Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 28-НТ-04-14 (опубликовано 22 мая 2014 г.)
Комиссия Астраханского УФАС России по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 29.05.2013 N111-п, (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии:
<___> - руководитель Астраханского УФАС России;
члены комиссии:
<___> - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<___> - главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителя заявителя - ООО Консалтинговая компания "Транспортный эксперт" (сведения о надлежащем уведомлении в деле имеются), в присутствии представителей ответчика - Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" <___> а также в присутствии представителя ООО "Социальные гарантии" <___> рассмотрев жалобу ООО Консалтинговая компания "Транспортный эксперт" (443099, г.Самара, ул.Фрунзе, 50) на действия Организатора закупки - Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" (414041, г.Астрахань, ул.Энергетическая, 2) при проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК, на основании ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Астраханское УФАС России 12.05.2014 поступила жалоба ООО Консалтинговая компания "Транспортный эксперт" на действия Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" (далее - Организатор закупки, ОАО "АПТ") при проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК (реестровый номер 31401089173) (далее - запрос предложений).
По мнению Заявителя, Организатор закупки в документации о проведении запроса предложений не установил иных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке кроме цены контракта, чем нарушил ст.2 и ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также ст.17 Закона защите конкуренции.
Представитель Организатора закупки возражал против доводов Заявителя, указав, что в качестве критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений им были установлены цена контракта и соответствие участника требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений.
Комиссия, заслушав представителей сторон, а также изучив документы, представленные сторонами, установила следующее.
ОАО "АПТ" является самостоятельным юридическим лицом, которое, в соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Закона о закупках, обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленным Законом о закупках.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при покупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОАО "АПТ" утверждено протоколом Совета директоров ОАО "АПТ" N18 от 12.03.2012 (далее - Положение о закупках) и 03.08.2012 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
В соответствии с п.4.2.1.2 Положения о закупках ОАО "АПТ" может проводить закупки в форме запроса предложений.
Согласно п.7.1 Положения о закупках под запросом предложений Организатор закупки понимает способ осуществления закупки без проведения торгов и в сокращенные сроки, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок.
В силу требований п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как следует из п.7.3.4. и п.7.5 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений должно содержать критерии оценки предложений, которые вместе с методикой оценки и сопоставления предложений, вырабатывает структурное подразделение организатора закупки, в чьих интересах проводится запрос предложений.
На основании вышеизложенного, Закон о закупках и Положение о закупках устанавливает необходимость наличия в извещении о проведении запроса предложений критериев оценки и сопоставления заявок.
19.04.2014 на официальном сайте Организатор закупки разместил извещение о проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК (реестровый номер 31401089173).
Комиссия, изучив вышеуказанное извещение, установила, что в нем указан единственный критерий оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений - цена контракта, что противоречит требованиям Положения о закупке и Закона о закупках.
Требование Организатора закупки о соответствии участника требованиям, установленным извещением о проведении запроса предложений, не может рассматриваться в качестве критерия оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, поскольку несоответствие вышеуказанным требованиям влечет, согласно п.7.8 Положения о закупках, отклонение поданной заявки комиссией Организатора закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия полагает жалобу Заявителя обоснованной.
Вместе с тем, Комиссия не находит основания для признания Организатора закупки нарушившим ст.17 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом, в силу п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции под ограничением конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что обжалуемые действия Организатора закупки привели к возникновению хотя бы одного из перечисленных признаков ограничения конкуренции Заявителем на рассмотрение Комиссии не представлено.
Кроме того, принимая во внимание, что договор с победителем запроса предложений Организатором закупки заключен 30.04.2014 и, согласно ст.450 Гражданского кодекса РФ, может быть расторгнут только по соглашению сторон либо в судебном порядке, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания в отношении Организатора закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО Консалтинговая компания "Транспортный эксперт" на действия Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" при проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК (реестровый номер 31401089173), обоснованной.
2. Признать открытое акционерное общество "АстраханьПассажирТранс" нарушившим ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и п.7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" в части не установления в извещении о проведении запроса предложении критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <___>
<___>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 28-НТ-04-14 (опубликовано 22 мая 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016