Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
от 3 июля 2012 г. N 05-05-06/45-12
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2012 года.
Комиссия Тывинского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Монгуш С.Ю. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика:
- Шелехов А.В. - глава кожууна - Председатель администрации Каа-Хемского района Республики Тыва, удостоверение N АА 0000241 от 11.03.2009 года;
- "_" - специалист по прогнозированию социально-экономического развития Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва;
от подателя жалобы:
- "_" - директор ООО "Сельстрой";
- "_", действующая на основании доверенности от 26.06.2012 года;
От заинтересованного лица:
- "_" - директор ООО "Компас", протокол собрания участников ООО "Компас" N 1 от 28.01.2011 года.
рассмотрев жалобу (вх. N 3462 от 21.06.2012 года) ООО "Сельстрой" (юридический адрес: _) на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, установила:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, подателя жалобы, электронной торговой площадки и заинтересованного лица были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводам ООО "Сельстрой", его права нарушены тем, что аукционной комиссией необоснованно отклонена первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312300035112000002.
Представитель муниципального учреждения "Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва" "_" не согласились с поданной жалобой, пояснив следующее.
Первая часть заявки подателя жалобы не соответствовала пункту 16 раздела N 2 "Фундаменты" аукционной документации, а именно не были указаны конкретные показатели объема бетонных блоков для стен подвалов. Также первая часть заявки ООО "Сельстрой" не соответствовала пункту 49 раздела 2 "Фундаменты" аукционной документации - не указана длина балки из цельной древесины.
Председатель муниципального учреждения "Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва" "_" пояснил, что для муниципального заказчика имеет существенное значение функциональные и качественные характеристики поставляемых товаров, используемых при выполнении работ. Документация об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва в разделе "Технология" не содержит качественные характеристики поставляемого товара, в связи с чем просил отменить открытый аукцион в электронной форме для повторного размещения заказа с уточнением качественных характеристик товаров.
Директор ООО "Компас" "_" не согласился с поданной жалобой, ссылаясь на то, что ООО "Сельстрой" не оспаривает незаконность оснований отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, а обжалуются положения аукционной документации. В связи с чем, подателем жалобы пропущен установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов срок обжалования.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы сторон и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 00 000 000 рублей.
Муниципальное учреждение "Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва" выступает муниципальным заказчиков и уполномоченным органом по размещению заказов.
Документация об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва утверждена распоряжением председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва от 24.05.2012 года N 84 "Об организации проведения открытого аукциона в электронной форме N ОАЭФ-05-12-01.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме от 20.06.2012 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, было подано 3 заявки от участников с порядковыми номерами 1,2,3.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок участников, приняла решение отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 участникам под номерами 1, 2 в связи с несоответствием первых частей заявок подпункту "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов без обоснования принятого решения.
Согласно части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Единой комиссией администрации Каа-Хемского района Республики Тыва в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 20.06.2012 года не указано обоснование отклонения заявок участников размещения заказа с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствуют заявки на участие в открытом аукционе.
В разделе 4 документации об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к сроку и объему предоставления гарантий качества работ (далее - техническое задание).
В техническом задании указаны торговые наименования товаров, используемых при выполнении работ без указания слова "эквивалент" и максимальных и (или) минимальных значений, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности к использованию при выполнении работ товара (пункты 52, 53, 58, 59, 71, 72,73, 74, 107, 114, 102, 132, 133, 135, 137, 166, 208 раздела "Общестроительные работы", пункты 2, 4, 12, 18, 37, 38, 39, 40, 54, 58, 70, 74, 80, 81, 92, 93, 94, 95, 97 раздела "Водопровод и канализация", пункт 259 раздела "Вентиляция", пункты 14, 18, 19, 20 раздела "Пожарная сигнализация"), а также в некоторых позициях указывается страна происхождения товара (пункты 13, 15, 31, 47, 49, 65, 91, 93, 94, 113 раздела "Отопление"). Кроме того, раздел "Технология", состоящий из 74 позиций, не содержит минимальных и максимальных значений, соответствующих потребностям заказчика, или значений эквивалентности к использованию при выполнении работ товара, указывается только наименование технологического оборудования, например, компьютер, плита, жарочный шкаф, холодильный шкаф и.т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика
В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (часть 3 статьи 34 Закона о размещении заказов).
В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар - согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
Согласно части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Таким образом, отсутствие в аукционной документации функциональных и качественных характеристик товаров и их минимальных и максимальных показателей, соответствующих значениям эквивалентности, не позволяет потенциальным участникам размещения заказа определить качественные характеристики поставляемого товара, соответствующие потребностям заказчика. В свою очередь, в ходе рассмотрения жалобы председатель муниципального учреждения "Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва" "_" пояснил, что качественные характеристики товаров, указанные в разделе "Технология", имеет существенное значение для муниципального заказчика, а товары, указанные в пунктах 16, 49 раздела N 2 "Фундаменты", должны быть определенного размера и объема в соответствии с максимальным значением, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указание в пунктах 16, 49 раздела N 2 "Фундаменты" документации об аукционе в электронной форме минимальных и максимальных значений товаров является неправомерным, так как заказчику требовались товары определенного размера и объема, что в свою очередь, привело к необоснованному отклонению первой части заявки ООО "Сельстрой".
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что первая часть заявки ООО "Сельстрой" содержит помимо согласия на выполнение работ по строительству детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва указание на поставку товаров в соответствии с техническим заданием аукционной документации.
Таким образом, отклонение первой части заявки ООО "Сельстрой" на основании подпункта "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов является необоснованным в силу не указания муниципальным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 требований к качественным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, которые позволили бы участникам размещения заказа предложить товары с конкретными показателями.
Кроме того, установление в документации об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва конкретных параметров, торговых наименований поставляемого товара, используемого при выполнении работ, без сопровождения словом "эквивалент", требования к производителю товара нарушает положения части 2.1, части 3, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа и не соответствует целям Закона о размещении заказов, перечисленным в части 1 статьи 1, эффективному использованию средств бюджета, расширение возможностей и стимулированию участия лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, предотвращению конкуренции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заявки участников открытого аукциона в электронной форме, которые предложат при выполнении работ товары другой марки или же такой же марки с иными характеристиками, незначительно отличающимися от заявленного, будут отклонены на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчиком - муниципальным учреждением "Администрация Каа-Хемского кожууна Республики Тыва" в документации об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва установлены требования к товару, ограничивающие круг участников размещения заказа.
Согласно части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе.
В соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379 Комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.
Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.
Таким образом, довод представителя ООО "Компас" о пропуске срока обжалования ООО "Сельстрой" в связи с обжалованием положений аукционной документации является необоснованным, поскольку из содержания жалобы ООО "Сельстрой" следует, что обществом оспаривается решение аукционной комиссии об отклонении первой части заявки ООО "Сельстрой".
На основании изложенного, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379 Комиссия Тывинского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Сельстрой" обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - муниципальное учреждение "Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва" нарушившим части часть 1 статьи 41.6, часть 3.1. статьи 34, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в части указания в документации об аукционе в электронной форме N 0312300035112000002 на право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 140 мест в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва требований, которые влекут за собой ограничение участников размещения заказа, а также не указания технических характеристик товаров, их минимальных и максимальных значений, соответствующих потребностям заказчика.
3. Признать Единую комиссию администрации Каа-Хемского района Республики Тыва нарушившей часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в части не указания в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 20.06.2012 года обоснования отклонения заявок участников размещения заказа;
Выдать муниципальному заказчику - муниципальному учреждению "Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва" предписание о прекращении нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
С.Ю. Монгуш
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 июля 2012 г. N 05-05-06/45-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016