Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 18 июля 2012 г. N 06-06
Резолютивная часть решения оглашена "04" июля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено "18" июля 2012 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков; <_> - специалист - эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <_> - специалист первого разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), кворум комиссии имеется;
в присутствии:
индивидуального предпринимателя <_> индивидуального предпринимателя <_> представителя индивидуального предпринимателя <_> <_>по доверенности б/н от 04.07.2012 года,
в отсутствии:
заявителя - прокуратуры Кезского района, извещенной о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 42600950139865,
рассмотрев дело N СЮ06-06/2012-11 в отношении индивидуального предпринимателя <_> индивидуального предпринимателя <_> индивидуального предпринимателя <_> по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
30 января 2012 г. в Удмуртское УФАС России из Прокуратуры Кезского района поступили материалы, указывающие на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения между ИП <_> (такси "Форсаж"), ИП <_> ("Новое такси"), ИП <_> (такси "Лада-такси"), <_> ("Такси-7"), направленного на установление и поддержание цен на услуги такси в поселке Кез и Кезском районе.
В частности в выпуске номера NN104-105 от 29.11.2011 г. районной газеты "Звезда" было опубликовано объявление, согласно которому такси "Форсаж", "Новое такси", "Такси-7", "Лада-такси" повышают цены на услуги такси на зимний период с 29.11.2011 г. по п. Кез на 10 руб. и по району на 50 руб.
Удмуртское УФАС России, установив, что данные лица не составляют одну группу лиц, то есть данные хозяйствующие субъекты являются самостоятельными участниками рынка, а также учитывая одновременное, синхронное и единообразное поведение, а также повышение цен на услуги такси в п. Кез и Кезском районе антимонопольный орган пришел к выводу о наличии между указанными лицами признаков заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к установлению и поддержанию цен на услуги такси.
С учетом изложенного, Удмуртское УФАС России по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", возбудило настоящее дело.
В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.
ИП <_> и ИП <_> ранее представленные в Удмуртское УФАС России письменные пояснения поддержали в полном объеме. Причиной увеличения цен на услуги такси указали одинаковые причины - плохие дороги, автомобили часто ломаются. ИП <_> также причиной увеличения цен указала повышение цены на бензин.
Представитель ИП <_> <_> поддержала письменные пояснения, представленные в Удмуртское УФАС России ранее. Причиной увеличения цен и основными затратами на осуществление деятельности такси являются горюче смазочные материалы, расходы на запасные части, отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также представитель на заседании Комиссии пояснил, что в настоящее время ИП <_> фактически услуги такси не осуществляет.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Учитывая, что владельцем "Такси 7", является <_> который согласно пояснениям индивидуальным предпринимателем не является, лицензий, разрешений на осуществление деятельности не имел и не имеет, а также пояснения ИП <_> ИП <_> и ИП <_> об отсутствии информации о наличии у <_> свидетельства индивидуального предпринимателя, то соответственно, Комиссия Удмуртского УФАС России не установила в действиях <_> нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно информации, содержащейся в обращении прокуратуры Кезского района, а также информации, представленной ИП <_> и ИП <_> на территории Кезского района услуги такси оказывают: ИП <_> ИП <_> ИП <_> "Такси 7", "Эконом" и "Корвет".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" легковое такси - это транспортное средство категории "M1" используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
В выпуске NN104-105 от 29.11.2011 года газеты Кезского района Удмуртской Республики "Звезда" было опубликовано объявление, согласно которому лица, оказывающие услуги такси в пос. Кез и Кезском районе, а именно: "Форсаж", "Новое такси", "Такси 7" и "Лада-такси" объявили о повышении цен на услуги такси для населения на зимний период с 29.11.2011 год по пос. Кез на 10 рублей, по району на 50 рублей. Объявление было опубликовано одно общее от имени указанных лиц, оказывающих услуги такси.
Информация, содержащаяся в объявлении районной газеты "Звезда", соответствовала действительности, так как ИП <_> ИП <_> и ИП <_> повысили цены на услуги такси для населения с ноября 2011 год по пос. Кез на 10 рублей, по району на 50 рублей.
Так, до конца ноября поездка по пос. Кез у всех перевозчиков составляла 60 рублей, по Кезскому району, к примеру, до д. Сыга-2 200 руб. Однако, с конца ноября 2011 года цена уже по Кезу была 70 рублей, а до д. Сыга-2 цена составляла 250 руб.
В пояснениях вх. N 1704 от 24.02.2012 года ИП <_> указала, что цены на услуги такси всегда едины. Причиной установления единой цены на услуги такси явилось:
1) в течение осени 2011 года в несколько этапов были подняты цены на бензин;
2) в нашем районе и в самом поселке "ужасные" дороги, машины часто ломаются, расходы по ремонту машин большие;
3) в соседних районах, а именно, в Дебесском районе, цены на услуги такси выше, чем в нашем районе;
4) прежние цены (тарифы) на услуги такси действовали долгое время, без изменения.
Таким образом, водители - таксисты предложили изменить расценки путем поднятия цен на небольшую разницу в цене.
Также в пояснениях от 25.04.2012 года ИП <_> представила информацию о том, что "за неделю до того, как подать объявление в газету, представитель руководителя "Нового такси", пригласил в свой офис руководителей такси "Форсаж", "Такси-7", "Лада-такси", обсудить вопросы по дальнейшей работе водителей такси. В тот день обсудили организационные и финансовые вопросы. Цены решили поднять однозначно".
