Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 02/1078 (опубликовано 12 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2015
Решение изготовлено в полном объеме 12.05.2015
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) (далее - Закон о защите конкуренции) Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России Муравьёва Максима Сергеевича,
членов Комиссии:
специалиста - эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России Ткаченко Юлии Юрьевны,
специалиста - эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Замзараева Рустема Асановича, -
при участии представителя интересов Государственного унитарного предприятия Республики Крым "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" (далее - Заказчик, Ответчик, ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ") - Глушакова Максима Александровича (по доверенности от 19.03.2015 N31/65),
при участии представителей интересов общества с ограниченной ответственностью "СБ-Сервис" (далее - ООО "СБ-Сервис", Заявитель) - Бурдина Сергея Владимировича (решение N8 единственного участника ООО "СБ-Сервис" от 15.01.2013), Мининой Юлии Александровны (по доверенности от 29.04.2015),
рассмотрев жалобу ООО "СБ-Сервис" от 22.04.2015 N0147 (вх. N185/10 от 23.04.2015) на действия заказчика ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" при проведении запроса цен на поставку оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (извещение N31502153611) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) (далее - Закон о защите о конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями) (закон - Закон о закупках), установила:
Двадцать третьего апреля 2015 года в Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 22.04.2015 N0147 на действия заказчика ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" при проведении запроса цен на поставку оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (извещение N31502153611).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Комиссия Заказчика обязана принять решение об отменен процедуры закупки в связи с тем, что к оценке котировочных заявок допущена котировочные заявки менее двух участников.
2. Заказчик необоснованно выбрал способ закупки как запрос цен.
Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принята к рассмотрению, Крымским УФАС России вынесено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов от 27.04.2015 N06/958, которое размещено на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/), и направлено в адреса сторон. Рассмотрение жалобы назначено на 05.05.2015 на 10:30. По собственной инициативе Комиссии Крымского УФАС России для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 16:30 06.04.2015.
ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" письмом от 30.04.2015 N16-994 (вх. N731 от 30.05.2015) предоставлены возражения на жалобу Заявителя, документы и сведения, запрошенные Крымским УФАС России уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 27.04.2015 исх. N06/958.
В результате рассмотрения жалобы ЗАО "СБ-Сервис" по существу в части действий комиссии ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ", на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для реализации целей деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (с изменениями), утвержденным приказом и.о. генерального директора предприятия от 25.02.2015 N117-пр (далее - Положение о закупке).
В соответствии с Положением о закупке (раздел 4) Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса цен.
ГУП РК "Черноморнефтегаз" объявлена закупка оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) путем проведения запроса цен (номер извещения 31502153611) (далее - запрос цен N31502153611). Извещение о проведении запроса цен N31502153611 размещено ГУП РК "Черноморнефтегаз" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 20.03.2015. Дата и время окончания подачи заявок: 02.04.2015 в 09:00. Дата и время подведения итогов: 02.04.2015 в 14:00. Начальная (максимальная) цена договора - 7 280 234 (семь миллионов двести восемьдесят тысяч двести тридцать четыре) российских рубля 20 копеек. Вместе с извещением на указанном сайте опубликованы: Документация для участия в процедуре запроса цен (далее - Документация запроса цен); Извещение о проведении запроса цен; Протокол N169-зц заседания Конкурсной комиссии ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" от 19.03.2015 о выборе процедуры закупки, определения сроков проведения закупки, утверждения Извещения о проведении запроса цен и Документации для участия в запросе цен.
Согласно информации Заказчика (письмо от 30.04.2015 N16-994) 23.04.2015 ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Научно-Производственная компания "Сателлит" (далее - ООО "НПК "Сателлит") договор поставки N262.
Представитель Заявителя в качестве доводов жалобы от 22.04.2015 N0147 указывает на то, что Комиссия Заказчика обязана принять решение об отменен процедуры закупки в связи с тем, что к оценке котировочных заявок допущена котировочные заявки менее двух участников.
Согласно пункту 4.8 раздела 4 "Порядок проведения запроса цен" главы 5 "Особенности проведения процедур закупок" Положения о закупках:
"4.8. Отмена процедуры запроса цен
Процедура запроса цен может быть отменена, если:
4.8.1. отклонены все котировочные заявки за их несоответствие требованиям Документацией;
4.8.2. отсутствие дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ, услуг;
4.8.3. лучшая котировочная заявка превышает начальную (максимальную) стоимость договора;
4.8.4. к оценке котировочных заявок допущены котировочные заявки менее двух участников;
4.8.5. осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Решение об отмене закупки размещается на сайте Заказчика в течение одного рабочего дня следующего за днем принятия решения Конкурсной комиссией.
Заказчик вправе принять решение о проведении повторной процедуры закупки путемзапроса цен с изменением условий проводимого запроса цен(при необходимости)" (цитата Положения о закупках; оформление и стилистика документа сохранены).
Учитывая приведенное, отмена процедуры запроса цен Заказчиком, в случае допуска к оценке котировочных заявок менее двух участников, является правом, а не обязанностью Заказчика.
