Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 19 июля 2012 г. N 16-10-12
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 6 июля 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело N 16-10-12, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
5 октября в приемную Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поступило обращение <. Указанное обращение было направлено в администрацию Губернатора Красноярского края. Письмом от 14 октября 2011 года (исх. N 51-010781) обращение < направлено для рассмотрения в прокуратуру Красноярского края.
Прокуратурой Красноярского края полученное обращение направлено в прокуратуру Центрального района города Красноярска (исх. N 25-р-2011 от 18.10.2011).
24 октября 2011 года вышеуказанное обращение для рассмотрения по существу и принятия мер было направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Управление).
Как следовало из ответа прокуратуры Центрального района города Красноярска, проверка по обращению.> не проводилась.
При рассмотрении Управлением обращения было установлено следующее.
<> действовала в интересах общества с ограниченной ответственностью "Строй-Стиль" (далее - ООО "Строй-Стиль" на основании доверенности от 24 августа 2011 года.
ООО "Строй-Стиль" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1022402659817. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.02.2012 N 8670В/2012 основным видом экономической деятельности ООО "Строй-Стиль" является деятельность баров.
Как следовало из письменных пояснений ООО "Строй-Стиль" (исх. N1 У-12/2011 от 23.12.2011 от 23.12.2011), общество ООО "Строй-Стиль" осуществляет свою предпринимательскую деятельность, в том числе и в бильярдном клубе (кафе) "Дуплет". Для водоснабжения указанного кафе ООО "Строй-Стиль" заключило договор N 11/01617 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ с обществом с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - ООО "КрасКом". Однако с 13 июля 2009 года ООО "КрасКом" перестало выполнять принятые на себя по договору обязательства по холодному водоснабжению ООО "Строй-Стиль".
В связи с тем, что ООО "Краском" приказом от 03.12.2007 N 55 Красноярского УФАС России включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35 % по факту неисполнения принятых на себя по договору обязательств, влекущие негативные последствия для ООО "Строй-Стиль" в отношении ООО "КрасКом" на основании приказа "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N 16-10-12 по признакам нарушения антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 16-10-12.
К участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - Следственное управление).
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
18 ноября 2005 года между ООО "КрасКом" и ООО "Строй-Стиль" был заключен договор N 11/01617 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ (абонент N 00124). Как следует из пункта 1.1. договора, его предметом являются обязательства по отпуску питьевой воды из системы городского водопровода и прием сточных вод в городскую канализацию.
Согласно пункту 3.1.3. договора ООО "КрасКом" приняло на себя обязательство отпускать питьевую воду из системы городского водопровода на нужды абонента в пределах установленного ему лимита водопотребления и принимать сточные воды в систему городской канализации в пределах установленного ему лимита водоотведения через указанные в приложении N 1 водопроводные вводы и канализационные выпуски Абонента. Отпуск питьевой воды и прием сточных вод осуществляется на границах эксплуатационной ответственности сторон.
Пунктом 9.1 договора был установлен срок начала действия договора- 01.10.2005 и окончания - 30.09.2006. В соответствии с пунктом 9.2. договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора.
Как следует из пояснений заявителя и не отрицается представителями ООО "КрасКом", на настоящий момент договор является действующим. Однако водоснабжение ООО "Строй-Стиль" затруднено по следующим причинам.
Актом от 13 июля 2009 года представителями ООО "КрасКом" в одностороннем порядке зафиксирован факт обнаружения порыва на трубопроводе холодного водоснабжения ДУ-10 мм на сетях ООО "Хафинко", а также факт отключения от системы холодного водоснабжения ООО "Хафинко", расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 2 б. Как следует из указанного акта: "отключение произведено путем выполнения видимого разрыва на трубопроводе холодного водоснабжения Ду 100 мм в колодце ВК 1 на месте разрыва установлен блин".
Отключение ООО "Хафинко" от холодного водоснабжения привело к невозможности иного абонента ООО "Строй-Стиль" к использованию холодного водоснабжения, в связи с тем, что подача водоснабжения до вентиля на трубопроводе Ду-15 мм в кафе "Дуплет" ООО "Строй-Стиль" осуществлялась через сети ООО "Хафинко".
12 мая 2010 года представителем ООО "КрасКом" в присутствии представителя ООО "Строй-Стиль" составлен акт, из которого следовало, что холодное водоснабжение общества не осуществляется по причине видимого разрыва.