ИП <_> также в пояснениях от 24.04.2012 года подтверждает факт организации встречи руководителей такси пос. Кез и свое присутствие на нем. Основной темой встречи являлось, в том числе установление цен на услуги такси.
ИП <_> в пояснениях от 24.02.2012 года указал, что в связи с отсутствием лицензии, деятельность по оказанию услуг такси с января 2012 года приостановлена. После получения лицензии на оказание услуг такси деятельность будет возобновлена. Также <_> в объяснениях от 05.05.2012 года указал, что он подавал чуть ранее объявление в районную газету "Звезда", но от себя лично, в данном объявлении указывал цены на услуги такси ниже тех цен, которые были поданы и указаны в общем объявлении в газете "Звезда".
Однако, при этом, доказательством в подтверждении своих доводов ИП <_> представил выпуск газеты "Звезда" от 26 июля 2011 года N 60. Необходимо отметить, что цены у других хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги такси, по состоянию на июль 2011 года, были аналогичны ценам ИП <_> и составляли по Кезу 60 руб. Цены повысились в ноябре 2011 года, то есть по истечении почти четырех месяцев.
Соответственно, довод ИП <_> о том, что он подавал ранее самостоятельно объявление и цены были иные, чем цены, указанные в объявлении выпуска NN104-105 от 29.11.2011 года газеты Кезского района Удмуртской Республики "Звезда", является необоснованным, и не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП <_> нарушения антимонопольного законодательства путем заключения антиконкурентного соглашения с ИП <_> и ИП <_> направленного на установление и поддержание цен на услуги такси.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств позволяет Удмуртскому УФАС России прийти к выводу о том, что хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги такси в пос. Кез и Кезском районе, действуют синхронно и единообразно, их действия не могут свидетельствовать об их относительной независимости и автономности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Однако Удмуртским УФАС России установлено, что субъекты, действующие на рынке оказания услуг такси для населения, осуществляют не самостоятельную деятельность, а деятельность, согласованную с прямыми конкурентами на рынке оказания услуг такси в пос. Кез и Кезском районе.
При установлении цены на услуги такси ИП <_> ИП <_> и ИП <_> руководствуются не фактическими затратами, нормами прибыли, показателями себестоимости и иными показателями, а согласованной моделью поведения между абсолютно самостоятельными участниками рынка, которые не входят в одну группу лиц ни с одним из лиц и соответственно, должны действовать на рынке оказания услуг такси самостоятельно.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что положение на рынке у всех таксистов пос. Кез и Кезского района, отличается. ИП <_> оказывает услуги на своей машине единолично и сама в своих письменных и устных пояснениях указывает, что она не конкурент таким крупным организациям как "Форсаж", "Такси 7" и "Новое такси".
Соответственно, ИП <_> не тратит дополнительные денежные средства на зарплату водителям, на стоянку, на техническое обслуживание иных машин, помимо личной машины и другое. Однако, несмотря на данные обстоятельства цены на услуги такси, перевозчики установили единые и фактически искусственно устранили конкуренцию между собой.
ИП <_> в своем ответе Удмуртскому УФАС России от 20.02.2012 года указала, что цены на услуги такси в пос. Кез и Кезском районе всегда едины. Кроме того, руководители такси за неделю до того, как подать общее объявление в выпуске NN104-105 от 29.11.2011 г. районной газеты "Звезда", на общей встрече установили необходимость поднятия цен.
ИП <_> и ИП <_> не оспаривают данные обстоятельства, а наоборот исходя из их пояснений, указывают, что осознавали, что действия по установлению единой цены всеми таксистами пос. Кез и Кезского района могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, однако не предпринимали никаких действий в целях недопущения нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Публикация общего объявления о повышении цен на услуги такси в редакции районной газеты "Звезда", а также фактическое увеличение цены на услуги такси по пос. Кез на 10 руб., а по Кезскому району на 50 рублей, подтверждают заключение между указанными лицами ограничивающее конкуренцию соглашение, которое привело к установлению и поддержанию цен на услуги такси.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности.
В силу пункта 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации).
Доказательства, приведенные Удмуртским УФАС России выше, а именно то, что ИП <_> ИП <_> и ИП <_> устанавливают цены на услуги такси не самостоятельно, руководствуясь собственными затратами, а путем организации различных встреч, совместного обсуждения необходимости повышения цен, размещения в газете общего объявления, фактическое поднятие и установление одинаковой цены на услуги такси, подтверждает синхронное и единообразное поведение перевозчиков. Указанные хозяйствующие субъекты заключили ограничивающее конкуренцию соглашение (устную договоренность), которое привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг такси в пос. Кез и Кезском районе, а также к установлению и поддержанию цен на услуги такси.
Признаки ограничения конкуренции в данном случае выразились в следующем:
- в отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
- в определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.
Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
Под соглашением Закон "О защите конкуренции" понимает - договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4).
С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях ИП <_> ИП <_> и ИП <_> наличие соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг такси в пос. Кез и Кезском районе. Таким образом, ИП <_> ИП <_> и ИП <_> допустили нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В целях предупреждения, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 23 и статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции", считает необходимым выдать ИП <_> ИП <_> и ИП <_> предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 11, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Признать в действиях индивидуального предпринимателя <_> индивидуального предпринимателя <_> и индивидуального предпринимателя <_> нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
3. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
4. Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении ИП <_>
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении ИП <_>
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении ИП <_>
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 18 июля 2012 г. N 06-06
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016