Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 9679-12 (опубликовано 17 июля 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Григоренко А.В. (далее - Заявитель) на действия Законодательного собрания Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по поставке планшетного компьютера AppleiPadnew 16GbWi-Fi + Cellular с чехлом или эквивалент (извещение N 0156200002812000037), установила:
Заказчиком проводится открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по поставке планшетного компьютера AppleiPadnew 16GbWi-Fi + Cellular с чехлом или эквивалент.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Заявитель утверждает, что установленным в документации о торгах требованиям к планшетным компьютерам соответствует лишь продукция Apple, в связи с чем участники торгов лишаются права предложить к поставке иную продукцию.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, и выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
06.07.2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по поставке планшетного компьютера AppleiPadnew 16GbWi-Fi + Cellular с чехлом или эквивалент.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, а также в пункте 1.1 раздела 4 главы II документации об аукционе установлено, что предметом контракта является оказание услуг по поставке планшетного компьютера AppleiPadnew 16GbWi-Fi + Cellular с чехлом или эквивалент.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 указанной статьи.
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов).
Пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определяет, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В главе IV документации о торгах Заказчик указал требования к необходимому для поставки планшетному компьютеру AppleiPadnew 16GbWi-Fi + Cellular с чехлом или эквивалент:
Операционная система |
iOS |
Процессор/чипсет |
Apple A5 1000 МГц |
Количество ядер |
2 |
Встроенная память |
16 Гб |
Поддержка Wi-Fi |
есть, Wi-Fi 802.11n |
Поддержка Bluetooth |
есть, Bluetooth 4.0 |
Тип SIM-карты |
micro SIM |
Мобильный интернет |
3G, EDGE, HSCSD, HSDPA, HSUPA, HSPA+, GPRS, GSM900, GSM1800, GSM1900, LTE (AT&T 700, 2100 МГц / Verizon 700 МГц) |
Встроенный динамик |
есть |
Встроенный микрофон |
есть |
Поддержка форматов аудио |
AAC, Apple Lossless, WAV, MP3 |
Поддержка форматов видео |
MPEG-4, H.264, MOV, MP4, M-JPEG |
Время работы |
10 ч |
Зарядка от USB |
есть |
Емкость аккумулятора |
11560 мАч |
Материал корпуса |
металл |
Комплектация |
планшет, кабель для подключения док-станции к порту USB, адаптер питания 10 Вт, документация |
Экран |
9.7" 2048x1536 |
Тип экрана |
глянцевый |
Число пикселов на дюйм (PPI) |
264 |
Сенсорный экран |
емкостный, мультитач |
GPS-приемник |
есть, с поддержкой A-GPS |
ГЛОНАСС |
есть |
Автоматическая ориентация экрана |
есть |
Тыловая камера |
есть, 5 млнпикс |
Автофокус тыловой камеры |
есть |
Фронтальная камера |
есть |
Датчики |
акселерометр, гироскоп, компас, датчик освещенности |
Выход аудио/наушники |
есть, 3.5 мм |
Размеры (ДхШхГ) |
241x186x9 мм |
Вес |
662 г |
Материал чехла |
кожа/микрофибра |
Тип крепления чехла |
магнит |
Цвет чехла |
темно синий |
Габаритные размеры чехла (В*Ш*Г) |
3*195*240 мм |
Гарантия |
36 мес. |
Заявитель утверждает, что предложить к поставке какой-либо иной товар (помимо продукции Apple), соответствующий установленным в документации о торгах требованиям к планшетному компьютеру, не представляется возможным.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика согласились с доводами Заявителя в части установления положений документации об аукционе, в соответствии с которыми требованиям Заказчика будет удовлетворять лишь продукция Apple.
При этом законность установления таких требований Заказчик аргументирует следующим образом.
Из анализа письма ООО "Институт Управления Проектами" (N 1/711 от 12.07.2011 г.), являющегося ответом на запрос о выборе мобильной операционной системы для поддержки мобильного доступа к порталу Законодательного собрания Пермского края, следует, что предпочтительным решением является платформа Apple iOS. В данном письме содержится, в том числе следующая информация: "Мобильный клиент для системы электронного документооборота Аппарата Правительства Пермского края и органов государственной власти Пермского края существует только под операционную систему iOS. Учитывая это, поддержка iOS позволит создать единое интегрированное мобильное рабочее место депутата".
