Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 апреля 2015 г. N 35-2015
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, <_> рассмотрев материалы административного дела N 35-2015, возбужденного в отношении директора ООО "Инфосервис" <_> (_________________________________________________________________
____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________) (далее - <_>)
по факту распространения в эфире радио "Европа Плюс Челябинск" с 1 по 14 мая 2014 года ненадлежащей рекламы такси "Максим", содержащей непристойный и оскорбительный образ, с нарушением требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
в отсутствие директора ООО "Инфосервис" <_>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
в присутствии главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <_>,
исследовав материалы дела, установила:
В Челябинское УФАС России 7 мая 2014 года поступило заявление жителя г. Челябинска о распространении на радио "Европа Плюс Челябинск" рекламы такси "Максим" с недопустимым для трансляции на радио содержанием: "По бабам, по бабам, он ходит по бабам, по барам, по барам сидит с кем попало, а если сегодня поедет опять, такси, как всегда, будет ждать. Служба заказа такси "Максим" телефон 218-18-18".
Челябинское УФАС России запросило у ООО "Выбери Радио", являющегося рекламораспространителем, аудио запись рекламы такси "Максим", сведения о рекламодателе, о дате и времени выхода рекламы в эфире радио "Европа Плюс Челябинск".
Из представленных материалов следует, что рекламодателем данной рекламы является ООО "Инфосервис".
Из объяснений ООО "Инфосервис" следует, что на основании договора, заключенного с ООО "Выбери радио" реклама такси "Максим" размещалась с 1 по 14 мая 2014 года, после чего указанная реклама не транслировалась.
Исследование материалов приводит к следующим выводам.
В эфире радиостанции "Европа Плюс Челябинск" в период с 1 мая 2014 года по 14 мая 2014 года транслировалась реклама такси "Максим". В аудиоролике в форме музыкального куплета распространялась реклама услуг такси с использованием следующих слов: "По бабам, по бабам, он ходит по бабам, по барам, по барам сидит с кем попало, а если сегодня поедет опять, такси, как всегда будет ждать_".
В силу части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных, оскорбительных образов, сравнений и выражений.
В целях выяснения общественного мнения Челябинским УФАС России проведен опрос на собственном сайте о том, является ли реклама такси "Максим" оскорбительной. Около половины опрошенных (46 %) посчитали, что данная реклама нарушает требования действующего законодательства.
Также был поставлен вопрос о правомерности содержания рекламы перед членами Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России. Перед экспертами был поставлен вопрос: содержатся ли в рекламе непристойные и оскорбительные образы
В результате проведенного голосования большинство членов экспертного совета ответили утвердительно.
Челябинским УФАС России также принят во внимание тот факт, что реклама размещалась с использованием радиоканала, на котором транслируется информационная продукция, подпадающая под возрастную категорию "12+" и тем самым она становится доступной всем категориям населения Челябинска, в том числе несовершеннолетним.
Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что слова: "По бабам, по бабам, он ходит по бабам, по барам, по барам сидит с кем попало, а если сегодня поедет опять _", - указывают на присутствие в рекламе непристойного, оскорбительного образа мужчины, который нарушает общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Следовательно, реклама такси "Максим", размещенная на радиоканале "Европа Плюс Челябинск", противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 25 сентября 2014 года.
На основании частей 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы такси "Максим" является ООО "Инфосервис" как лицо, оказывающее услуги по предоставлению такси и определившее тем самым объект рекламирования.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с примечанием к статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководители организаций, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно представленным ООО "Инфосервис" документам, а именно копии приказа б/н от 21 мая 2013 года, решения учредителя N 3 от 21 мая 2013 года директором ООО "Инфосервис" является <_>, следовательно, именно он несет административную ответственность как должностное лицо за распространение в эфире радио "Европа Плюс Челябинск" с 1 по 14 мая 2014 года рекламы такси "Максим", содержащей непристойный и оскорбительный образ с нарушением требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
06 апреля 2015 года должностным лицом Челябинского УФАС России в отношении директора ООО "Инфосервис" <_>составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом к возбуждению административного дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Челябинского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Реклама такси "Максим", содержащая непристойный и оскорбительный образ, распространенная в эфире радио "Европа Плюс Челябинск" с 1 по 14 мая 2014 года противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наличие обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему соблюдению директором ООО "Инфосервис" <_>требований законодательства РФ о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.
У директора ООО "Инфосервис" <_> отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно - для соблюдения требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Однако директор ООО "Инфосервис" <_> не принял необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
При таких обстоятельствах директор ООО "Инфосервис" <_> признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих вину директора ООО "Инфосервис" <_> в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание короткий срок размещения рекламы, привлечение директора ООО "Инфосервис" <_> впервые к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства, ему может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - административный штраф в размере четырех тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать директора ООО "Инфосервис" <_> (________________________________________________________________________ ___ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применить к директору ООО "Инфосервис" <_> административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 325.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 апреля 2015 г. N 35-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016