Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
N 256-12-А3 (опубликовано 16 июля 2012 г.)
Резолютивная часть решения
объявлена 16.07.2012
Полный текст решения
изготовлен 27.07.2012
РЕШЕНИЕ
(извлечение)
16 июля 2012 года г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 256-12-АЗ по признакам нарушения Совета депутатов Старооскольского городского округа ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России поступили жалобы ИП Бесараб В.Т. (вх. N 1305 от 15.05.2012) и ИП Мартыновой Л.Г. (вх. N 1536 от 13.06.2012) на действия Совета депутатов Старооскольского городского округа по изданию решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 "О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа" (далее - решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703), которое по мнению ИП Бесараб В.Т. и ИП Мартыновой Л.Г. не соответствует федеральному законодательству и нарушает законные права и интересы перевозчиков по осуществлению предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг по перевозке пассажиров (ограничивает конкуренцию среди перевозчиков, создает льготы для отдельных хозяйствующих субъектов, создает дискриминирующие условия для деятельности предпринимателей), чем нарушает ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения вышеуказанных жалоб, а так же анализа представленных Советом депутатов Старооскольского городского округа (на основании запроса Белгородского УФАС России) документов, были выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения жалоб индивидуальных предпринимателей Бесараб В.Т. и Мартыновой Л.Г., документации, представленной Советом депутатов Старооскольского городского округа, были возбуждены дела N 256-12-АЗ и N 574-12-АЗ (соответственно) по признакам нарушения Советом депутатов Старооскольского городского округа ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, которые определением от 16.07.2012 были объединены в одно производство под N 256-12-АЗ.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела 22.06.2012, 16.07.2012 ИП Бесараб В.Т. поддержала требования, указанные в ее жалобе и пояснила, что она является индивидуальным предпринимателем, с 1996 года осуществляет пассажирские перевозки в городе Старый Оскол. Каждый год администрацией округа проводился конкурс на осуществление пассажирских перевозок, и проблем с пассажирскими перевозками не было. Однако, Советом депутатов Старооскольского городского округа 27.102.2012 было принято решение N 703 о внесении изменений в положение Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа. Критерии оценки заявок, содержащиеся в приложении N 5 данного решения, по мнению ИП Бесараб В.Т., заведомо ставят мелких перевозчиков в неравные условия с предприятиями, которые имеют собственную базу, медпункты, охранников и которые наберут больше баллов, чем те участники конкурса, которые осуществляют предрейсовый осмотр транспорта и медосмотр водителей на основе договора с соответствующей организацией, у кого нет собственной базы, стоянки и диспетчерского пункта. ИП Мартынова Л.Г. на заседании комиссии 16.07.2012 поддержала заявленные ею требования, а так же высказала согласие с мнением ИП Бесараб В.Т.
Представитель Совета депутатов Старооскольского городского округа пояснил, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Таким образом, решения Совета депутатов Старооскольского городского округа N 143 от 15.08.2008, N 703 от 27.02.2012 регулируют вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, и приняты в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Установление критериев, указанных в приложении N 5 к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 (далее - Приложение N 5), таких как наличие опыта работы по осуществлению перевозки пассажиров на регулярных маршрутах (п. 1 Приложения N 5), собственной базы для проведения технического осмотра (п. 2 Приложения N 5), собственного медицинского пункта (п. 3 Приложения N 5), базы для хранения автобусов (п. 4 Приложения N 5) направлено на повышение культуры и качества обслуживания пассажиров. Критерии оценки, предусмотренные п.п. 2, 3 Приложения N 5, установлены в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, а также обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Организация диспетчерского контроля с использованием навигационного оборудования (п. 5 Приложения N 5) направлена на повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", согласно которому оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров. Предусмотренный п. 6 Приложения N 5 критерий оценки направлен на увеличение количества автобусов большой вместимости и установлен в рамках реализации Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с целью снижения общего числа подвижного состава на территории города Старый Оскол в связи с перегруженностью транспортных магистралей города в часы пик, Срок эксплуатации автобусов (п. 7 Приложения N 5) и наличие административных правонарушений (п. 9 Приложения N 5) также направлены на повышение качества транспортного обслуживания, укрепление транспортной дисциплины и повышение безопасности дорожного движения. Кроме того, представитель ответчика объяснил включение в перечень критериев оценки заявок такого показателя как "правонарушения в части налогового законодательства", тем, что если участник конкурса соблюдает налоговое законодательство, своевременно платит налоги, это свидетельствует о его добросовестности и следовательно, он будет лучше выполнять условия договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. По мнению представителя ответчика, предусмотренные Приложением N 5 критерии оценки заявок направлены на повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, укрепление транспортной дисциплины на маршрутах, повышения эффективности управления движением транспорта, повышение культуры и качества обслуживания. Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 предусматривает общие (единые) требования ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, желающим осуществлять пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам и принято в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ и не противоречит положениям Закона о защите конкуренции.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, заявителей пришла к следующим выводам.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 "О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа" Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа, утвержденное решением Совета депутатов от 15.08.2008 N 143, (далее - Положение) дополнено Приложением N 5: "Критерии оценки заявок", из которого следует что:
по показателю "осуществление предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта" (п. 2) претендент, осуществляющий указанные контроль и обслуживание на основе договорных отношений со сторонней организацией получит 1 балл, а претендент, имеющий собственную базу для осуществления указанных контроля и обслуживания получит 3 балла;
по показателю "обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей" (п. 3) претендент, обеспечивающий указанный осмотр на основе договорных отношений со сторонней организацией, получает 1 балл, а претендент, имеющий собственный медицинский пункт, получает 3 балла;
по показателю "организация охраняемой стоянки" (п. 4) претендент, организующий стоянку на основе договорных отношений со сторонней организацией, получает 1 балл, а претендент, осуществляющий хранение автотранспорта на территории базы, осуществляющей выпуск на линию, получает 5 баллов;
по показателю "организация диспетчерского контроля всего заявленного транспорта" (п. 5) претендент, не организовавший контроль получает 0 баллов, организовавший контроль с использованием средств навигационного оборудования - 2 балла;
по показателю "наличие административных взысканий, наложенных на претендента и его транспортное средство - правонарушения в части налогового законодательства" (п.п. 9.3) претенденту снижается сумма баллов на 1 балл за каждый случай.
