Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 20 мая 2014 г. N ТГ 08-02/2014-71 Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - "_", члены Комиссии - "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, "_" - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2014-71 Ж по жалобе филиала в Удмуртской Республике ООО "Страховая компания "Согласие" (далее - Заявитель, ООО "СК "Согласие") (вх. N 4545 от 12.05.2014 года) на действия ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (далее - Заказчик), Конкурсной комиссии при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (N извещения: 31401053909),
в присутствии 19.05.2014 г.:
представителя Заказчика - ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" - "_" по доверенности N 14050101 от 01.05.2014 года,
специалиста ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" "_",
специалиста ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" "_",
представителя подателя жалобы - ООО "СК "Согласие" - "_" по доверенности N 19/730/О от 05.05.2014 г.,
представителя подателя жалобы - ООО "СК "Согласие" - "_" по доверенности от 30.05.2013 г.,
в присутствии 20.05.2014 г.:
представителя Заказчика - ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" - "_" по доверенности N 14050101 от 01.05.2014 года,
представителя подателя жалобы - ООО "СК "Согласие" - "_" по доверенности N 19/730/О от 05.05.2014 г., установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 12.05.2014 года поступила жалоба ООО "СК "Согласие" на действия ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза", Конкурсной комиссии при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (N извещения: 31401053909).
Содержание жалобы Заявителя:
Заявитель считает, что действиями конкурсной комиссии заказчика нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в результате чего заявка заявителя была ненадлежащим образом оценена, нарушены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, необоснованно выбран победитель указанного конкурса.
По мнению заявителя, при технической оценке заявки ООО "СК "Согласие" по второму критерию "квалификация сотрудников подразделений страховщика, в т.ч. наличие сотрудников с медицинским образованием, опытом работы в области медицинского страхования" допущены нарушения. Так, в заявке заявителя указаны 7 сотрудников, соответствующие требованиям 10 баллов. При этом Конкурсной комиссией заказчика заявителю присвоено 9 баллов.
По третьему критерию "перечень медицинских услуг, оказываемых застрахованным", заказчиком существенным образом занижена оценка заявителя по данному критерию, поскольку ООО "СК "Согласие" были указаны дополнительные медицинские услуги сверх требований заказчика в приложениях NN 6 и 7 к договору добровольного медицинского страхования. Присвоено 7 баллов вместо 10.
По четвертому критерию оценки "перечень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которых будет производиться медицинское обслуживание застрахованных и с которыми у участников заключены договоры" заказчиком существенным образом занижена оценка заявителя по данному критерию, поскольку перечень дополнительных ЛПУ, находящихся в г. Москве, имеется в приложении N 7 к договору добровольного медицинского страхования. Присвоено 7 баллов вместо 10.
Пятым критерием оценки служит "рейтинг надежности страховщика, присвоенный рейтинговым агентством "Эксперт РА". ООО "СК "Согласие" присвоено 9 баллов, в то время как другой участник оценен на 10 баллов при одинаковом рейтинге А++ обоих участников.
Шестым критерием оценки указано "управленческая компетентность и репутация страховщика должна быть известна заказчику или подкреплена рекомендательными письмами организаций-страхователей, специализирующихся на аналогичном с заказчиком виде деятельности". Заявителем представлены рекомендательные письма, соответствующие указанному критерию. Другим участником конкурса такие письма не предоставлены. Указанное обстоятельство подтверждается особым мнением экспертов, однако обе заявки были оценены в 9 баллов.
Заявитель считает, что Конкурсной комиссией при оценке заявки ООО "СК "Согласие" неверно осуществлены арифметические действия, а именно не осуществлено округление до 1 при проставлении итоговой оценки. Также при расчете ценовой оценки с учетом коэффициента применен коэффициент 4, в то время как полагалось применение коэффициента 6, при расчете технической оценки с учетом коэффициента применен коэффициент 6, в то время как полагалось применение коэффициента 4.
