Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 2 июня 2014 г. N 3040/02
Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 2 июня 2014 года.
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Виниченко О.С. - руководитель Управления,
Члены Комиссии:
Иванова В.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Бунин И.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело N 4 по признакам нарушения ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт", ООО "Сатурн" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Новгородское УФАС России поступило заявление от 20.11.2013 вх. N 9181 индивидуального предпринимателя Кутепова (далее - ИП Кутепов, место нахождения: 173001, Новгородская обл, Великий Новгород) с информацией о согласованном поведении ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт", ООО "Сатурн" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0150200000613001772 на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области. Заказчик - Комитет охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области. Начальная цена контракта 525 000 рублей.
В своей жалобе ИП Кутепов указывает на признаки сговора между ООО "РегионСервис" (305023, Курская обл, г. Курск, ул. Литовская, д.12а, кв. 210), ООО "Инвестагропродукт" (306440, Курская обл, Черемисиновский р-н, Черемисиново пгт, ул. Мира, д.5) и ООО "Сатурн" (307554, Курская обл, Хомутовский р-н, с, Петровское, ул.с. Петровское, д.1). Целью сговора является обеспечение победы ООО "Сатурн" в торгах по возможно более высокой цене контракта.
Данные действия, по мнению ИП Кутепова, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно документам и информации, представленным ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АТС") аукцион в электронной форме N 0150200000613001772 проходил следующим образом:
Начальная максимальная цена контракта на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области составила 525 000 рублей.
В установленное время поступили и были допущено к аукциону 4 заявки (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом электронном аукционе от 15.11.2013 б/н), указанные в нижеприведенной таблице N 1.
Согласно сведениям, представленным ЗАО "Сбербанк - АТС", ценовые предложения участников размещения заказа осуществлялись в следующем порядке (таблица N 1).
Таблица N 1
Наименование участника |
Дата и время подачи ценового предложения
|
Предложенная цена контракта, руб.
|
ИП Кутепов |
18.11.2013 13:05 |
522375.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:06 |
504000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:06 |
483000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:06 |
462000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:06 |
441000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:06 |
420000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:06 |
399000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:07 |
378000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:07 |
357000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:07 |
336000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:07 |
315000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:07 |
294000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:07 |
273000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:07 |
252000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:07 |
241500.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:08 |
231000.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:08 |
225750.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:08 |
220500.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:08 |
215250.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:08 |
212625.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:08 |
212625.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:09 |
210000.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:09 |
207375.00 |
ООО "Инвестагропродукт" |
18.11.2013 13:10:26 |
204750.00 |
ООО "РегионСервис" |
18.11.2013 13:10:48 |
202125.00 |
ИП Кутепов С.Л. |
18.11.2013 13:30:37 |
522374.99 |
ООО "Сатурн" |
18.11.2013 13:30:37 |
504000.00 |
В ходе проведения аукциона двое из троих участников картеля (ООО "РегионСервис" и ООО "Инвестагропродукт") своими ценовыми предложениями поэтапно снизили обоснованную заказчиком начальную цену контракта на 60 процентов, а именно с 525 000 руб. до 202 125 руб.
В этих условиях участники размещения заказа, не являющиеся членами картеля, вынуждены были, исходя из здравого смысла (понимая бессмысленность совершения предложений по цене контракта выше уже заявленных) принимать решение об отказе в подаче ценовых предложений.
Третий участник картеля - ООО "Сатурн"" совершал предложение о цене контракта в 10-минутный период после завершения торгов.
Далее, при рассмотрении вторых частей заявок, заявки ООО "РегионСервис" и ООО "Инвестагропродукт" были признаны несоответствующим требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, а именно пункту 7.5.1 документации об открытом аукционе в электронной форме, так как ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" включены в реестр недобросовестных поставщиков (пункты 1, 2 протокола заседания Комиссии от 19.11.2013).
ООО "Инвестагропродукт" 23.08.2012 включено в реестр недобросовестных поставщиков Воронежским УФАС России (номер реестровой записи РНП.10539-12).
ООО "РегионСервис" 24.04.2013 включено в реестр недобросовестных поставщиков Федеральной службой по оборонному заказу (номер реестровой записи РНП.12581-13).
ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" не могли не знать о том, что они включены в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в отношении указанных лиц рассматривались судебные дела о расторжении государственных контрактов в связи с неисполнением ими обязательств по государственным контрактам:
ООО "РегионСервис" -
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2013 по делу А40-2448/2013,
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2013 по делу N А40-2540/2013,
решение Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2013 А23-2768/2013;
ООО "Инвестагропродукт" -
решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2012 по делу N А14-2302/2012.
