Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 8 мая 2015 г. N 44-04-1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2015 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> рассмотрев дело N 44-04-1/2015 по признакам нарушения ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" <_> пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861, установила:
06 ноября 2014 года в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление ООО "ПРЕЗИДЕНТ" (<_>) на действия ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" (<_>) о необоснованном препятствовании передачи электроэнергии для энергопринимающих устройств Общества и прекращении передачи электрической энергии.
27 ноября 2014 года Управление сообщило заявителю о продлении срока рассмотрения заявления в связи со сбором и анализом дополнительных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
06 февраля 2015 года Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" (далее - Общество, Ответчик) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Установлено, что между ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и ООО "Президент" (Покупатель, Заявитель) заключен договор энергоснабжения <_> согласно которому осуществляется продажа Гарантирующим поставщиком и покупка Покупателем электрической энергии. Определено, что помимо договора, отношения регулируются соглашением о взаимодействии <_> где Генерирующей компанией выступает ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС (Передающая организация, впоследствии филиал ОАО "ОГК-2" - Рязанская ГРЭС).
Гарантирующий поставщик обязуется обеспечивать поставку электрической энергии Покупателю в точках поставки: электроснабжение потребителя осуществлялось от сборки N 2 0,4 кВ ГЗУ, согласно акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением ниже 1000 вольт между филиалом ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС г. Новомичуринск от 01.10.2007 г. (приложение N6 к соглашению о взаимодействии).
А Генерирующая компания, в свою очередь, обязана обеспечивать схему электроснабжения Покупателя в соответствии с требованиями для электроприемников 3 категории (п. 3.1.1. соглашения), поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети показатели качества электроэнергии в соответствии с ГОСТ 13109-97 (п. 3.1.2 соглашения).
В рамках договора энергоснабжения <_> для урегулирования взаимоотношений сторон для обеспечения надежного электроснабжения между ОАО "РЭСК" (Гарантирующий поставщик), ОАО "ОГК-6" (Генерирующая компания) и ООО "Президент" (Покупатель) было заключено соглашение о взаимодействии от <_> являющееся неотъемлемой частью вышеназванного договора энергоснабжения. ОАО "ОГК-6" (в настоящее время филиал ОАО "ОГК-2" - Рязанская ГРЭС, далее по тексту - Филиал) было привлечено в качестве сетевой организации, в обязанности которой входило обеспечение схемы энергоснабжения Покупателя.
Письмом исх. <_> филиал АОА "ОГК-2" Рязанская ГРЭС сообщил в адрес ОАО "РЭСК" об отсутствии технической возможности по обеспечению схемы электроснабжения ООО "Президент" в связи с продажей бокса N2, от которого запитан Потребитель.
Заявитель сообщил, что после получения им указанного письма электроснабжение по договору энергоснабжения <_> было прекращено.
Заявитель считает отключение подачи электроэнергии не соответствующим законодательству Российской Федерации об электроэнергетике и ущемляющим его права.
Ответчик не признал в своих действиях нарушение законодательства об электроэнергетике, ссылаясь на следующее.
Между ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС (Продавец) и ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" (Покупатель) заключен договор купли-продажи <_>, согласно которому покупатель приобрело следующее недвижимое имущество:
- здание административного корпуса гидроцеха, 209,4 кв.м.;
- здание - ремонтный блок N1, площадью 510,4 кв.м.;
- здание - ремонтный блок N2, площадью 671,1 кв.м.;
- здание - ремонтный блок N3, площадью 315,2 кв.м.;
- 2 земельных участка, площадью 59798 и 2975 кв.м.
Приобретаемое имущество не находится в залоге или под арестом и не обременено иными правами третьих лиц, что подтверждается пунктом 1.2 договора купли-продажи. Имущественный комплекс приобретался для строительства завода по производству газобетона автоклавного твердения, находящиеся на нем сооружения подлежали сносу.
Представитель ответчика заявил, что все находящиеся в эксплуатации объекты электросетевого хозяйства ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" были созданы на основании самостоятельного проекта и не предусматривали технологического подключения субабонентов, в частности, ООО "Президент".
