Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-95/2013 (опубликовано 3 июня 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <_>
в присутствии представителей:
заявителя - ООО "Перспектива": <_>
от ответчиков:
от ОАО "ОКУ": <_>
от ООО "ЗГ Строймонтаж": представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев дело N 07-16-95/2013, возбужденное приказом N 324 от 19.11.2013 г., по заявлению ООО "Перспектива" (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении ОАО "ОКУ" (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по признакам нарушения ОАО "ОКУ" и ООО "ЗГ Строймонтаж" (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Оренбургское УФАС России поступило заявление N 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО "Перспектива") на действия открытого акционерного общества "Орское карьероуправление" (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО "ОКУ").
Из содержания заявления следует, что ОАО "ОКУ" является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.
ООО "Перспектива" осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО "Перспектива" имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО "Перспектива" обращалось в ОАО "Орское карьероуправление" (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО "Орское карьероуправление", дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж" ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).
Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО "Орское карьероуправление" и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО "Орское карьероуправление", пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО "Орское карьероуправление" создает ограниченный доступ к рынку щебня.
Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Заявитель просит принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО "Орское карьероуправление" злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.
Оренбургским УФАС России на основании заявления ООО "Перспектива" от 02.08.2013 г. N 148 (вх.N 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело N 07-16-95/2013 в отношении ОАО "Орское Карьероуправление" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в ущемлении интересов ООО "Перспектива" путём установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО "ОКУ" и ООО "ЗГ Строймонтаж" п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня.
В ходе рассмотрения дела заявитель пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО "ОКУ" щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО "Перспектива" работать именно с ОАО "ОКУ" объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО "ОКУ" поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО "Перспектива" ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство N 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО "ОКУ" заключило с ООО "Перспектива" договор поставки щебня N 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО "Перспектива", тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела ОАО "ОКУ" вменяемые нарушения не признало, по доводам, изложенным в письменных пояснениях N 2001/1 от 13.09.2013 г., письменных пояснениях по делу N 07-16-95/2013 N 388/01 от 25.02.2014 г., письме N 718/04 от 11.04.14 г. (вх.N 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении N 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.
От ООО "ЗГ Строймонтаж" поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. N 334, от 24.02.2014 г. N 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" рассмотрение дела N 07-16-95/2013 в отношении ОАО "ОКУ" и ООО "ЗГ Строймонтаж" в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 131 от 06.10.2008 г. ОАО "ОКУ" включено в региональный раздел "Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 100 от 15.05.2014 г. "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" установлено, что ОАО "ОКУ" занимает долю более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" ОАО "ОКУ" занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО "ОКУ" об отгрузке в его адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: N 01 от 09.01.2013 г., N2 от 09.01.2013 г., N 9 от 18.01.2013 г., N 28 от 06.02.2013 г., N 34 от 12.02.2013 г., N 27 от 06.02.2013 г., N 29 от 06.02.2013 г., N 35 от 13.02.2013 г., N 77 от 17.04.2013 г., N 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма N 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав ООО "Перспектива" по 2 000 тонн ежемесячно.
ОАО "ОКУ" подтверждает, что получало от ООО "Перспектива" только заявки N 27 от 06.02.2013 г., N 35 от 13.02.2013 г., письма N 117 от 13.06.2013 г.
Доказательств вручения ОАО "ОКУ" иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.
На заявку N 27 от 06.02.2013 г. ОАО "ОКУ" ответило письмом N 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.
По итогам рассмотрения заявки N 35 от 13.02.2013 г. ОАО "ОКУ" ответило заявителю письмом N _/05 от 13.02.2013 г., в котором объяснило отсутствие возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.
В ответ на заявку N 117 от 13.06.2013 г. ОАО "ОКУ" направило в ООО "Перспектив" письмо N 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.
Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО "ОКУ" в заключении с ООО "Перспектива" договора на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом ОАО "ОКУ" ущемило интересы заявителя.
Таким образом, в действиях ОАО "ОКУ" содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.
Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство N 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО "ОКУ" заключило с ООО "Перспектива" договор поставки щебня N 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО "Перспектива", свидетельствует о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом, на момент принятия антимонопольным органом решения по делу N 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "ОКУ" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
2. Рассмотрение дела N 07-16-95/2013 в отношении ОАО "ОКУ" в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "ОКУ".
3. Рассмотрение дела N 07-16-95/2013 в отношении ОАО "ОКУ" и ООО "ЗГ Строймонтаж" в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-95/2013 (опубликовано 3 июня 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016