Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 05-10-01/2015 (опубликовано 6 мая 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_>
Членов Комиссии:
<_>
в отсутствие:
- представителей ответчика: СПК колхоза им. Кирова Октябрьского р-на Оренбургской области, ЗАО "Нива", уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;
- представителей лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах дела: ООО "Монолит", ООО "ТТК", ООО "ТП "УралТранзит", ООО "ОренбургТрейд", ООО "АгроКонтракт", ООО "УралАгроПроектРесурс", уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
с участием на заседании комиссии:
от ответчиков: |
|
СХА им. Дзержинского |
- председателя <_>
|
ООО "Липовское"
|
- представителя <_> |
ООО "Степь" |
- руководителя <_>; представителя <_> |
ООО "Агропредприятие "Сборовское" |
- представителя <_> |
от лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах дела: |
|
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
- представителя <_>
|
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области |
- представителя <_> |
ООО "Сорочинский элеватор" |
- представителя <_> |
рассмотрев дело N 05-10-01/2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Степь" <_> Обществом с ограниченной ответственностью "Агропредприятие "Сборовское" <_> Обществом с ограниченной ответственностью "Липовское" <_> Закрытым акционерным обществом "Нива" <_> Сельскохозяйственной артелью имени Дзержинского <_> Сельскохозяйственным производственным кооперативом колхоза имени Кирова Октябрьского района Оренбургской области <_> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ), выразившееся в заключении и реализации между ними соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, установила:
<_> в Оренбургское УФАС России от Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (исх. N <_>) поступило обращение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <_> о спекулятивном ценообразовании на масличные культуры, в результате чего значительно подорожало масло подсолнечное.
В целях полного и объективного рассмотрения поступившего обращения, для установления причин роста цен на масличные культуры административным органом проведен анализ ситуации, сложившейся на рынке производства и оптовой реализации семян подсолнечника на территории Оренбургской области в 2014году.
По результатам проведенного анализа установлено, что хозяйствующие субъекты ООО "Степь", ООО "Агропредприятие "Сборовское", ООО "Липовское", ЗАО "Нива", СХА им. Дзержинского, СПК колхоз им. Кирова Октябрьского района Оренбургской области производят и реализуют на территории Оренбургской области значительные объемы семян подсолнечника и цена на семена подсолнечника у всех указанных сельхозтоваропроизводителей в течение года выросла от <_>% (СПК колхоз им Кирова) до <_>% (СХА им. Дзержинского), и если на начало года цена составляла в среднем <_>руб. за тонну, то к концу года (ноябрь-декабрь) выросла до <_>руб. за тонну.
Столь одновременное повышение цен на отпуск семян масличных культур сельхозтоварапроизводителями Оренбургской области без объективных на то оснований может говорить о возможном заключении и реализации хозяйствующими субъектами соглашения, которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В силу п. 7 ст. 4 Закона N 135-ФЗ, конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, если установлено что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 указанной выше статьи Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Ограничение, устранение конкуренции не допускается. Ограничение конкуренции характеризуется сокращением числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, ростом или снижением цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказом хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определением общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иными обстоятельствами, создающими возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
<_> по признакам нарушения ответчиками положений Закона о защите конкуренции возбуждено дело N 05-10-01/2015 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по его рассмотрению (Приказ N <_>).
Определением от 20.02.2015 (исх. N <_>) дело назначено к рассмотрению на 31.03.2015.
31.03.2015 на заседании комиссии, в ходе рассмотрения дела для привлечения лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах настоящего дела и получения дополнительных доказательств Комиссией принято решение об отложении настоящего дела на 30.04.2015 (Определение от 31.03.2015 исх. N <_>).
В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства председатель СХА им. Дзержинского вменяемое нарушение не признал, указал на то, что СХА им. Дзержинского, как и иные сельхозтоваропроизводители, не устанавливает отпускную цену на семена масличных культур, цены диктуют покупатели (перекупщики). Объяснением повышения цен на семена масличных культур является повышение цен на топливо, технику, логистику и др.
Представитель ЗАО "Нива" нарушение не признал, пояснил следующее: при достаточной своей прибыльности подсолнечник все равно не окупает затраты сельхозтоваропроизводителя по кредитным обязательствам, логистике, хранению зерна и т.д. В подтверждение своей позиции в материалы дела представлены сведения о кредитных обязательствах Общества, динамика и структура выручки и площади посева по растениеводству, затраты на производство подсолнечника.
