Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
(опубликовано 26 июля 2012 г.)
Изготовлено в полном объеме: 25 июля 2012 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления,
Членов Комиссии:
- К.А.Бабаева - заместителя руководителя управления;
- Д.А. Чагаровой - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- С.М. Кумратова - старшего специалиста 1 категории отдела контроля госзаказа и рекламы,
рассмотрев дело N 39 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Черкесск" (КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 126) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминационных условий при установлении цен на платные услуги, оказываемые населению и предприятиям установила:
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило заявление от ООО "Жилищно-эксплуатационное управление" (г. Черкесск, пл. Кирова, 1), ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска" (г. Черкесск, пер. Одесский, 14а), ООО "Первое ЖКУ" (г. Черкесск, ул. Гутякулова, 2в) о нарушениях в сфере установления тарифов на техническое обслуживание и ремонт газопроводов, газового оборудования многоквартирных жилых домов. Заявители просят разобраться в законности повышения тарифов.
При рассмотрении материалов дела установлено следующее.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ ООО "Жилищно-эксплуатационное управление", ООО "Первое ЖКУ", ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска" выбраны собственниками помещений в многоквартирных домах как управляющие компании.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" утвержден порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (приказ Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 г. N 239). Пунктом 4 приказа Министерства регионального развития содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, к числу которых относится техническое обслуживание и ремонт газопроводов, газового оборудования.
ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" - специализированная газораспределительная организация, основным видом деятельности которой является транспортировка природного газа потребителям по системам газоснабжения, расположенным на территории Карачаево-Черкесской республики.
Правилами N 549 определено понятие "специализированной организации", допущенной к деятельности по обслуживанию ВДГО. Из определения следует, что специализированная организация является газораспределительной организацией, имеющей аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Таким образом, в соответствии с данным нормативным актом обслуживание ВДГО может проводить, только газораспределительная организация.
Приказом Карачаево-Черкесского УФАС России от 01.07.1996 N 74-а
ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, с долей более 65% на территории Карачаево-Черкесской республики, по позиции "распределение газообразного топлива".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Пунктом 1 части 1 указанной статьи запрещено установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно договорам, ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" предоставляет услуги по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов, газового оборудования многоквартирных жилых домов. Заказчиком выступают управляющие компании.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 общее собрание собственников помещений, как высший орган управления, определяет какие услуги, и работы по содержанию многоквартирного дома следует поручить Управляющей организации и утверждает на общем собрании собственников перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов, газового оборудования обязательны для включения в перечень услуг, оказываемых собственникам МКД.
С 2008 года стоимость услуг ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" ежегодно увеличивалась, также увеличивался и тариф за содержание, ремонт жилых домов.
На 2012 год ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" выставило счета по договорам на техническое обслуживание и ремонту газопроводов с увеличением стоимости на 15,6 %. Однако согласно утвержденным нормативно-правовым актам Правительства РФ, увеличение тарифов на услуги ЖКХ возможно не ранее июля 2012 года.
В тариф на содержание и ремонт дома не заложена повышенная цена ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск", т.к. уже есть, утвержденные общим собранием собственников жилья, тарифы на 2012 год. У управляющих компаний нет возможности пересмотреть цены по обслуживанию газопроводов до прогнозного увеличения тарифов на услуги ЖКХ с июля 2012 года, следовательно в подобной ситуации управляющие компании вынуждены нести убытки.
В ходе анализа документов, представленных сторонами дела установлено, что стоимость работ по договору на техническое обслуживание и ремонт газопроводов, газового оборудования жилых и общественных зданий рассчитывается в соответствии с методикой "Прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанному головным научно-исследовательским и проектным институтом "Гипрониигаз", утвержденному приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 N 35.
В соответствии с методикой Прейскуранта, цены на выполняемые работы (услуги) пересматриваются в связи с инфляционными процессами, изменениями действующего законодательства в части отчислений на социальные нужды, убыточностью оказания услуг или снижением дохода.
В расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов, газового оборудования многоквартирных жилых домов включена себестоимость единицы работ и принятого уровня рентабельности. Расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг равен - 3,364. В 2012 году расчетный коэффициент составляет уже 1,798. При такого рода изменениях параметров расчетной формулы методика, утвержденная проектным институтом "Гипрониигаз", теряет свое значение. Если подобное изменение коэффициентов не влияет на уровень рентабельности предприятия, и оно может себе позволить их снижение, то можно полагать, что присутствуют нарушения в ценообразовании на эти услуги за предыдущие периоды. Величина накладных расходов за 2 года уменьшилась со 196% до 39%. Накладные расходы определены в пропорциях от фонда оплаты труда. Если признавать методику расчетов платных услуг обоснованной, то с 2010 года предприятие могло бы оказывать рентабельные услуги при величине накладных расходов в пределах 36%.
Согласно данным ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" за основу стоимости позиции Прейскуранта была взята тарифная ставка рабочего 1-го разряда равная величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ, утвержденная постановлением Правительства от 14.09.2011 N 772 РФ - 7023 руб. В 2010 году часовой фонд оплаты труда слесаря 2 разряда рассчитан в размере 38 рублей. На 2012 год тот же часовой фонд увеличен в 2,4 раза (91,32 руб.), т.е. без привязки к законодательно установленным минимальным ставкам для трудоспособного населения. Это также подтверждает как необоснованность расчетов на 2012 год, так и юридическую несостоятельность технологии установления цены платных услуг на базе действующей методики.
Еще одним спорным моментом в установлении цен на услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования является тот факт, что договорные цены дифференцированы для юридических лиц и для физических лиц. В стоимость платных услуг закладывается уровень рентабельности в размере 10% - для населения и 25% - при оказании услуг предприятиям. Поскольку тарифы на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования не подлежат государственному регулированию и устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно, а нормативных документов, четко регламентирующих разделение уровня рентабельности, закладываемого в стоимость услуг нет, то в данных действиях присутствует неправомерная дифференциация.
Своими действиями ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск" нарушает п. 1 и п. 8 части 1статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать закрытое акционерное общество "Газпром газораспределение Черкесск" нарушившим п.1 и п.8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать закрытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Черкесск" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В этой связи Закрытое акционерное общество "Газпром газораспределение Черкесск" обязано:
- устанавливать тарифы на платные услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования на основе базовых расчетов по фактическим (планируемым) объемам работ организации и утвержденных ставок для штатных работников, оказывающих платные услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования;
- прекратить дифференциацию по платным услугам в зависимости от категории потребителей (физических и юридических лиц);
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32. КоАП РФ.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии К.А.Бабаев
Д.А.Чагарова
Г.Р.Зименко
С.М.Кумратов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 33
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
25.07.2012 г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления,
Членов Комиссии:
- К.А.Бабаева - заместителя руководителя управления;
- Д.А. Чагаровой - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- С.М. Кумратова - старшего специалиста 1 категории отдела контроля госзаказа и рекламы,
рассмотрев дело N 39 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Черкесск" (КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 126) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминационных условий при установлении цен на платные услуги, оказываемые населению и предприятиям, предписывает:
Закрытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Черкесск" прекратить нарушения п. 1 и п. 8 части 1статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминационных условий при установлении цен на платные услуги, оказываемые населению и предприятиям.
В этой связи Закрытое акционерное общество "Газпром газораспределение Черкесск" обязано:
- устанавливать тарифы на платные услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования на основе базовых расчетов по фактическим (планируемым) объемам работ организации и утвержденных ставок для штатных работников, оказывающих платные услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования;
- прекратить дифференциацию по платным услугам в зависимости от категории потребителей (физических и юридических лиц).
Срок исполнения - не позднее 28.09.2012 г.
Об исполнении предписания проинформировать в срок не позднее 02.10.2012 г.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии К.А. Бабаев
Д.А. Чагарова
Г.Р. Зименко
С.М.Кумратов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия (опубликовано 26 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016