Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 12 мая 2015 г. N А 532-14.9/15
Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Лужбин Евгений Львович, рассмотрев дело N А532-14.9/15 о совершении Северенчуком Игорем Ивановичем, исполняющим обязанности Главы администрации Тасеевского района, <_> административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 163 от 03.04.2014 в отношении Администрации Тасеевского района Красноярского края было возбуждено дело N 96-15-14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в нарушении порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Администрацией Тасеевского района были заключены следующие договоры аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, в целях осуществления предпринимательской деятельности:
N п/п |
заявитель |
Дата обращения |
Место расположение з/у |
Цель получения з/у |
Дата публикации |
Распорядительный акт, на основании которого заключен договор |
Договор аренды |
1 |
Андреев В.П. |
27.01.2012 |
с. Тасеево 100 м. на северо-восток от дома N174 по ул. Октябрьская |
Производственная база по переработке древесины
|
04.09.2012 |
N 62 от 04.10.2012 |
N 75 от 17.10.2012
|
2 |
Фроленко В.Ф. |
01.06.2012 |
с. Хандала, ул. Партизанская 25Б |
Производственная база по переработке древесины
|
04.09.2012 |
N 693 от 04.10.2012 |
N72 от 16.10.2012 |
3 |
ООО "Восход" |
02.10.2012 |
с. Тасеево, 100 м на северо-восток от дома N77 по ул. Ново-Кайтымская |
Производственная база по переработке древесины |
17.05.2011 |
N 689 от 04.10.2012 |
N 73 от 16.10.2012 |
4 |
Жуковский В.И. |
27.09.2011 |
с. Тасеево, ул. Октябрьская N154А |
Под хранение и переработку древесины |
22.06.2010 |
N473 от 29.09.2011 |
N32 от 03.10.2011 |
5 |
Гаврилов С.Л. |
18.10.2010 |
с. Тасеево, 350 м. на северо-запад от дома N70 по ул. Ново-Кайтымская |
Производственная база по переработке древесины |
15.11.2010 |
N3 от 12.01.2011 |
N22 от 22.08.2011 |
По результатам анализа вышеуказанных договоров аренды земельных участков, было установлено, что Администрацией нарушен установленный порядок (в части сроков предоставления земельных участков), что повлекло (могло повлечь) нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, что, в свою очередь, привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
Администрация признала, что при предоставлении земельных участков был допущен большой временной интервал между публикацией и принятием нормативного акта о предоставлении земельного участка и поясняет, что связано это было с тем, что Администрация не располагает достаточными средствами и возможностями для формирования выпуска тиража печатного издания "Тасеевский вестник" по каждому из заявлений граждан. Статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно части 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу этой нормы, такая публичность и открытость процедуры предоставления земельных участков, в том числе путем информирования населения о возможности приобретения земельных участков, направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на конкретный земельный участок.
Согласно частям 2-5 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения.
Согласно пункту 2.1.Положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством, на территории Тасеевского района", утвержденного Решением Тасеевского районного Совета депутатов от 05.03.2009 N 34-5, граждане и юридические лица (Заявители), заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают соответствующее заявление в администрацию Тасеевского района.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения после утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане администрация обеспечивает заблаговременную (за тридцать дней) публикацию сообщения о наличии земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам и юридическим лицам.
Согласно пункту 2.5 Положения если по истечении тридцати дней со дня опубликования сообщения о наличии земельного участка, предназначенного для предоставления гражданам и юридическим лицам, заявления не поступили, Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Администрация района, в недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает постановление о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного Постановления.
Как было установлено в результате анализа вышеуказанных договоров аренды земельных участков, Администрацией нарушен установленный порядок предоставления земельных участков, в том числе в части сроков предоставления, в частности: заявление Андреева В.П. на предоставление земельного участка было подано 27.01.2012, кадастровый учет указанного земельного участка был осуществлен 28.03.2012, информационное сообщение было опубликовано 04.09.2012, (то есть после проведения кадастровых работ, а не до них), Постановление о предоставлении в аренду было принято 04.10.2012, т.е. по истечении 8,5 месяцев со дня постановки на учет данного земельного участка; заявление Фроленко В.Ф. на предоставление земельного участка было подано 01.06.2012, кадастровый учет указанного земельного участка был осуществлен 28.03.2012, информационное сообщение было опубликовано 04.09.2012 (по истечении 3-х месяцев со дня предоставления кадастрового паспорта), Постановление о предоставлении в аренду было принято 04.10.2012, т.е. по истечении 8,5 месяцев со дня предоставления кадастрового паспорта данного земельного участка; заявление ООО "Восход" на предоставление земельного участка с кадастровым номером 24:36:0101005 было подано 02.10.2012, информационное сообщение было опубликовано 17.05.2011, Постановление о предоставлении в аренду было принято 04.10.2012, т.е. по истечении по истечении 1.5 года со дня публикации; заявление Жуковского В.И. на предоставление земельного участка было подано 27.09.2011, кадастровый учет указанного земельного участка был осуществлен 13.04.2010, информационное сообщение было опубликовано 22.06.2010, Постановление о предоставлении в аренду было принято 29.09.2011, т.е. по истечении 1 года 3 месяцев со дня публикации информационного сообщения о предоставлении данного земельного участка; заявление Гаврилова С.Л. на предоставление земельного участка было подано 18.10.2010, кадастровый учет указанного земельного участка был осуществлен 19.10.2009, информационное сообщение было опубликовано 22.06.2010, Постановление о предоставлении в аренду было принято 29.09.2011, т.е. по истечении 1 года 3 месяцев со дня публикации информационного сообщения о предоставлении данного земельного участка.