Из содержания решения Совета депутатов от 27.02.2012 N 703, Положения не усматривается на каком основании установлена указанная выше оценка показателей, а именно: чем обусловлено предпочтение наличию собственной базы по осуществлению предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта, нежели осуществлению предрейсового и послерейсового технического контроля и технического обслуживания транспорта на основе договорных отношений со сторонней организацией, если у сторонней организации имеется лицензия на осуществление такой деятельности; на каком основании обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей на основе договорных отношений со сторонней организацией оценивается ниже, чем наличие собственного медицинского пункта, при том, что и в том и в другом случае у медиков, осуществляющих осмотр водителей должно быть медицинское образование, а так же лицензия на осуществление такой деятельности; по какой причине наличие стоянки, организованной на основании договорных отношений со сторонней организацией оценивается ниже, чем хранение транспорта на территории базы, осуществляющей выпуск на линию, при том, что в обоих случаях такое хранение будет обеспечиваться претендентом на участие в конкурсе.
Такое разграничение критериев является надуманным (из вышеперечисленных нормативных актов не усматривается, на каком основании во всех перечисленных случаях сторонние организации, имеющие соответствующие лицензии и разрешения оцениваются ниже, чем собственные специалисты и обслуживание таких организаций является менее качественным, чем аналогичная деятельность силами и средствами работников претендента), и ограничивает возможности хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Кроме того, из вышеуказанных нормативных актов не усматривается, на каком основании в критерии оценки включен показатель "правонарушения в части налогового законодательства" и каким образом он влияет на безопасность дорожного движения и качество обслуживания пассажиров.
Согласно п.п. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Согласно п. 8 указанного Постановления, органам местного самоуправления муниципальных образований и подведомственным им организациям рекомендовано принять меры по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем, указанных в п.п. "б"- "е" п. 1 настоящего Постановления, закрепленных в установленном порядке за этими органами и организациями.
Таким образом, федеральным законодательством не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по оснащению автомобильного транспорта, используемого для перевозки пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и, таким образом, выставление большего количества при наличии спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS ограничил конкуренцию среди потенциальных участников конкурса на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Старооскольском городском округе Белгородской области.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.
Совет депутатов Старооскольского городского округа, приняв решение от 27.02.2012 N 703, установил вышеуказанные критерии оценки претендентов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, которые могут привести к ограничению конкуренции среди потенциальных участников конкурса на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Старооскольском городском округе Белгородской области, чем создал дискриминационные условия, при которых претенденты на участие в вышеуказанном конкурсе, имеющие собственную базу, медицинские пункты, охранников и не имеющие нарушений в части налогового законодательства, а так же оснастившие транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS ставятся в преимущественное положение перед претендентами, заключившими договорные отношения со сторонними организациями, осуществляющими деятельность по предрейсовому и послерейсовому техническому контролю и техническому обслуживанию транспорта, предрейсовому и послерейсовому медицинского осмотру водителей, хранению транспорта, имеющими нарушения налогового законодательства, а так же не оснастившими транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS, чем нарушил требования п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Белгородского УФАС России решила:
1. Признать факт нарушения Советом депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминационных условий, а именно в установлении критериев оценки претендентов на участие в конкурсе на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, которые могут привести к ограничению конкуренции среди потенциальных участников конкурса на право заключения договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Старооскольском городском округе Белгородской области посредством принятия решения решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 "О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа" (п. 2, 3, 4, 5, пп. 9.3 п. 9 Приложения N 5 ("Критерии оценки заявок")).
2. Выдать Совету депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области предписание о внесении изменений в п. 2, 3, 4, 5, пп. 9.3 п. 9 Приложения N 5 ("Критерии оценки заявок") к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 "О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа" (исключение критериев, создающих дискриминационные условия).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателю Совета депутатов
Старооскольского городского округа Белгородской области
ПРЕДПИСАНИЕ N 97
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)
27 июля 2012 года г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 27.07.2012 по делу N 256-12-АЗ о нарушении Советом депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Совету депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области прекратить нарушение п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, для чего внести изменения в п. 2, 3, 4, 5, пп. 9.3 п. 9 Приложения N 5 ("Критерии оценки заявок") к решению Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.02.2012 N 703 "О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа", исключив критерии, создающие дискриминационные условия.
3. В срок до 27 октября 2012 года представить в Белгородское УФАС России доказательства об исполнении настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области N 256-12-А3 (опубликовано 16 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016