Исходя из приведенного, ГУП РК "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" имело право завершить процедуру запроса цен при закупке оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (номер извещения 31502153611), допустив к оценке котировочных заявок только одну котировочную заявку ООО "НПК "Сателлит".
Учитывая приведенное, данный довод жалобы Заявителя от 22.04.2015 N0147 необоснован.
В жалобе от 22.04.2015 N0147 ООО "СБ-Сервис" указывает на то, что при закупке стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей Заказчик необоснованно выбрал такой способ закупки как запрос цен.
Согласно Протоколу вскрытия котировочных заявок N223-зц, составленному Конкурсной комиссии Заказчика от 02.04.2015, Протоколу рассмотрения, сопоставления, оценки и отклонения котировочных заявок N276-зц, составленному Конкурсной комиссии Заказчика от 16.04.2015, для участия в запросе цен на поставку оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (извещение N31502153611) подано две котировочные заявки: ООО "НПК "Сателлит" (с заявленной ценой 5 570 000 (пять миллионов пятьсот семьдесят тысяч) российских рублей 00 копеек без НДС) и ООО "СБ-Сервис" (с заявленной ценной 6 143 670 (шесть миллионов сто сорок три тысячи шестьсот семьдесят) российских рублей 00 копеек без НДС).
В соответствии с пояснениями представителей Заявителя ООО "СБ-Сервис" подало котировочную заявку для участия в запросе цен на поставку оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (извещение N31502153611) считая данную процедуру легитимной и не нарушающую Положение о закупке. При этом Заявитель не смог пояснить, каким образом выбор Заказчиком такого способа закупки как запрос цен ограничил возможность ООО "СБ-Сервис" участвовать в данной закупке.
Учитывая приведенное, данный довод жалобы Заявителя от 22.04.2015 N0147 необоснован.
В результате осуществления проверки действий Заказчика по оценке котировочных заявок, поданных участниками запроса цен N31502153611, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 Протокола рассмотрения, сопоставления, оценки и отклонения котировочных заявок N276-зц, составленном Конкурсной комиссии Заказчика от 16.04.2015, "При проведении процедуры запроса цен на закупку: "Оборудование специального назначения, не включенное в другие группировки, 29.56.25" (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей), ожидаемая стоимость (начальная (максимальная цена)) закупки составляет 7 280 234,20 рублей (семь миллионов двести восемьдесят тысяч двести тридцать четыре рубля 20 копеек) с учетом НДС, в срок, установленный для подачи котировочных заявок 02 апреля 2015 года до 09:00 поступили заявки от следующих компаний:
1. Общества с ограниченной ответственностью "НПК "Сателлит" с суммой котировочной заявки 6 572 600,00 рублей с учетом НДС;
2. Общества с ограниченной ответственностью "СБ-Сервис" с суммой котировочной заявки 7 249 530,60 рублей с учетом НДС;
В соответствии с пп.3.1.1 пп.3.1 п.3 Документации для участия в процедуре запроса цен, утвержденной протоколом заседания Конкурсной комиссии Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз", N169-зц от 19.03.2015 г.), Заказчик отклоняет котировочную заявку, если она не соответствует требованиям, установленным Документацией для участия в процедуре запроса цен.
6.1. Перечень заявок, которые отклоняются:
Полное наименование Участника, адрес, ИНН (для юридического лица) и фамилия, инициалы (для физического лица) участника процедуры закупки, который предоставил котировочную заявку |
Причина отклонения |
Пункт Документации для участия в процедуре, на основании которого отклоняется предложение |
Общество с ограниченной ответственностью "СБ-Сервис"
ИНН - 5905220996
614066, Россия, г. Пермь, ул. Мира, 86 Тел:(342) 204-71-03 |
Условия расчетов существенно отличается от требований, указанных в проекте договора в части проведения приемки оборудования (в проекте договора п.2.3; п.2.4. - приемка товара, шефмонтаж и контроль функциональности проводится на территории Покупателя: Прокатно-ремонтный цех труб и забойных двигателей Базы производственного обеспечения в бухте Ярылгач (Республика Крым, Черноморский р-н) |
ппп.3.1.1 пп.3.1 п.3 Документации для участия в процедуре запроса цен - котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным Документацией |
По результатам рассмотрения поступивших котировочных заявок в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для реализации целей деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (утвержденного приказом Генерального директора N117-пр от 25.02.2015) (далее - Положение) и Документацией для участия в процедуре запроса цен, Конкурсной комиссией принято решение отклонить предложение: Общества с ограниченной ответственностью "СБ-Сервис" - ппп.3.1.1 пп.3.1 п.3 Документации для участия в процедуре запроса цен - котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным Документацией" (цитата Протокола рассмотрения, сопоставления, оценки и отклонения котировочных заявок от 16.04.2015 N276-зц; оформление и стилистика документа сохранены).
Таким образом, котировочная заявка Заявителя отклонена в связи с тем, что условия расчетов, заявленные ООО "СБ-Сервис" не соответствуют требованиям приемки оборудования, указанным в пунктах 2.3, 2.4 проекта договора поставки, приведенного в приложении 1 Документации запроса цен N31502153611.
