Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 23 мая 2014 г. N ТГ 08-02/2014-74 Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - "_" - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии - "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), "_" - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2014-74 Ж по жалобе ООО "Импортсервис" (далее - Заявитель) на действия ОАО "Воткинский завод" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации (N извещения 31401129223),
на заседании Комиссии 21.05.2014 года в присутствии:
представителя Заявителя - ООО "Импортсервис" - "_" доверенность от 19.05.2014 года,
представителей Заказчика - ОАО "Воткинский завод" - "_" доверенность N 117/13-382Д от 26.11.2013 года, "_" доверенность N117/14-305Д от 20.05.2014 года,
на заседании Комиссии 22.05.2014 года в присутствии:
представителя Заявителя - ООО "Импортсервис" - "_" доверенность от 22.05.2014 года,
представителей Заказчика - ОАО "Воткинский завод" - "_" доверенность N 117/13-382Д от 26.11.2013 года, "_" доверенность N117/14-305Д от 20.05.2014 года, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 14.05.2014 года поступила жалоба ООО "Импортсервис" на действия ОАО "Воткинский завод" при проведении открытого запроса предложений на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации (N извещения 31401129223).
Содержание жалобы Заявителя:
Заявитель считает, что указание в качестве предмета закупки товара определенного бренда является нарушением действующего законодательства. Кроме того, на территории Удмуртской Республики существует единственная организация, официально реализующая подшипники компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы, представленные в жалобе ООО "Импортсервис".
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласны, считают жалобу необоснованной на основаниях, изложенных в письменных возражениях на жалобу N 117/14-022А от 16.05.2014 года (вх. N 4845 от 19.05.2014 года). Дополнительно пояснили, что на участие в указанном запросе предложений поступило 7 заявок от участников. В связи с получением уведомления о поступлении жалобы ООО "Импортсервис", Заказчиком запрос предложений был приостановлен.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Импортсервис", письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Решением Совета директоров ОАО "Воткинский завод" от 07.12.2012 года (протокол N 10/12) утверждено Положение "О закупочной деятельности ОАО "Воткинский завод" (далее - Положение ОАО "Воткинский завод") и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. 20.12.2012 года.
Решением Совета директоров ОАО "Воткинский завод" утверждено Положение "О закупочной деятельности ОАО "Воткинский завод" в новой редакции (Протокол N11/13 от 27.12.2013 года) и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru 30.12.2013 года.
05 мая 2014 года ОАО "Воткинский завод" на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации (N извещения 31401129223).
Начальная (максимальная) цена договора составляет 6 067 678 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке товаров) в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Аналогичное требование содержится в подпункте 1 пункта 7.2.3 Положения ОАО "Воткинский завод".
Согласно пункту 1.4 закупочной документации предметом закупки является поставка импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации - таблица, содержащаяся в пункте 1.4 закупочной документации.
Законом о закупке товаров, Положением ОАО "Воткинский завод" не предусмотрена обязанность Заказчиков в документации о закупке при указании на товарные знаки сопровождать их словами "или эквивалент", а также не запрещено размещать закупки на поставку товаров определенных изготовителей (производителей).
Заказчиком предъявлены требования к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар указанного производителя, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников запроса предложений.
Аналогичная позиция отражена в актах арбитражных судов по делу N А71-11453/2012.
Часть 10 статьи 4 Закона о закупках не содержит прямого запрета на включение в документацию о закупках требования к производителю товара, соответственно, такое условие может быть включено в документацию. ОАО "Воткинский завод" представлено надлежащее обоснование того, что потребность заказчика состоит в поставке подшипников, изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, поскольку подшипники приобретаются для ремонта станков, производители указаны в паспортах к станкам, указание конкретного изготовителя подшипников является необходимым для качественного выполнения работ на опасных производственных объектах.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО "Импортсервис" на действия ОАО "Воткинский завод" при проведении открытого запроса предложений на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации.
2. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Поскольку частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, то аналогичные требования должны быть указаны в положении относительно всех способов закупки.
В Положении ОАО "Воткинский завод" отсутствуют сроки размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса или аукциона, до дня окончания подачи заявок.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что сроки проведения закупочных процедур определены письмом руководителя, вместе с тем, подтвердили факт отсутствия указанных сроков в Положении ОАО "Воткинский завод". Отсутствие указанной информации в Положении ОАО "Воткинский завод" не свидетельствует об информационной открытости закупок, может привести к произвольному установлению сроков размещения извещения о проведении закупочных процедур, следовательно, может привести к нарушению прав участников закупок.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик не в полной мере регламентировал порядок проведения закупочных процедур, не включив в Положение ОАО "Воткинский завод" сроки размещения на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса или аукциона, до дня окончания подачи заявок, чем нарушил часть 2 статьи 2 Закона о закупке товаров.
Учитывая, что Положение ОАО "Воткинский завод" не соответствует требованиям действующего законодательства, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для выдачи ОАО "Воткинский завод" предписания об устранении нарушений порядка организации и проведения закупочных процедур.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
1. Признать жалобу ООО "Импортсервис" на действия ОАО "Воткинский завод" при проведении открытого запроса предложений на поставку импортных подшипников в количестве 292 шт., изготовленных предприятиями входящими в состав компании Schaffler Tehnologies AG & Cо. KG, в номенклатуре согласно закупочной документации (N извещения 31401129223), необоснованной.
2. Признать ОАО "Воткинский завод" нарушившим часть 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что выразилось в отсутствии в Положении "О закупочной деятельности ОАО "Воткинский завод" сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса или аукциона, до дня окончания подачи заявок.
3. Выдать ОАО "Воткинский завод" предписание об устранении нарушений порядка организации проведения закупок путем устранения нарушений, установленных в пункте 2 настоящего Решения.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
"_"
"_"
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 23 мая 2014 г. N ТГ 08-02/2014-74 Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016