Руководствуясь рекомендациями, обозначенными в письме N 1/711 от 12.07.2011 г. 24.10.2011 г. Заказчик заключил договор N 186 с ЗАО "ИТ-Бизнес".
Согласно пункту 1.2.2 договора N 186 от 24.10.2011 г. на оказание услуг, заключенного между Законодательным собранием Пермского края и ЗАО "ИТ-Бизнес", исполнитель обязуется оказать услуги по модернизации приложения "Портал Законодательного собрания Пермского края" на платформе Microsoft SharePoint для обеспечения доступа к нему с использованием планшетных компьютеров iPad под управлением операционной системы iOS. В соответствии с пунктом 1.2.3 данного договора исполнитель также обязуется провести консультации по проектированию и разработке бизнес-процессов в прикладных средствах проектирования.
Пункт 4.4 договора N 186 от 24.10.2011 г., определяющий ответственность исполнителя, устанавливает, что исполнитель гарантирует качество выполненных услуг по п. 1.2.2 договора в течение 12 месяцев с момента подписания акта приема-сдачи услуг при условии осуществления доступа к порталу с использованием планшетных ПК под управлением iOS.
Таким образом, условия договора N 186 от 24.10.2011 г. означают, что лишь при дальнейшем использовании планшетных компьютеров, имеющих операционную систему iOS, исполнитель (ЗАО "ИТ-Бизнес") будет гарантировать качество оказанных услуг, связанных с модернизацией приложения "Портал Законодательного собрания Пермского края".
Цена вышеназванного договора составляет 99 000 руб. 00 коп., процедура торгов на право заключения указанного договора Заказчиком не проводилась, т.к. договор N 186 от 24.10.2011 г. заключен в порядке п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов. Комиссия отмечает, что проверка законности заключения обозначенного договора ранее антимонопольным органом не проводилась, необходимость совместимости поставляемых товаров с системой iOS не вызывает сомнения у Комиссии.
В соответствии с представленным Комиссии письмом Губернатора Пермского края (N СЭД-01-19-478 от 11.05.2011 г.) депутатам Законодательного собрания Пермского края предоставлена возможность использования Интегрированной системы электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края (далее - ИСЭД). В указанном письме обозначено, что ИСЭД работает на обычных персональных компьютерах, ноутбуках и на устройствах MacBook и iPad.
В приложении к письму Губернатора Пермского края указано, что для работы в ИСЭД используются типовые персональные компьютеры. Возможно использование компьютеров Macintosh и устройств iPad.
Допустимость использования планшетных компьютеров, не являющихся продукцией Apple, не предусмотрена вышеприведенным письмом Губернатора края.
Отметим, что участие аппарата Законодательного собрания Пермского края в интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ в Администрации губернатора Пермского края, Аппарате Правительства Пермского края и исполнительных органах государственной власти Пермского края подтверждается заключенным между перечисленными органами соглашением, предметом которого является установление прав и обязанностей сторон при участии Аппарата Законодательного собрания Пермского края в системе электронного документооборота.
В представленном на заседании Комиссии письме ЗАО "ИВС" (исх. N 1718 от 13.07.2012 г.) содержится информация о том, что имеющиеся у Заказчика приложения (программы) для мобильного доступа к информационным системам Законодательного собрания Пермского края и Аппарата Правительства Пермского края функционируют исключительно на платформе iOS производства фирмы Apple.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что система электронного документооборота Законодательного собрания Пермского края, в которой необходимо использовать поставляемые планшетные компьютеры, не совместима с иными операционными системами кроме iOS в части использования на мобильных устройствах. Следовательно, в случае с закупкой планшетных компьютеров Apple для работы должностных лиц с системе электронного документооборота альтернатив устройствам iPad изначально быть не могло.
Таким образом, Заказчик, указав на возможность поставки продукции Apple с пометкой "или эквивалент", нарушил часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. С неверным указанием ссылки на возможность поставки товара, эквивалентного продукции iPad, представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы согласились.
Необходимо отметить, что допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результат размещения заказа, не повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа, т.к. заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме были поданы 12 хозяйствующими субъектами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 57, 60 Закона о размещении заказов Комиссия, решила:
Признать жалобу Григоренко А.В. на действия Законодательного собрания Пермского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по поставке планшетного компьютера AppleiPadnew 16GbWi-Fi + Cellular с чехлом или эквивалент обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о размещении заказов не выдавать, поскольку допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результат размещения заказа.
Передать материалы дела должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 9679-12 (опубликовано 17 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016