ООО "Строй-Стиль" пояснило, что в июне 2010 года им были произведены восстановление и ремонт холодного водоснабжения, а именно произведена замена участка трубы от колодца КАМ 2 до гаражей, которые в настоящий момент находятся в ведении Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - СУ СК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю), установлен шаровый кран.
Актом от 3 августа 2010 года зафиксировано следующее. Помещение, расположенное по адресу пр. Мира, 2 "б" является частью отдельно стоящих боксов. Согласно акту раздела границ от 06.04.2000 подключение к системе холодного водоснабжения Ду 15 мм от ведомственных сетей ООО "Красноярскуголь", которые с 19.07.2010 перешли на баланс СУ СК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю. В помещении гаражных боксов СУ СК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю на трубопроводе холодного водоснабжения Ду 15 мм установлен прибор учета расхода холодной воды СВ-15Х N 60710606, принятый в эксплуатацию представителями ООО "КрасКом" 30.01.2007. Снять показания по данному прибору не представлялось возможным, поскольку помещение гаражных боксов СК СУ при прокуратуре закрыто. Кроме того, в акте указано на то, что холодное водоснабжение отключенное с 13.07.2009 по причине разрыва трубопровода было восстановлено с 18.06.2010. Однако холодное водоснабжение ООО "Строй-Стиль" не осуществлялось по причине того, что следственное управление закрыло вентиль на трубопроводе Ду 15 мм, который идет в кафе "Дуплет".
Кроме того, указанным актом было установлено, что имеется самовольное подключение к системе холодного водоснабжения Ду 15 мм, выполненное ООО "Строй-Стиль". Представителями ООО "КрасКом" было произведено отключение трубопровода холодного водоснабжения.
18 августа 2010 года ООО "Строй-Стиль" направлено письмо ООО "КрасКом" с просьбой разрешить пользование холодным водоснабжением по временному трубопроводу Ду-15 до момента принятия счетчика в эксплуатацию.
20 августа 2010 года представителем ООО "КрасКом" составлен акт о подключении кафе "Дуплет" к системе холодного водоснабжения по временному трубопроводу Ду 15 мм.
Как следует из акта от 18 октября 2010 года, представитель ООО "КрасКом" констатировал отсутствие холодного водоснабжения кафе "Дуплет" по причине закрытия вентиля СУ СК при прокуратуре РФ по Красноярскому краю. Также было отмечено, что холодное водоснабжение осуществляется по временному водопроводу Ду 15 мм от ведомственных сетей Ду 100 мм, которые согласно акту раздела границ от 19.07.2010 принадлежат СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю.
Актом от 20 октября 2010 года установлено, что до прибора учета СВК 15 N 702900 имеется присоединение Ду 15 мм на ООО "Строй-Стиль" Установлен прибор учета расхода холодной воды СВ-15 Х N 607106.06, с.п. 01591 м3, принятый в эксплуатацию представителями ООО "КрасКом". Вентиль Ду 15 мм перед прибором учета закрыт СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю. Водоснабжение по данному присоединению не осуществляется. Помимо этого есть указание на то, что после колодца КАМ -2ПГ на трубопроводе Ду 100 мм имеется врезка Ду 15 мм, по которой ранее осуществлялось временное водоснабжение в ООО "Строй-Стиль" кафе "Дуплет". В настоящее время эта врезка демонтирована, холодное водоснабжение по данному водопроводу не осуществляется.
В материалы дела ООО "Строй-Стиль" представлено письмо от 11.08.2010 N 232-29/56-10, в котором СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю указывает на то, что за Следственным управлением закреплено право оперативного управления на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Красноярмск, пр. Мира, 2 "г". Поскольку им не были получены технические условия на присоединение к сетям холодного водоснабжения, не заключен договор с ООО "КрасКом" на водоснабжение и водоотведение, то оно не может пользоваться услугами водоснабжения и водоотведения, осуществлять транзит или передачу холодной воды третьим лицам.
30 октября 2010 года директором ООО "Строй-Стиль" Чиловым С.С. в адрес СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю было направлено письмо "Об организации водоснабжения". В указанном письме ООО "Строй-Стиль" просило осуществить холодное водоснабжение кафе-бара "Дуплет".
9 ноября 2010 года вновь обращается в Следственное управление с просьбой разрешить транзит холодного водоснабжения.