Представитель ООО "Агропредприятие "Сборовское" озвучил свою позицию: ООО "Агропредприятие "Сборовское" не имеет никаких отношений ни с одним из привлеченных ответчиков. Заключение и реализация антиконкурентного соглашения между сельхозтоваропроизодителями не имеет место быть.
Представитель ООО "Липовское" нарушение не признал, сообщил о том, что в декабре 2014 зерно подсолнечника реализовывалось Обществом по цене <_>руб. за тонну ООО "Монолит" по его коммерческому предложению.
Руководитель ООО "Степь" нарушение не признал, поддержал озвученные аргументы ответчиков.
Представитель Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области сообщил: ценообразование на сельскохозяйственную продукцию осуществляется в рамках рыночной экономики, где формирование цен диктуется спросом и предложением. Цены на зерно свободные.
Повышение цен на зерновые культуры обусловлено:
- ослаблением курса рубля, что способствовало увеличению объемов вывоза зерна за пределы области, в том числе Республику Казахстан;
- в декабре 2014 приказом Минсельхоза России от 18.12.2014 N <_> были увеличены предельные уровни минимальных цен на зерно урожая 2014 года при проведении государственных закупочных интервенций;
- стабильно высоким спросом перерабатывающих предприятий.
Сельскохозяйственные предприятия-ответчики, участвуют в реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2013-2020. Целевые средства государственной поддержки на производство подсолнечника (масло, семена) не предоставлялись.
Исследовав материалы дела, представленные в материалы дела доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующему:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Сельскохозяйственное производство, в силу своих уникальных отраслевых особенностей, главными из которых являются: его биоиндустриальная основа, сезонный характер и колеблемость занятости, постоянно находится в зоне повышенного риска потери имущества и недополучения доходов.
В связи с чем, ценовая политика сельхозпредприятия представляет собой комплекс проводимых на рынке мероприятий по установлению цен на их продукцию в соответствии с изменяющимися условиями и их корректировка.
При заключении сделки цена устанавливается в результате взаимного давления продавца и покупателя. При этом интересы сторон различны. Продавец заинтересован наилучшим образом покрыть свои издержки и получить прибыль. Покупателя интересуют потребительские свойства сельхозпродукции, лежащие в основе спроса на него. Цена зависит также от того, насколько велико предложение данной продукции на рынке и каковы при этом цены других продавцов (конкурентов).
В общем виде цена сельхозпродукции - это денежное выражение ее ценности (значимости), устанавливаемой в процессе обмена. Ценность сельхозпродукции определяется как факторами спроса, так и факторами предложения, что проявляется в установлении рыночной цены.
В силу действующего законодательства отношения субъектов гражданского права основаны на их взаимном юридическом равенстве, исключающем властное подчинение одной стороны другой (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)). Следовательно, заключение договора и формирование его условий, в том числе и цены, по общему правилу должны носить добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон, определяемом их частными интересами. Поэтому принцип свободы договора составляет одно из основополагающих начал частноправового регулирования, которое по своему социально-экономическому значению стоит в одном ряду с принципом признания и неприкосновенности права частной собственности.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Ч. 1 ст. 8 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Особо важна ст. 34 Конституции РФ, устанавливающая права и свободы человека и гражданина в экономической сфере. Согласно данной статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В условиях рыночной экономики, основным принципом которой является свобода предпринимательства, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).
Важное значение имеет ст. 10 ГК РФ, которая запрещает участникам гражданского оборота использовать свои права в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Заслушав пояснения сторон, исследовав полно и объективно представленные доказательства и материалы, Комиссия приходит к выводу, что действия ответчиков по реализации семян подсолнечника по завышенной цене <_>руб. за тонну носят объективный характер и не содержат признаков нарушения п.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении, поддержании цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок на товарном рынке по реализации семян подсолнечника.
В рамках предоставленных полномочий государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (его территориальными органами).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Оренбургского УФАС России по делу N 05-10-01/2015 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Рассмотрение дела N 05-10-01/2015 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ответчиков.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 05-10-01/2015 (опубликовано 6 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016