В представленных Ответчиком материалах (разрешительная документация на строительство завода, договоры о технологическом присоединении, технические условия) отсутствуют требования о необходимости обеспечения энергоснабжения электроэнергией для ООО "Президент".
Таким образом, ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" не имеет никаких обязательств, связанных с обеспечением перетока (транзита) электроэнергии.
Также Ответчик указывает, что ООО "Президент" не является собственником устройств энергопотребления более трех лет.
С 20.08.2012 по 29.04.2014 гг. (по данным выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.11.2014 г.) ООО "Президент" находилось в стадии банкротства.
С 24.08.2011 г. нижеперечисленное недвижимое имущество принадлежит на праве собственности ООО "Александр Грин", которое зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области под номерами <_> и <_>
- земельный участок, общей площадью 1184 кв.м., находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, установлено относительно ориентира Здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом инв.N 100063, расположенного в границах участка, кадастровый номер объекта <_>
- здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом, литер Б3, общей площадью 1114,1 кв.м., кадастровый номер объекта <_> находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, Пром.зона.
По договору аренды имущества от 25.08.2011 г. "Арендодатель" - ООО "Александр Грин" передает Арендатору - ООО "Президент" во временное владение и пользование вышеперечисленное недвижимое имущество, сроком с 25.08.2011 г. по 24.07.2012 г.
Таким образом, по состоянию на 24.08.2011 г. ООО "Президент" не является собственником земельного участка и здания, соответственно право собственности на энергопринимающие устройства на данную дату утрачено. Юридическим последствием утраты права собственности является прекращение действия договора энергоснабжения <_> в силу ст. 168 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании вышеизложенного, считает, что в действиях ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" отсутствуют признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861.
Гарантирующий поставщик, ОАО "РЭСК", в своем письме исх. от <_> в адрес Управления пояснил следующее.
Письмом исх. от <_> филиал ОАО "ОГК-2" - Рязанская ГРЭС сообщил в адрес ОАО "РЭСК", что здание и земельных участок, расположенные на территории ГЗУ, будут проданы и о планирующемся демонтаже бокса N2, от которого запитан объект ООО "Президент", в связи с работами по возведению завода ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань", а также об отсутствии у филиала возможности обеспечивать схему электроснабжения ООО "Президент".
На основании этого письма, ОАО "РЭСК" в адрес ООО "Президент" было направлено письмо исх. <_> в котором сообщалось о необходимости изменения условий договора энергоснабжения в связи с изменением владельца объектов электросетевого хозяйства, от которых запитаны энергопринимающие устройства ООО "Президент".
Одновременно в адрес Филиала со стороны ОАО "РЭСК" было направлено письмо исх. <_> о необходимости обеспечения электроснабжения покупателя электрической энергией, обязанности филиала ОГК-2" - Рязанская ГРЭС обеспечить передачу электрической энергии ООО "Президент" в период действия договора энергоснабжения <_> и соглашения о взаимодействии от <_>
Позже ОАО "РЭСК" направило в адрес ООО "Президент" письмо исх. от <_> в котором разъяснялась необходимость расторжения договора электроснабжения <_> и соглашения о взаимодействии от <_>
29.10.2012 г. в адрес ОАО "РЭСК" поступил ответ от Общества (<_>) об отказе в расторжении вышеназванных договора и соглашения. На указанное письмо со стороны ОАО "РЭСК" направлен ответ исх. <_>
Гарантирующий поставщик считает, что в связи с отказом потребителя от расторжения договора электроснабжения, договор и соглашение о взаимодействии продолжили действовать на прежних условиях.
17.12.2013 г. ООО "Президент" сообщил в адрес Гарантирующего поставщика о том, что владелец электросетевого хозяйства (ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань") прекратил передачу электрической энергии Обществу.
Также представитель ОАО "РЭСК" заявил, что с августа 2012 г. начисления за потребленную электроэнергию в отношении ООО "Президент" по точкам поставки не производятся в связи с отсутствием фактического расхода электроэнергии.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442), если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. В данном случае, в пределах границ сетей филиала ОАО "ОГК-2" - Рязанская ГРЭС.