Однако, условия расчетов указаны в пункте 5 "Цена и порядок расчетов" проекта договора поставки, приведенного в приложении 1 Документации запроса цен N31502153611. Тогда же пункты 2.3, 2.4 проекта договора поставки, приведенного в приложении 1 Документации запроса цен N31502153611, определяют количество, сроки и условия поставки оборудования, а точнее: приемку товара по количеству и качеству.
При этом согласно пояснениями Заявителя котировочная заявка, в том числе, условия расчетов, ООО "СБ-Сервис" оформлялись в соответствии с формой котировочной заявки, приведенной в пункте 2.6 "Оформление котировочной заявки" Документации запроса цен N31502153611.
Заказчиком условия расчетов, место и сроки поставки товара определены в пунктах 7-9 формы котировочной заявки, приведенной в пункте 2.6 Документации запроса цен N31502153611:
"7. Условия расчетов: по предложению участника, но не более 50% предоплаты
8. Место поставки товара: Прокатно-ремонтный цех труб и забойных двигателей Базы производственного обеспечения в бухте Ярылгач, Республика Крым, Черноморский район
9. Срок поставки товара: по предложению участника" (цитата Документации запроса цен N31502153611; оформление документа сохранено).
В котировочной заявке Заявителя указано:
"7. Условия расчетов: 50%- предоплата, 40%- после приемки оборудования на территории Исполнителя, 10% - после пуско-наладочных работ на территории Заказчика.
8. Место поставки товара: Прокатно-ремонтный цех труб и забойных двигателей Базы производственного обеспечения в бухте Ярылгач, Республика Крым, Черноморский район
9. Срок поставки товара: 120-140 дней, с возможностью досрочной поставки." (цитата котировочной заявки ООО "СБ-Сервис"; оформление документа сохранено).
Таким образом, условия расчетов, место и сроки поставки товара, указанные в котировочной заявке Заявителя, соответствуют форме, определенной Закзачиков в Документации запроса цен N31502153611.
При этом в котировочной заявке второго участника -
ООО "НПК "Сателлит" - определено:
"7. Условия расчетов: 50% предварительная оплата, 40% по факту готовности оборудования к отгрузке, 10% в течение 10-ти дней после подписания акта приемки оборудования.
8. Место поставки товара: Прокатно-ремонтный цех труб и забойных двигателей Базы производственного обеспечения в бухте Ярылгач, Республика Крым, Черноморский район.
9. Срок поставки товара: 120 дней." (цитата котировочной заявки
ООО "НПК "Сателлит"; оформление документа сохранено).
Таким образом, условия расчетов, место и сроки поставки товара, указанные в котировочных заявках участников процедуры закупок, изложены обеими участниками идентично (т.е. не содержат условий о приемке товара по количеству и качеству).
Исходя из того, что Документацией запроса цен N31502153611 не требовалось от участников процедуры закупки прилагать к котировочным заявкам проект договора поставки в составе документов котировочных ООО "СБ-Сервис" и ООО "НПК "Сателлит" проекты договора с Заказчиком на поставку стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей отсутствуют.
Учитывая приведенное, а именно: в Документации запроса цен N31502153611 приведена форма котировочной заявки, определенная Заказчиком форма котировочной заявки не содержит каких-либо требований о соответствии условий расчетов условия приемки товара по количеству и качеству), форма котировочная заявка Заявителя соответствует форме, определенной Заказчиком, условия расчетов указаны в другом разделе проекта договора, отличном от раздела на который ссылается Конкурсная комиссия Заказчика, - действия Конкурсной комиссии Заказчика в части недопуска ООО "СБ-Сервис" к участию в запросе цен, котировочная заявка которого соответствовала Документации запроса цен N31502153611, не обоснованы.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, в действиях Заказчика в части недопуска ООО "СБ-Сервис" к участию в запросе цен на поставку оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (извещение N31502153611), котировочная заявка которого соответствовала Документации для участия в процедуре запроса цен, является нарушением части 6 статьи 3 Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями) и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N195-ФЗ (с изменениями).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), Комиссия Крымского УФАС России решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СБ-Сервис" от 22.04.2015 N0147 (вх. N185/10 от 23.04.2015) на действия заказчика государственного унитарного предприятия Республики Крым "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" при проведении запроса цен на поставку оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки, 29.56.25 (стенд для скручивания-раскручивания забойных двигателей) (извещение N31502153611), проводимого в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями), необоснованной.
2. Признать в действиях государственного унитарного предприятия Республики Крым "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями).
3. Ввиду того, что в настоящий момент по результатам проведенной процедуры закупки государственным унитарным предприятием Республики Крым "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ" заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Научно-Производственная компания "Сателлит" договор поставки, выдать предписание не представляется возможным, поскольку у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют полномочия по признанию заключенных договоров недействительными.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю материалы дела от 24.04.2015 N06/135-15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 02/1078 (опубликовано 12 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016