Рассмотрение жалобы ООО "СК "Согласие" было назначено на 19.05.2014 г.
19.05.2014 г. в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 20.05.2014 г.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 19.05.2014 г. представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласны, считают жалобу необоснованной по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу N 01-КБ12/827 от 15.05.2014 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "СК "Согласие", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Протоколом внеочередного Общего Собрания Участников ООО "Лукойл-Камбарская нефтебаза" N 13/2014 от 12.02.2014 года утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО "Лукойл-Камбарская нефтебаза" и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. 17.02.2014 года.
08 апреля 2014 года ООО "Лукойл-Камбарская нефтебаза" на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (N извещения: 31401053909) цена установлена в размере 1 577 446 руб. 81 коп.
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом одноэтапном конкурсе N 25к-032014кн и определение победителя конкурса от 30.04.2014 г. победителем конкурса признано ОАО "Капитал Страхование".
На заседании Комиссии представители ООО "Лукойл-Камбарская нефтебаза" пояснили, что договор по результатам открытого одноэтапного конкурса на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (N извещения: 31401053909) в настоящее время не заключен.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках товаров) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно Конкурсной документации открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора Оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию для нужд ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" закупка N 25к-032014кн (далее - Конкурсная документация) участники должны представить проектно-техническую и коммерческую части заявки.
Пунктом 5.3. Конкурсной документации ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" установлены основные 6 критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Вторым критерием оценки установлено "Квалификация сотрудников подразделений страховщика, в т.ч. наличие сотрудников с медицинским образованием, опыт работы в области медицинского страхования". Для того, чтобы заявка была оценена на 9-10 баллов, заказчик установил: "наличие не менее 5 сотрудников с медицинским образованием и с опытом работы в области медицинского страхования свыше 5 лет".
На обозрение Комиссии Удмуртского УФАС России Заказчиком были представлены оригиналы и копии заявок участников: ООО "СК "Согласие" и ОАО "Капитал Страхование".
Рассмотрев заявку ООО "СК "Согласие", Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в этой части на основании следующего.
ООО "СК "Согласие" было предложено 7 сотрудников: из них, только 4 сотрудника имеют медицинское образование и опыт работы в области медицинского страхования свыше 5 лет, в связи с чем, ООО "СК "Согласие" правомерно было присвоено 9 баллов.
Третьим критерием оценки заказчик установил "Перечень медицинских услуг, оказываемых Застрахованным". Для оценки на 7-8 баллов Участник должен предложить перечень медицинских услуг, оказываемых Застрахованным, который должен соответствовать требованиям Заказчика.
На оценку в 9-10 баллов Участник должен предложить перечень медицинских услуг, оказываемых Застрахованным, соответствующий требованиям Заказчика, а также предложить дополнительные медицинские услуги сверх требований Заказчика, в рамках общего лимита ответственности по договору на одного Застрахованного.
В главе 3 Конкурсной документации Заказчик устанавливает, что должно содержаться в коммерческой части Конкурсной документации.
В пункте 3.1. Конкурсной документации указаны категории должностей сотрудников ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" и какие основные медицинские услуги должны быть им оказаны. Какой-либо перечень дополнительных видов медицинских услуг, Заказчик в Конкурсной документации не устанавливает.
ООО "СК "Согласие" представило в коммерческой части заявки проект договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию, в приложении N 6 которого ООО "СК "Согласие" указывает перечень медицинских услуг, установленных Заказчиком в Конкурсной документации, а также предложило дополнительные услуги для всех категорий должностей ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза".
Таким образом, ООО "СК "Согласие" предложило оказание медицинских услуг, соответствующих требованиям Заказчика, а также дополнительные медицинские услуги сверх требований Заказчика. Вместе с тем, заявка ООО "СК "Согласие" по данному критерию была оценена на 7 баллов, что не соответствует порядку оценки заявок и является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы ООО "СК "Согласие" в данной части.