Постановления о предоставлении земельных участков вышеуказанным лицам, принятые с нарушением срока были вынесены за подписью исполняющего обязанности главы администрации Тасеевского района Северенчука И.И.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Администрацией установленного Порядка, в части не соблюдения недельного срока принятия Постановления о предоставлении земельного участка в аренду заявителю, а также не соблюдения недельного срока по заключению договора аренды, что повлекло, могло повлечь нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, что, в свою очередь, привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
Кроме этого, прошествие значительного периода времени между публикацией (информирования населения о возможности получения земельного участка для целей, не связанных со строительством) и фактическим предоставлением в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством (до 1 года 3 месяцев) свидетельствует о том, что могли появиться иные хозяйствующие субъекты, желающие получить во владение/пользование данные земельные участки, что в соответствии с требованиями положений Земельного законодательства, не позволило бы Администрации предоставить земельный участок без проведения торгов (конкурса).
Таким образом, вышеописанные действия Администрации (нарушение порядка предоставления земельных участков, а также допущение значительного временного интервала между публикацией и фактическим предоставлением в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством с целью осуществления предпринимательской деятельности) привело (могло привести), с одной стороны, к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, поскольку в нарушение установленного порядка они не могли получить права пользования земельными участками и начать осуществление предпринимательской деятельности, с другой стороны, привело (могло привести) к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов, поскольку лишило их возможности заявиться (в установленном законом порядке) на получение свободного земельного участка, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
По данному факту Красноярским УФАС России было вынесено решение N 96-15-14 от 12.05.2014, которым Администрация Тасеевского района признана нарушившей часть 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, связанных с нарушением порядка предоставления хозяйствующим субъектам земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в допущении значительного временного интервала между публикацией и фактическим предоставлением в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством с целью осуществления предпринимательской деятельности, что привело, с одной стороны, к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, с другой стороны, привело (могло привести) к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов, поскольку лишило их возможности заявиться (в установленном законом порядке) на получение свободного земельного участка. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что вышеуказанное нарушение является оконченным. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавалось в связи с тем, что вышеуказанное нарушение является оконченным.
Согласно ч. 1 ст. 14.9 КоАП действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.9 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение по делу N 96-15-14 вступило в законную силу 12.05.2014.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 44, 46 Устава Тасеевского района, утвержденного Решением Тасеевского районного Совета депутатов от 16 октября 2007 г. N 20-40, администрация Тасеевского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация распоряжается и управляет имуществом, находящимся в собственности районна в соответствии с правовыми актами.
Администрацией района руководит Глава администрации на принципах единоначалия и без доверенности действует от имени администрации района.
Согласно представленным в материалы дела Распоряжениям Главы администрации А.Я. Эйдемиллера в период совершения административного правонарушения обязанности главы администрации исполнял Северенчук И.И., согласно Решению Тасеевского районного Совета депутатов от 18.02.2015 N 29-1 в связи с досрочным прекращением полномочий Главы администрации Тасеевского района Эйдемиллера А.Я. исполнение полномочий Главы администрации возложены на Северенчука И.И с 19.02.2015 до назначения Главы администрации по результатам конкурса.