Таким образом, ОАО "РЭСК" считает, что нарушения законодательства в сфере электроэнергетике в отношении ООО "Президент" со стороны ОАО "РЭСК" не было допущено.
Филиал ОАО "ОГК-2" - Рязанская ГРЭС пояснил, что 13.07.2011 г. между Филиалом и ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N<_> согласно которому вместе с недвижимым имуществом ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" приобрело объекты электроэнергетики, ранее принадлежавшие ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС, а именно ремонтный блок N2, от которого был запитан ООО "Президент".
В то же время, представитель филиала подтвердил, что имущество передавалось ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" без обременений.
На основании совершенной сделки Филиал направил в адрес ОАО "РЭСК" письмо исх. <_> и подписанное дополнительное соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии от 01.07.2007 г. Данное действие осталось без ответа.
Также представитель заинтересованного лица ссылался на требование, предусмотренное ч. 2 ст. 539 ГК РФ, а именно наличия у абонента - ООО "Президент" - права собственности на энергопринимающие устройства.
Таким образом, Филиал считает, что права ООО "Президент" не могут быть нарушены, так как договор энергоснабжения <_> и соглашение о взаимодействии от 01.07.2007 г. утратили силу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ).
Обеспечение недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетике является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетике (часть 1 статьи 6 Закона N35-ФЗ).
Контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (часть 8 статьи 25 Закона N35-ФЗ).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
Пунктом 2 вышеназванного постановления (которым утверждены Правила недискриминационного доступа), Федеральная антимонопольная служба определена как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 названной статьи договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии к заявлению о намерении заключить договор энергоснабжения потребитель (покупатель) предоставляет документы, в частности, документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электроэнергией указано в заявлении о заключении договора.
Таким образом, договор энергоснабжения объекта может быть заключен при наличии технической возможности (отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации) и с лицом, в ведении которого находятся эксплуатируемые в целях приема энергии сети, приборы и оборудование. Аналогичная позиция содержится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 04.12.2001 N 3018/01 и 27.03.2006 N 6223/05.
Согласно пункту 8.1 договора энергоснабжения <_> договор действует с 01 февраля 2008 г. по 31 декабря 2008 г., и считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Комиссией установлено, что ни заявитель, ни заинтересованные лица не представили доказательств расторжения или изменения указанного договора в установленном договором или законом порядке.
Заявитель указал, что прекращение подачи электроэнергии произошло 10.08.2012 г. Однако доказательства прекращения подачи электроэнергии ни заявитель, ни гарантирующий поставщик, ни сетевая организация надлежащим образом в установленном законодательством порядке не представили (акт и др.).
Наряду с этим, лица, участвующие в деле, не представили документы, свидетельствующие об оплате за потребленную электроэнергию с 24.08.2011 г.
Из материалов дела следует, что с 24.08.2011 г. ООО "Александр Грин" являлось собственником нижеперечисленного недвижимого имущества:
- земельный участок, общей площадью 1184 кв.м., находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, установлено относительно ориентира Здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом инв.N 100063, расположенного в границах участка, кадастровый номер объекта <_>
- здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом, литер Б3, общей площадью 1114,1 кв.м., кадастровый номер объекта <_> находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, Пром.зона.
Частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. Установлено, что ни один из новых собственников (владельцев) этой обязанности не выполнил.
ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" приобрело имущественный комплекс по договору купли-продажи <_> без обременений (п.1.2. раздела 1 "Предмет договора"), в том числе по точке поставки электроэнергии ООО "Президент".
При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, об отсутствии в действиях ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань" нарушения антимонопольного законодательства в части препятствования передачи электроэнергии для энергопринимающих устройств ООО "Президент" и прекращении передачи электрической энергии.
В то же время, Комиссия считает целесообразным направить материалы дела руководителю управления для принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении филиала ОАО "ОГК-2" - Рязанская ГРЭС.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, пунктом 2 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 8 мая 2015 г. N 44-04-1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016