Четвертый критерий оценки заявки "Перечень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которых будет производиться медицинское обслуживание Застрахованных и с которыми у Участника заключены договоры". Для оценки заявки по данному критерию Заказчик установил, что для оценки 9-10 баллов участник должен дополнительно предложить ЛПУ в Москве, Санкт-Петербурге и других областных центрах, для оценки на 7-8 баллов - дополнительно ЛПУ в центре федерального округа, к которому относится регион основной производственной деятельности страхователя; на 5-6 баллов - дополнительно специализированные ЛПУ в административном центре региона основной производственной деятельности страхователя, на 3-4 балла ЛПУ в городах основной производственной деятельности страхователя, на 1-2 балла - иное.
ООО "СК "Согласие" указало в приложении N 6 к проекту договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию перечень ЛПУ, требуемых Заказчиком в документации. Также ООО "СК "Согласие" указало дополнительные лечебно-профилактические учреждения: ФГБМУ Медицинский центр Министерства обороны Российской Федерации (поликлиника Спецстроя), ФГБЛПУ "Лечебно-оздоровительный центр МИД России" (филиал N 6 ФБУ "3ЦВКГ им. А.А. Вишневского Минобороны России), расположенные только в г. Москве.
Однако, заказчик для оценки на 9-10 баллов требовал дополнительного нахождения ЛПУ в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, других областных центрах. Поскольку участник не указал ЛПУ в Санкт-Петербурге и других областных центрах заявка была оценена на 7 баллов.
Таким образом, в данной части Комиссия Удмуртского УФАС России считает жалобу необоснованной.
Пятый критерий "Рейтинг надежности страховщика, присвоенный рейтинговым агентством "Эксперт РА"". Если рейтинг ниже А++, то присваивается 1-2 балла, если рейтинг соответствует А++, то присваивается 9-10 баллов.
Заявка ООО "СК "Согласие" по данному критерию была оценена на 9 баллов. Таким образом, Конкурсная комиссия признала рейтинг надежности страховщика соответствующим А++.
В возражениях ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" ссылается на то, что Участник ООО "СК "Согласие" представило рейтинг надежности, присвоенный Рейтинговым агентством Эксперт РА, срок действия которого истек 11.05.2013 г.
Согласно представленному рейтингу ООО "СК "Согласие" срок действия рейтинга с 05.06.2012 г. до 11.05.2013 г. или до изменения рейтинга.
На заседании Комиссии 19.05.2014 г. эксперт, производящий оценку технической части заявки, пояснила, что поскольку ООО "СК "Согласие" представило рейтинг, срок действия которого истек, заявка по данному критерию была оценена на 9 баллов. Также эксперт пояснила, что проверяла действует ли рейтинг ООО "СК "Согласие" на А++ в сети Интернет.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА" www.raexpert.ru рейтинг ООО "СК "Согласие" не менялся и является действующим.
С учетом письменных и устных пояснений представителей ООО "СК "Согласие", Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в этой части, поскольку заявка ООО "СК "Согласие" по данному критерию была оценена на 9 баллов, то есть члены Конкурсной комиссии, эксперты подтвердили наличие у ООО "СК "Согласие" рейтинга А++, но не обосновали причины оценки заявки в этой части на 9 баллов, вместо 10.
Шестой критерий "Управленческая компетентность и репутация Страховщика должна быть известна Заказчику или подкреплена рекомендательными письмами организаций-страхователей, специализирующихся на аналогичном с Заказчиком виде деятельности". Для присвоения 9-10 баллов страховщик должен иметь действующие договоры страхования на протяжении 5 лет и более с Заказчиком, или предоставить рекомендательное письмо от Страхователя, опыт договорных отношений с которым более 5 лет.
Рассмотрев заявку ООО "СК "Согласие", Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в этой части, поскольку Страховщик представил рекомендательные письма от страхователей, однако заявка ООО СК "Согласие" по данному критерию была оценена на 9 баллов.
