Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 7 мая 2015 г. N 58.03-14.3/78Р
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Попов Виталий Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 58.03-14.3/78р, возбужденного в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124, ИНН 7714072839, КПП 771401001) (далее - ФГУП "ВГТРК"), в связи с непосредственным обнаружением государственным инспектором Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Давыдовой О.В., достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии представителя ФГУП "ВГТРК" <> по доверенности от 06.05.2015 года б/н., установил:
Решением от 19.03.2015 года N 35-27р Комиссии Воронежского УФАС России, реклама "Сначала несколько сюрпризов, которые Ростелеком приготовил своим зрителям на Новый год. Интерактивное ТВ поступью командора шагает по стране, на прямой связи все 16 филиалов компании, повод значительный. Биллинг зарегистрировал трехсоттысячного абонента /_/ Абонентская база растет стремительно, говорят представители компании, четырехсоттысячный телезритель ожидается уже в 2015-м. Поэтом, каждый регион разыграл, какие призы, получит этот счастливчик, если будет зарегистрирован на его территории/_/. На пресс-конференции анонсировали новое предложение - фактически замороженный на год тариф, он будет неизменным, как бы не росла инфляция. Кроме того, в канун праздников в сетке интерактивного ТВ появился специальный праздничный канал "Дед Мороз", который будет доступен до 31 января 2015 во всех основных пакетах интерактивного ТВ. Наталья Титова - заместитель директора Воронежского филиала ОАО "Ростелеком": "Благодаря этому Вы сможете встретить Новый год и провести новогодние праздники в теплой, уютной, семейной атмосфере. На этом канале традиционно представлены как детские фильмы, мультфильмы, глубоко полюбившиеся нам из нашего детства, так и премьеры отечественного и зарубежного кинематографа/_/" Мало кто задумывался, что телевидение тоже ускорится. С тех пор оно многому научилось, например/_/ по желанию пользователей вырезать рекламу из трансляции, предупреждать об эфире любимой программы, предоставлять родительский контроль и фильтр контентов для ваших детей, которые можно гибко запрограммировать/_/. Антон Годовиков - коммерческий директор МРФ "Центр" ОАО "Ростелеком": "Вы можете смотреть телевидение, как и все, что с ним связано, в том числе и видео по запросу/_/". В общем, до недавнего времени можно было поворчать, что интерактивному ТВ только караоке не хватает, сейчас не скажешь даже так/_/", распространявшаяся 24.12.2014 года в эфире телеканала "Россия - 24" в телеблоке "Вести NET" (с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (мск)) (далее - рассматриваемая реклама), признана ненадлежащей.
Решением от 19.03.2015 года N 35-27р установлено следующее.
На основании распоряжения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) от 25.12.2014 года N 03-16/5425 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394625).
Продолжительность проверки: с 29.12.2014 года по 30.01.2015 года.
В ходе проведения проверки установлено следующее:
Воронежским УФАС России у ФГУП "ВГТРК" были запрошены материалы, а именно: копия записи эфира телеканала ФГУП ВГТРК и ГТРК "Воронеж" на электронном носителе за 24.12.2014 с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (мск), (запись эфира (в т.ч. на телеканале "Россия-24").