Из чего усматривается, что ООО "РегионСервис" и ООО "Инвестагропродукт" преднамеренно снижали цену аукциона, не опасаясь за дальнейшую ответственность по выполнению контракта, так как знали, что их заявки будут отклонены при рассмотрении вторых частей заявок.
В результате победителем аукциона N 0150200000613001772 признано ООО "Сатурн", которое, судя по всему, знало о возможном развитии событий и заранее делало такую ставку в период "борьбы за второе место" по близкой к максимально возможной цене, а именно - 504 000 руб.
На основании части 9 статьи 41.11 Закона о размещении заказов ООО "Сатурн", которое предложило наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, признано победителем аукциона с ценой контракта 504 000 руб. (пункт 5 протокола заседания Комиссии от 19.11.2013). Экономия средств по итогам проведения данного аукциона составила 21 000 руб. (снижение от начальной цены на 4%).
Таким образом, обеспечивалась победа ООО "Сатурн", предложившего незначительное снижение начальной цены при данных условиях проведения аукциона.
Кроме того, на момент проведения указанного аукциона генеральным директором ООО "РегионСервис" и ООО "Сатурн" является одно и то же лицо Амелина Лидия Евгеньевна (решение единственного участника ООО "РегионСервис" от 02.09.2013 N 13, решение единственного участника ООО "Сатурн" от 29.02.2012 N 1, приказ по ООО "Сатурн" от 11.03.2012 N 1).
Подача предложений по аукциону N 0150200000613001772 ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн" производилась с одного IP адреса 176.192.14.14, который предоставлен ООО "РегионСервис" (письмо ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" от 29.04.2014 исх. N 5/130-1).
Вход на сайт электронной площадки во время подачи заявок осуществлялся с одного IP-адреса: 176.192.14.14, что подтверждается ответом электронной площадки ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" от 18.12.2013 исх. N 6586, и также свидетельствует о наличии соглашения между ними.
Аналогичная стратегия поведения ООО "РегионСервис" и ООО "Инвестагропродукт" наблюдалась и при проведении аукциона N 0337100011613000024 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" на поставку пшеницы продовольственной 3 класса для нужд федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области". Начальная цена контракта 1179600 рублей. Победителем аукциона с ценой контракта 1164000 руб. признано ООО "ИнкомТерра". Экономия средств по итогам проведения данного аукциона составила 15600 руб. (снижение от начальной цены на 1,3%).
Подача предложений по аукциону N 0337100011613000024 ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "ИнкомТерра" производилась осуществлялась также с одного IP адреса, что подтверждается ответом электронной площадки ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" от 18.12.2013 исх. N 6586.
Наблюдаемое поведение участников аукциона не может быть рационально объяснено, основываясь на предположении об их независимости и отсутствии предварительного соглашения о стратегии поведения.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 4 и установила, что ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн" заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на аукционе в электронной форме N 0150200000613001772, а также ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "ИнкомТерра" заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на аукционе в электронной форме N 0337100011613000024.
Таким образом, данные факты свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции - наличии признаваемого картелем и запрещенного соглашения между ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн", которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме N 0150200000613001772 на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области. При этом, в качестве "инициатора" данного соглашения предположительно выступает ООО "Сатурн", поскольку именно эта организация получает выгоды от соглашения, в частности, заключила контракт с минимальным понижением цены по результатам аукциона N 0150200000613001772.
Подав заявки на участие в аукционе, понеся затраты по участию в аукционе, участники ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" должны быть заинтересованы в победе на аукционе и заключении контракта.
Пояснения ООО "Инвестагропродукт" (письмо от 04.03.2014 исх. N 15) о том, что, подавая заявку на участие в аукционе N 0150200000613001772, не знало, что включено в реестр недобросовестных поставщиков, не соответствуют действительности. ООО "Инвестагропродукт" не могло не знать, что включено в реестр недобросовестных поставщиков, так как аукцион N 0337100011613000024 состоялся 05.11.2013, то есть ранее аукциона N 0150200000613001772, и уже тогда при рассмотрении вторых частей заявок, заявка ООО "Инвестагропродукт" была признаны несоответствующим требованиям, установленным документацией по причине нахождения в реестре недобросовестных поставщиков.
ООО "РегионСервис" по запросу Управления не представило никаких пояснений по факту поддержания цены на торгах в открытом аукционе в электронной форме N 0150200000613001772 на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области, состоявшегося 18 ноября 2013 года.
ООО "Сатурн" поясняет (письмо от 03.03.2014 исх. N 28), что при подаче ценового предложения при участии в аукционе N 0150200000613001772 руководствовалось только экономической обоснованностью цены контракта. Факта поддержания цены на торгах в открытом аукционе в электронной форме N 0150200000613001772 не признало. Отрицает наличие соглашения с другими участниками размещения заказа, как в письменной, так и в устной форме.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 4 и установила, что ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн" заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на аукционе в электронной форме N 0150200000613001772.