На заседании Комиссии представители Заказчика не смогли пояснить, почему при приложенных к заявке ООО "СК "Согласие" рекомендательных письмах от страхователей, ООО "СК "Согласие" по данному критерию было присвоено 9 баллов, вместо 10.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
С учетом установленных Комиссией Удмуртского УФАС России обстоятельств, оценка заявки ООО "СК "Согласие" была занижена по 3, 5, 6 критериям, в то время, как другому участнику, который при равных приложенных документах и равных предложениях, были присвоены максимально возможные баллы.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом одноэтапном конкурсе на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза", пришла к выводу о том, что Конкурсной комиссией ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" были применены критерии не в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым услугам, и тем самым нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом одноэтапном конкурсе, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров.
Согласно пункту 5.2.1.4 конкурсной документации ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" в зависимости от сложности работ (услуг) и их начальной (максимальной) цены договора (цены лота), соотношение значимости технической и ценовой оценок может варьироваться. Если начальная цена договора до 15 млн. руб. коэффициент технической оценки составляет 4, коэффициент ценовой оценки - 6.
В итоговом заключении участников закупки N 25к-032014кн от 29.04.2014 г. экспертами ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" произведено неверное подведение итоговой оценки, при подсчете ценовой оценки применен коэффициент 4, а при подсчете технической оценки коэффициент 6.
На заседании Комиссии представители ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" пояснили, что была допущена техническая ошибка при подсчете итоговой оценки. Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к обоснованности жалобы в данной части.
3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках товаров изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Согласно пункту 9.3.6. Положения о закупке ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" Заказчик, Организатор закупки по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение о закупке или в документацию о закупке. Не позднее чем в течение 3-х (трех) рабочих дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений такие изменения размещаются Заказчиком, Организатором закупки в единой информационной системе.
Закон о закупке товаров не регулирует порядок исчисления указанных в нем сроков, в том числе не указывает, в каких днях, календарных или рабочих, они установлены. Как правило, в том числе в части 2 статьи 3, частях 11, 12 статьи 4 Закона о закупке товаров сроки установлены в днях без каких-либо уточнений. Лишь единожды, в части 13 статьи 4 Закона о закупке товаров, используется указание на "рабочие дни" (".в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок.").
Таким образом, можно сделать вывод, что во всех остальных случаях срок установлен в календарных днях.
Кроме того, статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что пункт 9.3.6. (и иные подобные пункты) Положения о закупке ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза", содержащий указание на исчисление сроков в рабочих днях, противоречит требованиям части 11 статьи 4 Закона о закупках товаров, которая указывает на исчисление сроков размещения информации в календарных днях.
В связи с установлением в действиях Заказчика - ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" нарушений, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Заявителя, неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
Признать жалобу ООО "СК "Согласие" филиал в УР на действия ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (N извещения: 31401053909) обоснованной.
2. Признать ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза", нарушившим пункт 2) части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части применения не в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым услугам критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом одноэтапном конкурсе, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3. Признать ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления в положении о закупке товаров, работ, услуг ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" пункта 9.3.6 (и иных подобных пунктов, устанавливающих исчисление сроков размещения заказчиком в единой информационной системе изменений, вносимых в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, в рабочих днях), что противоречит части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Выдать ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:
4.1. аннулировать протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом одноэтапном конкурсе N 25к-032014 кн и определение победителя конкурса от 30.04.2014 г. со всеми приложениями, технические заключения по закупке N 25к-032014кн., итоговое заключение участников закупки от 29.04.2014 г., итоговую оценку технических частей участников закупки от 29.04.2014 г. или аннулировать весь конкурс на право заключить договор на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию ООО "ЛУКОЙЛ - Камбарская нефтебаза" (N извещения: 31401053909);
4.2. устранить нарушения, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
"_"
"_"
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 20 мая 2014 г. N ТГ 08-02/2014-71 Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016