Таким образом, Северенчук И.И. как исполняющий обязанности Главы администрации Тасеевского района, несет ответственность как должностное лицо за действия администрации, связанные с нарушением порядка предоставления хозяйствующим субъектам земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в допущении значительного временного интервала между публикацией и фактическим предоставлением в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством с целью осуществления предпринимательской деятельности, что привело, с одной стороны, к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, с другой стороны, привело (могло привести) к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов, поскольку лишило их возможности заявиться (в установленном законом порядке) на получение свободного земельного участка, тем самым Северенчук И.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
В связи с необходимостью вызова Северенчука И.И. для составления протокола об административном правонарушении, в его адрес было направлено письмо (исх. N 8204 от 24.04.2015) о приглашении на составление протокола. Согласно информации, размещенной на сайте "Почта России", Северенчук И.И. уведомленный надлежащим образом (почтовый идентификатор 66001724425007) о месте и времени составления протокола, для составления протокола не явился, в адрес Красноярского УФАС России направил своего представителя по доверенности от 05.05.2015 <_>
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела N А 531-14.9/15 от 07.05.2015 рассмотрение дела было назначено на 12.05.2015.
На рассмотрение дела 12.05.2015 Северенчук И.И. не явился, в адрес Красноярского УФАС России направил своего представителя по доверенности от 12.05.2015 <_>
На рассмотрении дела 12.05.2015 представитель Северенчука И.И. письменных пояснений не представил, пояснил, что Северенчук И.И. вину признал.
Событие административного правонарушения: действия (бездействие) администрации Тасеевского района в лице исполняющего обязанности главы администрации - Северенчука И.И., которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, связанные с нарушением порядка предоставления хозяйствующим субъектам земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности, допущением значительного временного интервала между публикацией и фактическим предоставлением в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством с целью осуществления предпринимательской деятельности, что привело, с одной стороны, к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, с другой стороны, привело (могло привести) к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов, поскольку лишило их возможности заявиться (в установленном законом порядке) на получение свободного земельного участка.
Согласно статье 2.2. КоАП виновным в административном правонарушении признается лицо, которое совершило его умышленно или по неосторожности.
В силу ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Объективной стороной данного правонарушения является принятие неправомерных решений (актов) должностными лицами органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Субъектом данного правонарушения является - Исполняющий обязанности Главы администрации Тасеевского района - Северенчук Игорь Иванович.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9. КоАП, совершенного Северенчук И.И., характеризуется неосторожностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Неосторожность должностного лица подтверждается материалами дела N А 532-14.9/15, выражается в ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностным лицом, которое привело к противоправным действиям, а именно, Северенчук И.И., будучи исполняющим обязанности Главы администрации Тасеевского района, заблуждаясь относительно правомерности совершаемых им действий, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя в силу должностных полномочий и обязанностей должен был и мог их предвидеть, совершил действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, связанные с нарушением порядка предоставления хозяйствующим субъектам земельных участков для осуществления хозяйственной деятельности, допущением значительного временного интервала между публикацией и фактическим предоставлением в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством с целью осуществления предпринимательской деятельности, что привело, с одной стороны, к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, претендующих на получение заявленных земельных участков, с другой стороны, привело (могло привести) к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов, поскольку лишило их возможности заявиться (в установленном законом порядке) на получение свободного земельного участка.
Вред в административных правонарушениях, составы которых являются формальными, презюмируется самим фактом совершения деяния.
Факты нарушения удостоверяются:
Материалами дела N 96-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства, решением по делу N 96-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.05.2014 года, Постановлениями о предоставлении земельных участков: N 62 от 04.10.2012; N 693 от 04.10.2012; N 689 от 04.10.2012; N 473 от 29.09.2011; N 3 от 12.01.2011.
Обстоятельств, отягчающих ответственность должностного лица, не установлено.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность: совершение административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, впервые, признание вины.
Согласно ст. 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.
При определении вида и размера административного наказания учитывается следующее: основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП; характер административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП; давность привлечения к административной ответственности; обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность; личность Северенчука И.И., его семейное и финансовое положение.
Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП, не выявлено.
В соответствии с ч. 6 статьи 4.5. КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и составляет, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП, один год. На момент рассмотрения настоящего административного дела срок давности не истек.
При назначении наказания учитывается, что ранее Северенчук И.И. к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ не привлекалась.
С учетом изложенного в отношении должностного лица - Северенчука Игоря Ивановича может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в пределах минимальной санкции, установленной ч. 1 ст.14.9 КоАП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.2; 1.4; 1.5; 1.7; 2.1-2.4; 2.6; 3.1-3.5; 4.1-4.5; 14.32, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановил:
1. Признать исполняющего обязанности Главы администрации Тасеевского района - Северенчука Игоря Ивановича, гражданина РФ 09.05. <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП.
2. Наложить на Северенчука Игоря Ивановича, как на должностное лицо, административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в федеральный суд общей юрисдикции суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен непозднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г. Красноярск р/сч 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск БИК 040407001. ОКТМО 04701000 назначение платежа: (КБК 161 1 16 02010 01 6000 140).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Заместитель руководителя управления
|
Е.Л. Лужбин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 мая 2015 г. N А 532-14.9/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016