Наличие соглашения между ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн" при участии в открытом аукционе в электронной форме на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АТС" подтверждается следующими фактами.
Первым признаком наличия соглашения является поведение ООО "Сатурн", которое фактически отказывается от торгов: делает всего 1 предложение с незначительным понижением. Тем самым ООО "Сатурн" демонстрирует незаинтересованность в реальной конкурентной борьбе.
Вторым признаком наличия соглашения является поведение проигравших участников торгов - ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт": преднамеренно снижали цену, зная, что их заявки отклонят во вторым частям. Указанное свидетельствуют о незаинтересованности в победе на аукционе, что никак не сочетается с их решением участвовать в аукционе и активными действиями по снижению цены.
Третьим признаком наличия соглашения является отсутствие конкурентной борьбы между ООО "Сатурн" с одной стороны и ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" с другой. Два последних их них торговались только между собой.
Четвертый признак заключается в том, что добросовестное (независимое) поведение участников соглашения опровергается тем, что полученный итог этих аукционов без предварительной договоренности (взаимном информировании) ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн" невероятен. При этом, наблюдаемое поведение участников аукциона представляется обоснованным в том случае, если стратегии всех участников заранее согласованы и участники информированы о стратегиях друг друга.
Пятый признак усматривается в том, что ценовые предложения участниками соглашения подавались с одного IP адреса 176.192.14.14. Из письмо ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" от 29.04.2014 исх. N 5/130-1 следует, что указанный IP адреса предоставлен ООО "РегионСервис".
Таким образом, рассматриваемые события и результаты аукциона N 0150200000613001772 невозможны без полной информированности каждого участника о планируемом поведении и о намерении поддержания цен на торгах.
ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн" осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке, а именно - на рынке оптовой реализации товаров сельскохозяйственного и продовольственного назначения, что усматривается из предметов деятельности данных обществ, указанных в их уставах:
пункт 2.2 Устава ООО "РегионСервис" - деятельность по производству продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмала и крахмалопродуктов;
пункт 2.2 Устава ООО "Инвестагропродукт" - оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, пищевыми продуктами, прочая оптовая торговля;
пункт 2.2 Устава ООО "Сатурн" - оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, прочая оптовая торговля
Предметом открытого аукциона в электронной форме N 0150200000613001772, заявки на участие в котором подали ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн", является право заключения гражданско-правового договора на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области.
Исходя из вышеуказанного, продуктовые границы товарного рынка, на котором выявлено нарушение антимонопольного законодательства, определены как оптовая торговля товарами сельскохозяйственного и продовольственного назначения,
Заказчиком в рассматриваемом аукционе выступает Комитет охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области при размещении им заказа на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области.
Таким образом, в рассматриваемом случае географические границы товарного рынка определены как территория Российской Федерации.
Участниками данного рынка в качестве продавцов являются ООО "Инвестагропродукт" и ООО "Сатурн", в качестве потенциального продавца - ООО "РегионСервис", следовательно, соглашение о поддержании цен на торгах было заключено хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке по оптовой торговле товарами сельскохозяйственного и продовольственного назначения,
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2010 N 9966/10, в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.
Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.
Кроме того, своими действиями при проведении аукциона ООО "РегионСервис" и ООО "Инвестагропродукт", а именно: снижение цены контракта до 40 процентов от обоснованной заказчиком начальной цены, а в дальнейшем - уклонение от заключения контракта, не дают возможности добросовестным хозяйствующим субъектам участвовать в честной борьбе за право исполнить государственный или муниципальный контракт по разумной цене. Участники картеля ООО "РегионСервис" и ООО "Инвестагропродукт" изначально знали о том, что их заявки будут отклонены по вторым частям. Тем самым соглашение, заключенное между ними, привело к поддержанию цен на торгах, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Наличие антиконкурентного соглашения может быть доказано не только с использованием прямых доказательств, но и необходимой совокупностью косвенных доказательств, свидетельствующих о наличии такого соглашения. Также доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N9966/10).
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях ООО "РегионСервис", ООО "Инвестагропродукт", ООО "Сатурн" нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в достижении указанными лицами соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме N 0150200000613001772 на поставку кукурузы фуражной для государственных нужд Новгородской области, состоявшемся 18 ноября 2013 года.
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с завершением процедуры размещения рассматриваемого заказа.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии: В.В. Иванова
И.В. Бунин
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 июня 2014 г. N 3040/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016