16 ноября 2010 года Следственным управлением направлен ответ, в котором сказано, что управление является учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, поэтому расходы, связанные с оплатой услуг организаций, являющихся поставщиками коммунальных услуг, а также содержанием коммунальных сетей, находящихся на балансе следственного управления, осуществляется в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В связи с тем, что расходы, связанные с содержанием сетей, не эксплуатируемых Следственным управлением и через которые предполагалось осуществление транзита холодного водоснабжения кафе-бара "Дуплет", являются нецелевым расходованием средств федерального бюджета ООО "Строй-Стиль" было предложено рассмотреть вопрос организации водоснабжения кафе-бара "дуплет" по схеме, исключающей использование инженерных сетей, находящихся на балансе следственного управления.
11 ноября 2010 ООО "КрасКом" направило ООО "Строй-Стиль" письмо, в котором указало на то, что на запрос о рассмотрении новой точки присоединения к водопроводу здания кафе-бара "Дуплет" в связи с невозможностью его водоснабжения от здания следственного комитета сообщает, что сети водопровода, от которых планируется осуществить присоединение числятся на обслуживании Арбитражного суда Красноярского края, согласно акта раздела границ обслуживания сетей от 25.03.2010. Для подключения необходимо получить технические условия на присоединение в ООО "КрасКом", оформив заявление в установленной форме, с приложением необходимых документов и согласованием на присоединение от Арбитражного суда Красноярского края.
18 ноября 2010 года ООО "Строй-Стиль" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с просьбой дать разрешение на присоединение к сети водовода, находящегося на обслуживании Арбитражного суда.
На указанное обращение 28 декабря 2010 года был направлен ответ, в котором ООО "Строй-Стиль" со ссылкой на действующий порядок оборота имущества, находящегося в федеральной государственной собственности, было предложено рассмотреть место врезки, исключающее подключение кафе-бара к водопроводной сети, находящейся в границах эксплуатационной и иной ответственности Арбитражного суда Красноярского края.
Письмом от 26 октября 2010 года ООО "КрасКом" указало на 3 возможных варианта подключения ООО "Строй-Стиль" к сетям инженерно-технического обеспечения:
от сетей водопровода, числящихся на обслуживании Арбитражного суда Красноярского края;
от сетей водопровода, числящихся на обслуживании Следственного управления от сетей водопровода, находящихся на обслуживании ООО "КрасКом", в камере ТК сущ.
04 июля 2011 года ООО "Строй-Стиль" обратилось в ООО "КрасКом" с просьбой выдать новые технические условия на присоединение к холодному водоснабжения.
01 августа 2011 года ООО "КрасКом" выданы технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение).
В технических условиях было указано на то, что водоснабжение возможно осуществить по двум вариантам:
- от внутренних сетей водопровода здания БКЗ по адресу прю Мира 2 "б". Получить согласование на присоединение администрации БКЗ;
- от водопровода, обслуживаемого СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю, идущего к зданию по адресу пр. Мира, 2 "г". Получить согласование на присоединение СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю.
10 октября 2011 года ООО "Строй-Стиль" обратилось в государственное бюджетное учреждение "Красноярская краевая филармония" с просьбой согласовать подключения общества к сетям инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения от сетей водовода диаметром 400 мм, находящихся на обслуживании ООО "КрасКом" в камере ТК сущ.
11 октября 2011 года от бюджетного учреждения "Красноярская краевая филармония" был получен ответ, из которого следовало, что оно не является поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения в городе Красноярске. Данные услуги предоставляет ООО "КрасКом" и обращаться по данному вопросу следует в вышеуказанную организацию.
Представитель ООО "КрасКом" указал на то, что общество готово выполнять принятые на себя по договору обязательства, однако их выполнение не возможно вследствие действий Следственного комитета.
Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает следующее.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации: не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" "Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям" (аналогия закона).
Комиссия приходит к выводу о возможности применить данные положения к действиям ГУ СК России как владельца сети водопровода в части препятствования передаче по данным сетям холодной воды потребителю, потребляющие установки которого присоединены к таким сетям - ООО "Строй-Стиль".
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии со статьей 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15). Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с тем, что ООО "КрасКом" в силу объективных причин, возникших вследствие действий Следственного комитета, лишено возможности исполнять принятые на себя обязательства, принятые по договору N 11/01617 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 18.11.2005, Комиссия пришла к выводу об отсутствии состава нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "КрасКом".
В связи с тем, что в действиях Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю содержатся признаки нарушения действующего законодательства, а у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по оценке действий Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю на соответствие антимонопольному законодательству, Комиссия, руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 16-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "КрасКом" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
2. Направить материалы настоящего дела в прокуратуру Красноярского края для оценки действий Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии В.А. Денк
Е.В. Амосова
16-10-12_reshenie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 июля 2012 г. N 16-10-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016