск".
Из объяснений должностного лица КПКГ "КредитСервис" <_> следует, что нарушения допущены по его вине и стали возможны в результате ненадлежащей проверки содержания макета при согласовании с газетой "Ва-Банкъ. Омск".
Согласно пункту 2.7 должностной инструкции должностного лица КПКГ "КредитСервис" <_> именно должностное лицо отвечает за размещение рекламной информации о кооперативе.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, должностное лицо КПКГ "КредитСервис" <_> имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу пива, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-10.2/34-2012/14.3, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (статья 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и обстоятельств, отягчающих административную ответственность <_> (статья 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
Признать должностное лицо КПКГ "КредитСервис" <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 июля 2012 г. N 06-10.2/34-2012/14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016