Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 20 апреля 2015 г. N 4067/04-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И. Г.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
рассмотрев дело N 04-01/16-15 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы средств, не являющихся лекарственными, с указанием на их положительное влияние на течение болезней с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП<_> ), место регистрации: <_>
, по доверенности от 12.01.2015 г. <_> установила:
Ярославским УФАС России в связи с рассмотрением обращения, поступившего в Управление 03 февраля 2015 года установлен факт размещения в номере 42(58) от 18.10.2014 г. газеты "PRO Город Ярославль" на 16 полосе статьи "Азбука здоровья".
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку в данной рекламной статье "Азбука здоровья" указывается на положительное влияние натуральных комплексов масла "Сибирское", бальзама "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзама "Лесной", эликсира "Янтарь", крем-геля "Активенный", не являющихся лекарственными средствам, на течение болезней.
Представитель ИП <_> пояснила, что ИП <_> является редакцией СМИ согласно Уставу редакции газеты "PRO Город Ярославль". По поводу размещения на полосе 16 в N 42 (58) от 18.10.2014 г. газеты "PRO Город Ярославль" рекламной статьи "Азбука Здоровья" сообщила, что рекламная информация в статье является бонусным (бесплатным) размещением, в связи с чем, запрашиваемые документы (заявки, договоры, акты выполненных работ) отсутствуют. Содержание рекламы определила ИП <_> которая является рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной рекламной информации.
Также в материалы дела представлены аналогичные пояснения ИП <_>(вх. N 3718 от 10.04.2015).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ИП <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация в номере 42(58) от 18.10.2014 г. газеты "PRO Город" в статье "Азбука здоровья" обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектами рекламирования в данной статье выступают натуральные комплексы масло "Сибирское", а также бальзам "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзам "Лесной", эликсир "Янтарь", крем-гель "Активенный".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Масло "Сибирское", бальзам "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзам "Лесной", эликсир "Янтарь", крем-гель "Активенный" отсутствуют в Государственном реестре лекарственных средств, и, следовательно, не относятся к лекарственным средствам.
В статье "Азбука здоровья" содержится следующая информация, указывающая на положительное влияние указанных средств на течение болезней:
"Положительные результаты с первых дней применения", "Необходимо отметить, что одновременное использование нескольких комплексов резко усиливает эффект. Положительный эффект достигается более, чем в 90 % случаев", "С маслом "Сибирское" вы вновь обретете здоровье и счастье", "Эффективны при следующих заболеваниях: сердечно-сосудистая система: при стенокардии, перепадах давления, аритмии, варикозе, тромбофлебите, атеросклерозе, снижают риск возникновения инфаркта, инсульта, помогают восстанавливать стенки сосудов, способствуют разжижению холистериновых бляшек; пищеварительная система: при гастрите, заболеваниях печени, желчного пузыря, заболеваниях поджелудочной железы, дизбактериозе кишечника; иммунная система: способствуют укреплению иммунитета, препараты эффективны в периоды активизации простудных и вирусных заболеваний, при гриппе, ОРВИ; дыхательная система: при бронхите, трахеите, астме, туберкулезе, отдышка; нервная система: снижении работоспособности, ухудшении внимания и памяти; опорно-двигательный аппарат: при артрите, артрозе, остеохондрозе, подагре, радикулите, полиартрите, пяточной шпоре, парализация, переломы; эндокринная система: для нормализации обмена веществ, сахарного диабета; мочеполовая система: при гинекологических заболеваниях, аденоме, простатите; кожные покровы: при псориазе, герпесе, дерматите, экземе, нейродермите; нарушение зрения и слуха: глаукома, катаракта, для улучшения зрения и слуха".
Таким образом, в рассматриваемой рекламной статье "Азбука здоровья" указывается на положительное влияние натуральных комплексов масла "Сибирское", бальзама "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзама "Лесной", эликсира "Янтарь", крем-геля "Активенный", не являющихся лекарственными средствам, на течение болезней, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Как указано в части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Закона, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Общество с ограниченной ответственностью "Про Город 76" в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1688 от 18.02.2015) представило следующие пояснения. ООО "Про Город 76" редакцией газеты "PRO Город Ярославль" не является, редакцией является ИП <_>согласно уставу редакции.
По поводу размещения на стр. 16 газеты в N 42 (58) от 18.10.2014 г. статьи "Азбука Здоровья масло "СИБИРСКОЕ" пояснило, что договор заключен рекламодателем с ИП <_>
Также ООО "Про Город 76" предоставлен устав редакции от 13.10.2014 г. (вх. N 1688 от 18.02.2015), согласно которого редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_>
Кроме того, в пояснениях ИП <_> представленных в материалы дела (вх. N 3718 от 10.04.2015) указано, что ИП <_>
является редакцией СМИ согласно Уставу редакции газеты "PRO Город Ярославль". По поводу размещения на полосе 16 в N 42 (58) от 18.10.2014 г. газеты "PRO Город Ярославль" рекламной статьи "Азбука Здоровья" указано, что рекламная информация в статье является бонусным (бесплатным) размещением, в связи с чем, запрашиваемые документы (заявки, договоры, акты выполненных работ) отсутствуют. Содержание рекламы определила ИП <_> которая является рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной рекламной информации.
Сведений о том, кто является рекламодателем рассматриваемой рекламы ИП <_>не предоставлено.
На основании изложенного, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <_>
Таким образом, ИП <_> как рекламораспространитель и рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу на стр. 16 газеты "PRO Город Ярославль" в N 42 (58) от 18.10.2014 г. в статье "Азбука здоровья", в которой указывается на положительное влияние натуральных комплексов масла "Сибирское", бальзама "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзама "Лесной", эликсира "Янтарь", крем-геля "Активенный", не являющихся лекарственными средствам, на течение болезней, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание ИП <_> о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" мая 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И. Г. Паутов
Члены Комиссии: Л.Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкина
ИП <_>
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/16-15
20 апреля 2015 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И. Г.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
на основании своего решения от "20" апреля 2015 г. по делу N 04-01/16-15 о признании ненадлежащей рекламы на стр. 16 газеты "PRO Город Ярославль" в N 42 (58) от 18.10.2014 г. в статье "Азбука здоровья", в которой указывается на положительное влияние натуральных комплексов масла "Сибирское", бальзама "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзама "Лесной", эликсира "Янтарь", крем-геля "Активенный", не являющихся лекарственными средствам, на течение болезней, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> адрес регистрации: <_> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы, в которой указывается на положительное влияние натуральных комплексов масла "Сибирское", бальзама "Егерь", "Гепар ПРО+", "Сустав", "Кардио", "Иммуно", "Грация", "Детокс", "Ивапирин", растирки для наружного применения "Медвед", "Серебряный", "БиоГель", бальзама "Лесной", эликсира "Янтарь", крем-геля "Активенный", не являющихся лекарственными средствам, на течение болезней.
2. ИП <_> адрес регистрации: <_>представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 июня 2015 г.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И. Г. Паутов
Члены Комиссии Л.Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 апреля 2015 г. N 4067/04-01
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016