Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 31 июля 2012 г. N 298-12-А3
Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2012 года.
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 298-12-АЗ по признакам нарушения Управлением ветеринарии Белгородской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России из прокуратуры Белгородской области поступила информация о нарушении Управлением ветеринарии Белгородской области (далее - Управление) антимонопольного законодательства, выразившимся в наделении подведомственных Управлению учреждений функциями хозяйствующих субъектов.
В соответствии с распоряжением губернатора Белгородской области от 20.02.2012 N 105-рп "Об утверждении структуры управления ветеринарии Белгородской области" на территории Белгородской области осуществляют деятельность двадцать две станции по борьбе с болезнями животных, которые действуют в форме учреждений и обладают статусом юридических лиц.
Станции возглавляют начальники, являющиеся одновременно главными государственными ветеринарными инспекторами муниципальных районов, назначаемые и освобождаемые от должности начальником Управления по согласованию с департаментом кадровой политики области.
Начальники учреждений в целях реализации возложенных функций осуществляют надзорные полномочия, а именно обладают правом беспрепятственно в порядке, установленном законодательством, посещать и обследовать предприятия и организации в целях проверки ими законодательства в области ветеринарии, проводить противоэпизоотические и другие ветеринарные мероприятия, привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области ветеринарии.
Вместе с тем, наряду с надзорными полномочиями учреждения вправе оказывать платные ветеринарные услуги юридическим и физическим лицам, в том числе проведение клинических, лечебно-профилактических, ветеринарно-санитарных, терапевтических, противоэпизоотических мероприятий, всех видов лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения и др.
Совмещение в деятельности областных государственных бюджетных учреждений (районных станций по борьбе с болезнями животных) надзорных полномочий и функций хозяйствующего субъекта по оказанию платных ветеринарных услуг не соответствуют требованиям закона.
Согласно статье 276 Трудового кодекса Российской Федерации, руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
В соответствии с часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Рассмотрев информацию прокуратуры, а также в качестве примера Устав областного государственного бюджетного учреждения "Борисовская станция по борьбе с болезнями животных"( далее - Устав), утвержденного приказом управления ветеринарии Белгородской области от 28.11.2011 N 173, Белгородское УФАС России обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 04.07.2012 N 236 возбуждено настоящие дело в отношении Управления ветеринарии Белгородской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии представитель прокуратуры Белгородской области поддержала доводы, указанные в заявлении.
Представитель ответчика пояснил Комиссии следующее.
В соответствии с Положением об управлении ветеринарии Белгородской области, утвержденного распоряжением правительства Белгородской области от 28.03.2011 N 119-пп, Управление ветеринарии в рамках своей деятельности руководит работой подведомственных учреждений в том числе районных и городских станций по борьбе с болезнями животных с соответствующими структурными подразделениями (п.3.2).
Согласно пункта 4.4 указанного положения, государственные инспекторы государственного ветеринарного надзора районов (городов) являются главными государственными ветеринарными инспекторами районов (городов) Белгородской области и одновременно начальниками районных (городских) станций по борьбе с болезнями животных.
Главный государственный ветеринарный инспектор по муниципальному району (городскому округу) является государственным гражданским служащим области и состоит на службе в Управлении ветеринарии Белгородской области.
Главные государственные ветеринарные инспектора по муниципальному району (городскому округу) возглавляют районные (городские) станции по борьбе с болезнями животных, однако не состоят с ними в трудовых отношениях.
Так же пояснил, что все уставы станций по борьбе с болезнями животных Белгородской области типовые.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией в форме областного государственного бюджетного учреждения.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава начальник Учреждения является главным государственным ветеринарным инспектором муниципального района и в целях реализации функций учреждения имеет право:
3.1.1 Беспрепятственно посещать и обследовать предприятия и организации в целях проверки ими законодательства в области ветеринарии, проводить противоэпизоотические и другие ветеринарные мероприятия.
3.1.2.Предъявлять должностным лицам, юридическим и физическим лицам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
3.1.6. Привлекать в установленном порядке к ответственности юридических лиц, их должностных лиц, а также физических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Следовательно, начальник Учреждения осуществляет государственный ветеринарный надзор.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Учреждение осуществляет функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению регионального ветеринарного надзора.
Вместе с тем, согласно пункта 2.4 Устава Учреждение оказывает платные ветеринарные услуги, то есть осуществляет деятельность приносящую доход и согласно пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.
Совмещение в деятельности областных государственных бюджетных учреждений надзорных функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и функций хозяйствующего субъекта запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Белгородского УФАС России решила:
1. Признать факт нарушения Управлением ветеринарии Белгородской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении хозяйствующих субъектов (станций по борьбе с болезнями животных Белгородской области) функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного ветеринарного надзора.
2. Выдать Управлению ветеринарии Белгородской области предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего внести изменения в уставы районных (городских) станций по борьбе с болезнями животных Белгородской области.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Управление ветеринарии Белгородской области
ПРЕДПИСАНИЕ N 100
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)
31 июля 2012 г. г.Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 31 июля 2012 года по делу N 298-12-АЗ о нарушении Управлением ветеринарии Белгородской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Управлению ветеринарии Белгородской области прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в наделении хозяйствующих субъектов (станций по борьбе с болезнями животных Белгородской области) функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного ветеринарного надзора.
2. Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего предписания, в срок до 30 октября 2012 года внести изменения в уставы районных (городских) станций по борьбе с болезнями животных Белгородской области.
3. В срок до 10 ноября 2012 года представить в Белгородское УФАС России доказательства об исполнении настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 31 июля 2012 г. N 298-12-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016