Установлено распространение 24.12.2014 года в эфире телеканала "Россия - 24" в телеблоке "Вести NET" (с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (мск) (далее в телепрограмме "Вести NET" от 24.12.2014) информации следующего содержания: "Сначала несколько сюрпризов, которые Ростелеком приготовил своим зрителям на Новый год. Интерактивное ТВ поступью командора шагает по стране, на прямой связи все 16 филиалов компании, повод значительный. Биллинг зарегистрировал трехсоттысячного абонента /_/ Абонентская база растет стремительно, говорят представители компании, четырехсоттысячный телезритель ожидается уже в 2015-м. Поэтом, каждый регион разыграл, какие призы, получит этот счастливчик, если будет зарегистрирован на его территории/_/. На пресс-конференции анонсировали новое предложение - фактически замороженный на год тариф, он будет неизменным, как бы не росла инфляция. Кроме того, в канун праздников в сетке интерактивного ТВ появился специальный праздничный канал "Дед Мороз", который будет доступен до 31 января 2015 во всех основных пакетах интерактивного ТВ. Наталья Титова - заместитель директора Воронежского филиала ОАО "Ростелеком": "Благодаря этому Вы сможете встретить Новый год и провести новогодние праздники в теплой, уютной, семейной атмосфере. На этом канале традиционно представлены как детские фильмы, мультфильмы, глубоко полюбившиеся нам из нашего детства, так и премьеры отечественного и зарубежного кинематографа/_/" Мало кто задумывался, что телевидение тоже ускорится. С тех пор оно многому научилось, например/_/ по желанию пользователей вырезать рекламу из трансляции, предупреждать об эфире любимой программы, предоставлять родительский контроль и фильтр контентов для ваших детей, которые можно гибко запрограммировать/_/. Антон Годовиков - коммерческий директор МРФ "Центр" ОАО "Ростелеком": "Вы можете смотреть телевидение, как и все, что с ним связано, в том числе и видео по запросу/_/". В общем, до недавнего времени можно было поворчать, что интерактивному ТВ только караоке не хватает, сейчас не скажешь даже так/_/".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются услуги ОАО "Ростелеком": интерактивное ТВ и специальный праздничный канал "Дед Мороз".
ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" в ходе рассмотрения дела N 35-27р были предоставлены документы от 06.03.2015 года N98/104. В письменном объяснении от 06.03.2015 года N 99/104 ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" сообщило следующее: "/_/ Информация, содержащаяся в сюжете, не была нацелена на привлечение внимания телезрителей к юридическим лицам, наименование которых можно было увидеть в сюжетах. Появление в указанных сюжетах представителей тех или иных организаций было вызвано необходимостью получить комментарий компетентного специалиста и (или) пояснения непосредственного участника событий. /_/ Темой сюжета было развитие цифровых технологий в сфере массовой коммуникации в РФ с возможностью пользователя самостоятельно влиять на получение информации. Выступление представителя ОАО "Ростелеком" было обусловлено не получением информации об организации или ее услугах, а предоставление телезрителю возможности получить специфическую информацию компетентного специалиста. /_/ Таким образом, информационный сюжет "Интерактивное ТВ" являлся составной частью телепередачи "Вести NET", представлял собой новость. Будучи частью передачи, не мог ее прервать. Следовательно, перед его показом не могло быть размещено предупреждение о дальнейшей трансляции рекламы, предусмотренное правилами ч. 1 ст. 14 закона о рекламе. В действиях ГТРК "Воронеж" отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Прерывание телепрограммы "Вести NET" рассматриваемой рекламой не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы.
Доводы ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж", указанные в объяснениях от 06.03.2015 года N 99/104, несостоятельны по следующим основаниям.
Установленное в законодательстве понятие "реклама", а также анализ информации (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что указанный сюжет (рассматриваемая реклама) направлен на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, а именно к конкретной услуге Ростелекома - интерактивное ТВ и специальный праздничный канал "Дед Мороз".
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ФГУП "ВГТРК" в лице филиала ГТРК "Воронеж" (Договор от 01.12.2014 года N 0304/25/455-14/424; акт от 25.12.2014 года N999/104; счет-фактура от 25.12.2014 года N 999/104; счет от 23.12.2014 года N 104/891; платежное поручение от 30.12.2014 года N 309).
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, установлено, что ненадлежащая реклама с нарушением части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе", распространялась ФГУП "ВГТРК" 24.12.2014 года в эфире телеканала "Россия - 24" в телеблоке "Вести NET" (с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (мск)), тем самым, общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП "ВГТРК" имело возможность для соблюдения законодательства РФ о рекламе, поскольку 07.05.2015 года в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены факты, а в материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения.
Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статьями 4.3, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать ФГУП "ВГТРК" (ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124, ИНН 7714072839, КПП 771401001) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к ФГУП "ВГТРК" меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 201 000 (двести одна тысяча) рублей.
3. Направить копию настоящего постановления ФГУП "ВГТРК" для исполнения.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение Воронеж г. Воронеж
БИК - 042007001
Р/с - 40101810500000010004
ИНН - 3664022568
КПП - 366401001
КБК - 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 7 мая 2015 г. N 58.03-14.3/78Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016