Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-02/09-2015 (опубликовано 5 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев дело N03-02/09-2015, возбужденное в отношении ООО "Недвижимость Петрозаводска" (ОГРН 1041000020269; ИНН/КПП 1001154750/100101001; юридический адрес: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Ф.Энгельса, д.10, пом. 37; дата регистрации 17.06.2004) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон), в присутствии представителя ООО "Недвижимость Петрозаводска" по доверенности 28.01.2014 б/н - <_>, представителя Управления Роскомнадзора по Республике Карелия по доверенности от 12.01.2015 N1-Д - <_> установила:
В Карельское УФАС России поступило заявление Управления Роскомнадзора по Республике Карелия от 19.02.2015 N753-04/10 (вх. от 20.02.2015 N833) о несоответствии действующему законодательству выпуска СМИ "Недвижимость Петрозаводска" от 15.01.2015 N20 в связи отсутствием на обложке данного периодического печатного издания сведений о его специализации на сообщениях и материалах рекламного характера.
Заявитель просит провести анализ содержания выпуска СМИ "Недвижимость Петрозаводска", и в случае выявления признаков нарушения принять меры.
По результатам проведенной проверки определением от 20.03.2015 "О возбуждении дела N03-02/09-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 14.04.2015
До начала рассмотрения дела от ООО "Недвижимость Петрозаводска" поступили письменные пояснения (вх. от 07.04.2015 N1753), из которых следует, что на обложке журнала "Недвижимость Петрозаводска" имеется пометка "Размещение рекламы и объявлений" и указанная пометка является надлежащим предварительным оповещением потребителя о рекламном характере информации, поскольку позволяет ему распознать соответствующий материал как рекламный непосредственно в момент его представления.
На заседании комиссии представитель Управления Роскомнадзора по Республике Карелия поддержала доводы, изложенные в жалобе. Представитель ООО "Недвижимость Петрозаводска" озвучила позицию, содержащуюся в письменных пояснениях, подтвердила, что объем рекламы в журнале "Недвижимость Петрозаводска" составляет более 40%. Также представитель сообщила, что макет обложки издания не изменен.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
На основании статьи 16 ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Из буквального толкования указанных норм следует, что требование о соблюдении объема рекламы не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий не распространяется на печатные издания, которыми одновременно соблюдены несколько условий:
1) печатное издание зарегистрировано в качестве специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера;
2) на обложке печатного издания содержится информация о специализации на сообщениях и материалах рекламного характера;
3) в выходных данных печатного издания содержится информация о специализации на сообщениях и материалах рекламного характера.
Как следует из свидетельства о регистрации СМИ от 24.02.2014 ПИ N ТУ10-00276 печатное издание "Недвижимость Петрозаводска" зарегистрировано в качестве специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Соответствующая информация содержится в выходных данных журнала.
В свою очередь, на обложке указанного журнала не содержится информация о такой специализации, следовательно, объем рекламы должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера журнала.
Размещенные в выпуске СМИ "Недвижимость Петрозаводска" от 15.01.2015 N20 информационные блоки полностью соответствуют понятию рекламы, поскольку являются информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к различным объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижению на рынке.
В результате проведенного анализа выпуска СМИ "Недвижимость Петрозаводска" от 15.01.2015 N20 установлено, что объем рекламы составляет 62,3%.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела комиссией Карельского УФАС России установлен факт нарушения ООО "Недвижимость Петрозаводска" статьи 16 ФЗ "О рекламе", выразившийся в превышении объема рекламы, размещенной в журнале "Недвижимость Петрозаводска" от 15.01.2015 N20.
Нарушение данных требований, с учетом положений части 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе", является ненадлежащей рекламой.
В силу части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за несоблюдение требований названных норм несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем, согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из пункта 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", а также исходя из указанного выше свидетельства о регистрации СМИ, рекламораспространителем данной рекламы является ООО "Недвижимость Петрозаводска".
Довод ООО "Недвижимость Петрозаводска" о том, что пометка "Размещение рекламы и объявлений тел. 63-14-76", размещенная в правом нижнем углу обложки печатного издания, является надлежащим предварительным оповещением потребителя о рекламном характере информации, комиссия считает несостоятельным, поскольку данная пометка не является информацией о специализации печатного издания, а является информацией, указывающей на то, что по указанному номеру телефона можно обратиться для размещения рекламы в данном печатном издании. Кроме того, аналогичная пометка может быть размещена в любых иных печатных изданиях, в том числе и не специализирующихся на сообщениях рекламного характера.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную в выпуске СМИ "Недвижимость Петрозаводска" от 15.01.2015 N20, ненадлежащей, нарушившей требования статьи 16 ФЗ "О рекламе", так как её объем превышает 40% и на обложке указанного журнала не содержится информация о его специализации на сообщениях и материалах рекламного характера.
2. Выдать ООО "Недвижимость Петрозаводска" предписание о прекращении нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-02/09-2015 (опубликовано 5 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016