Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 66-15-15 (опубликовано 5 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л. заместитель руководителя управления, члены Комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело N 66-15-15, возбужденное в отношении администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района (далее - администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
Настоящее дело рассмотрено с участием: представителей администрации по доверенности от 18.03.2015 Артемьевой Ю.А., по доверенности от 14.04.2015 Баус А.А.; в отсутствие заявителя - Прокуратуры Ужурского района Красноярского края, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела. установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение от Прокурора Ужурского района (вх. N 2046 от 06.02.2015) с просьбой провести проверку на предмет соблюдения Администрацией Златоруновского сельсовета Ужурского района (далее - Администрация) антимонопольного законодательства, в части совершения действий, связанных с заключением договоров аренды объектов муниципального имущества и передачей его в пользование ООО "Исток" без соблюдения публичных процедур.
В результате анализа информации, предоставленной прокуратурой, установлено следующее:
Прокуратурой Ужурского района была проведена проверка соблюдения администрацией Златоруновского сельсовета Ужурского района законодательства, регламентирующего порядок владения, управления и использования муниципальной собственностью.
В ходе проведения проверки было выявлено распоряжение Администрации от 28.11.2014 N 87 следующего содержания: "В связи с расторжением договора аренды от 28.05.2011, во избежание чрезвычайной ситуации на территории Златоруновского сельсовета в период отопительного сезона, заключить договор с ООО "Исток" на аренду объектов теплоснабжения и водоснабжения сроком на 1 месяц".
На основании вышеуказанного Распоряжения, между администрацией и ООО "Исток" был заключен договор аренды муниципального имущества N 1 от 28.11.2014, сроком действия 30 календарных дней, с 28.11.2014 по 28.12.2014.
Согласно акту приема-передачи от 28.11.2014 ООО "Исток" было передано 33 объекта теплоснабжения, 11 объектов водоснабжения, 9 объектов водоотведения и 1 трактор МТЗ-80/25-82.
Распоряжением администрации от 26.12.2014 N 98 договор N1 от 28.11.2014 был продлен сроком на 1 месяц, на период проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.
На основании данного распоряжения, к договору N 1 было заключено дополнительное соглашение от 29.12.2014, согласно которому срок договора был продлен до 28.01.2015.
Торги по передаче указанного имущества в пользование ООО "Исток" не проводились.
Как установлено из пояснений должностных лиц Администрации от 16.01.2015 вышеуказанный договор заключен с ООО "Исток" в целях недопущения срыва отопительного сезона, ввиду отсутствия организаций, способных помимо ООО "Исток" организовать теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на территории Златоруновского сельсовета.
Вместе с тем, согласно пояснениям директора ООО "Ужур ТСК", полученным Прокуратурой Ужурского района, его предприятие готово и имеет возможность оказывать услуги ЖКХ в п. Златоруновск Ужурского района, о чем Администрация информирована.
Согласно информации, представленной прокуратурой на момент рассмотрения заявления указанный договор не расторгнут, извещение о проведении процедуры торгов по передаче в пользование имущества ЖКХ Златоруновского сельсовета на сайте "torgi.gov.ru" отсутствовало.
По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело N 66-15-15 в отношении администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в издании Распоряжения N 87 от 28.11.2014 и Распоряжения N 98 от 26.12.2014, на основании которых Обществу с ограниченной ответственностью "ИСТОК" было передано в пользование муниципальное имущество - объекты ЖКХ без проведения публичных процедур по договору N 1 от 28.11.2014, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "ИСТОК" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование вышеуказанного муниципального имущества.
На рассмотрении дела 15.04.2015 Комиссией было установлено, что договор N 1 от 28.11.2014 неоднократно продлялся, а именно 21.01.2015 было заключено дополнительное соглашение о продлении срока договора до 28.02.2015, 26.02.2015 было заключено дополнительное соглашение о продлении срока договора до 30.03.2015, 30.03.2015 было заключено дополнительное соглашение о продлении срока договора до 28.02.2015.
