Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/66-5 (опубликовано 7 мая 2015 г.)
Считает, что единая комиссия заказчика необоснованно отклонила первую часть заявки на участие в электронном аукционе ООО (заявка N 2069898), так как информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, представлена в составе первой части заявки в полном объеме.
Представители заказчика пояснили, что по окончанию срока приема заявок на участие в электронном аукционе (14.04.2015 г. 09:00) оператором электронной площадки заказчику направлены первые части заявок пяти участников закупки: заявка N 4704036, заявка N 2326404 заявка N 2069898, заявка N 4849129 заявка N 2677711.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.04.2015 года, единой комиссией заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с заявкой N 2069898, в связи с непредоставлением информации, предусмотренной п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В составе первой части заявки на участие в электронном аукционе вышеуказанного участника закупки отсутствуют конкретные показатели товара, используемого при ремонте средств вычислительной техники, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании (раздел 3 аукционной документации).
В соответствии с п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Считают, что жалоба является необоснованной, так как единая комиссия заказчика правомерно отклонила первую часть (заявка N 2069898) на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 06.04.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0143100003815000024 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по заправке, ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и ремонту средств вычислительной и оргтехники.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 200 000 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.04.2015 года по окончанию срока приема заявок на участие в электронном аукционе (14.04.2015 г. 09:00) оператором электронной площадки заказчику направлены первые части заявок пяти участников закупки: заявка N 4704036, заявка N 2326404, заявка N 2069898, заявка N 4849129, заявка N 2677711.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе единой комиссией заказчика принято решение допустить к участию в электронном аукционе следующих участников закупки -. (заявка N 4704036), (заявка N 2326404), аявка N 4849129),. (заявка N 2677711).
Участнику закупки с заявкой N 2069898 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При рассмотрении первой части заявки на участие в электронном аукционе вышеуказанного участника закупки, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в ее составе отсутствуют сведения о конкретных показателях запасных частей, используемых при оказании услуг по ремонту средств вычислительной и оргтехники, соответствующих значениям, установленным в Техническом задании (раздел 3 аукционной документации).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2015 г. заявки N 4704036, N 2326404, N 4849129, N 2677711 решением единой комиссии заказчика признаны соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
Победителем электронного аукциона признан ИП., предложивший наиболее низкую цену контракта - 140 000 рублей 00 копеек.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссия Курганского УФАС России установила, что в Техническом задании (раздел 3 аукционной документации) заказчиком определен товар, используемый при оказании услуг по ремонту вычислительной техники, установлены показатели, позволяющие определить соответствие данного товара установленным заказчиком требованиям.
В рассматриваемом случае идет речь о заключении контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар, установлены в п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отсутствие в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар, конкретных показателей запасных частей, используемых при оказании услуг по ремонту средств вычислительной и оргтехники, соответствующих значениям, установленным в Техническом задании (раздел 3 аукционной документации), расценивается как непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, при рассмотрении первой части заявки на участие в электронном аукционе N 2069898, единая комиссия заказчика обоснованно приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе вышеуказанному участнику закупки на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России признала доводы заявителя, изложенные в жалобе необоснованными.
Следует отметить, что на заседании Комиссии Курганского УФАС России представителями ООО заявлен довод о несоответствии Технического задания аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению N 0143100003815000024, размещенному на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), дата окончания срока подачи заявок - 14.04.2015 года.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Курганского УФАС России не оценивались доводы заявителя о наличии в действиях заказчика признаков нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок при разработке аукционной документации, поскольку истек срок на обжалование положений документации об электронном аукционе.
В процессе проведения внеплановой проверки, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
При рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 4704036, N 2326404 N 4849129, N 2677711, допущенных единой комиссией заказчика до участия в электронном аукционе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в составе заявок N 4704036, N 2677711 отсутствуют сведения о конкретных показателях товара, используемого при оказании услуг по ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов, соответствующих значениям, установленным в Техническом задании (раздел 3 аукционной документации) и информация о наименовании страны происхождения товара.
Отсутствие указанной информации в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в силу требований п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
В нарушение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок, единая комиссия заказчика по результату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 4704036 ), N 2677711 приняла решение о допуске вышеуказанных участников закупки к участию в электронном аукционе.
Комиссией Курганского УФАС России также установлено, что проект контракта на оказание услуг по заправке, ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и ремонту средств вычислительной и оргтехники не соответствует требованиям ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).
Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта (п. 3 Правил определения размера штрафа).
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке - 10 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (п. 4 Правил определения размера штрафа).
Согласно п. 5 Правил определения размера штрафа, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке - 2,5 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 200 000 рублей 00 копеек.
В силу требований ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проекте контракта на оказание услуг по заправке, ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и ремонту средств вычислительной и оргтехники должна быть установлена ответственность, как исполнителя, так и самого заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных вышеуказанным контрактом следующим образом:
- в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по контракту, исполнитель вправе потребовать уплату штрафа в размере 2,5 % цены контракта;
- в случае ненадлежащего выполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате штрафа в размере 10 % цены контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При рассмотрении проекта контракта (извещение N 0143100003815000024), Комиссия Курганского УФАС России установила, что размер пени и порядок его начисления за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в проекте контракта не установлен, что является нарушением ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, в действиях заказчика выявлены нарушения:
- ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размеров пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063;
- ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размера пени и порядка его начисления за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;
- ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
На основании вышеизложенного, следует вывод, что заказчиком утверждена аукционная документация, составленная с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу части 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, в силу названных правовых норм к существенным условиям договора возмездного оказания услуг, согласование которых свидетельствует о заключенности договора, относится условие о предмете договора.
Согласно п. 1.1. проекта контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по заправке, ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и ремонту средств вычислительной и оргтехники (далее Услуги) Заказчику в соответствии с техническим заданием (приложение к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В Техническом задании (раздел 3 аукционной документации) заказчиком определены необходимые для оказания услуги:
- услуги по заправке и ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и ремонту принтеров, МФУ, копировальных аппаратов;
- услуги по ремонту оргтехники;
- услуги по ремонту средств вычислительной техники.
При этом, услуги по ремонту средств вычислительной техники включают в себя замену вышедших из строя компонентов из состава системного блока, доведение до работоспособного состояния.
Согласно Техническому заданию (раздел 3 аукционной документации) при оказании услуг по ремонту вычислительной техники должен использоваться следующий товар (запасные части):
- системная плата;
- процессор;
- память 4 GB;
- накопители на жестких магнитных дисках;
- привод DVD-RW;
- блок питания;
- клавиатура;
- манипулятор "мышь";
- видеокарты;
- монитор;
- сетевые контроллеры.
Анализируя положения Технического задания (раздел 3 аукционной документации), Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что клавиатура, манипулятор "мышь", монитор не являются составными частями изделия, предназначенными для замены ранее эксплуатирующихся частей с целью поддержания или восстановления работоспособности изделия, поскольку представляют собой совокупность устройств, механизмов и приборов, необходимых для работы, то есть готовое к эксплуатации оборудование.
Поскольку предметом настоящего контракт является оказание услуг, в том числе, по ремонту средств вычислительной техники, то товаром, необходимым для оказания вышеуказанной услуги могут являться только запасные части оборудования.
Таким образом, при заключении контракта по ремонту оборудования заказчик не вправе требовать от участника закупки использовать при оказании данной услуги товар, представляющий собой готовое к эксплуатации оборудование.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика признаков нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившегося во включении в описание объекта закупки требований к использованию товара, не являющегося необходимым при оказании услуг, являющихся предметом данного контракта.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу необоснованной.
Признать в действиях комиссии заказчика нарушение п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в принятии решения о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки, первые части заявок которых, не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Признать в действиях заказчика - нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся во включении в описание объекта закупки требований к использованию товара, не являющегося необходимым при оказании услуг, являющихся предметом данного контракта.
Признать в действиях заказчика -нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся во включении в описание объекта закупки требований к использованию товара, не являющегося необходимым при оказании услуг, являющихся предметом данного контракта.
Признать в действиях заказчика - нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размера пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Признать в действиях заказчика - нарушение ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размера пени и порядка его начисления за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Признать в действиях заказчика - нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в не установлении в проекте контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Выдать заказчику - предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5, 7, 8 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем аннулирования электронного аукциона на оказание услуг по заправке, ремонту картриджей для принтеров, МФУ, копировальных аппаратов и ремонту средств вычислительной и оргтехники для нужд УМВД России по г. Кургану (извещение N 0143100003815000024).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/66-5 (опубликовано 7 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016