Также было установлено, что согласно представленной администрацией информации, 02.04.2015 администрацией Златоруновского сельсовета проведены торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, согласно акту приема - передачи от 03.04.2015 имущество, являющееся предметом договора N 1 от 28.11.2014 возвращено администрации Златоруновского сельсовета.
Администрация с вменяемым нарушением не согласилась, в обоснование правомерности своих действий указала на следующее.
Договор аренды от 28.11.2014 N 1 был заключен сроком на 1 месяц без проведения торгов во избежание чрезвычайной ситуации на территории Златоруновского сельсовета. Данный договор был продлен в связи с тем, что подготовка конкурсной документации требует времени, а так же возникли проблемы с доступом к сайту "torgi.gov.ru".
Согласно письменной позиции ООО "Исток" от 07.04.2015 N 6253 договор N 1 был заключен без проведения публичных процедур по предложению главы Златоруновского сельсовета Железнякова С.И.
Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией ответчика, отмечает следующее.
Статья 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает поддержку добросовестной конкуренции.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.
Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ ФАС России N 67).
Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России N 67, который вступил в действие 7 марта 2010 года.
На момент заключения договора аренды N 1 от 28.11.2014, а также дополнительных соглашений от 29.12.2014, от 21.01.2015, 26.02.2015, 30.03.2015 действовала статья 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с заключением вышеуказанного договора и дополнительного соглашения к нему, подлежали регулированию нормами статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой переход прав владения в отношении муниципального имущества иному лицу без проведения процедуры торгов является нарушением требований, предусмотренных названной нормой.
Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 41.1 ФЗ от 07.12.11 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Также, частью 1 статьи 28.1 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "ИСТОК" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование вышеуказанного муниципального имущества и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории п. Златоруновск.
При этом, довод администрации о том, что договор N 1 был заключен во избежание чрезвычайной ситуации, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении, поскольку доказательств, свидетельствующих о наступлении негативных последствий в следствие не заключения данного договора, администрацией представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органами или организациями, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Таким образом, Заключение договора аренды N 1 от 28.11.2014, а также дополнительных соглашений от 29.12.2014, от 21.01.2015, 26.02.2015, 30.03.2015 без проведения публичных процедур противоречит статье 41.1 ФЗ от 07.12.11 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 28.1 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статье 17. 1 Закона "О защите конкуренции" и нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции, свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "Исток" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование вышеуказанного муниципального имущества и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории п. Златоруновск.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных владельцев/пользователей), которые были ограничены в возможности получения во владение и пользование вышеуказанного муниципального имущества.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Администрации Златоруновского сельсовета Ужурского района имеется нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в издании Распоряжения N 87 от 28.11.2014 и Распоряжения N 98 от 26.12.2014, на основании которых обществу с ограниченной ответственностью "ИСТОК" было передано в пользование муниципальное имущество - объекты ЖКХ без проведения публичных процедур по договору N 1 от 28.11.2014, а также дополнительным соглашениям от 29.12.2014, от 21.01.2015, 26.02.2015, 30.03.2015, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "ИСТОК" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование вышеуказанного муниципального имущества и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории п. Златоруновск.
Учитывая тот факт, что нарушение является оконченным, имущество, являющее предметом вышеуказанного договора согласно акту приема - передачи от 04.03.2015 возвращено проведены торги на право заключения договора аренды данного имущества, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 23,39, 41,49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Признать Администрацию Златоруновского сельсовета Ужурского района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части издания Распоряжения N 87 от 28.11.2014 и Распоряжения N 98 от 26.12.2014 на основании которых обществу с ограниченной ответственностью "ИСТОК" было передано в пользование муниципальное имущество - объекты ЖКХ без проведения публичных процедур по договору N 1 от 28.11.2014, а также дополнительным соглашениям от 29.12.2014, от 21.01.2015, 26.02.2015, 30.03.2015, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "ИСТОК" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование вышеуказанного муниципального имущества и доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории п. Златоруновск.
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что вышеуказанное нарушение является оконченным.
Примечание:
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии Ю.В.Фомушкина
М.А. Дударев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 66-15-15 (опубликовано 5 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016