Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-17-40/2012 (опубликовано 1 августа 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
<_> - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;
<_> - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<_> - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
в присутствии представителя по доверенности - ответчика- ООО "САН", ООО "Бузулукский пивовар" <_> (доверенности от 26 июля 2012 года, паспорт гражданина РФ: <_>),
заявитель - <_> и (или) представитель по доверенности на рассмотрение дела не явились, доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела N 07-17-40/2012 в материалах дела (уведомление N 46004641037953 от 14.07.2012 года), заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствии заявителя по состоянию здоровья от 24.07.2012 года,
рассмотрев дело N 07-17-40/2012, возбужденное в отношении ООО "САН", ООО "Бузулукский пивовар" по признакам нарушения требований, установленных ст. 16, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), содержащихся в рекламе пива, размещенную в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16, статья под названием - "С днем ПИВОваренья". установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление от физ.лица <_> с жалобой на ненадлежащую рекламу пива, размещенную в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16, статья под названием - "С днем ПИВОваренья".
Комиссия Оренбургского УФАС России в ходе рассмотрения данного заявления, проанализировав содержание данной информации установила, что указанная в заявлении информация (статья - "С днем ПИВОваренья", размещенная на стр 16 газеты "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года) отвечает понятию реклама, закрепленного п. 1 ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования пункт 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет товар, средство его индивидуализации, изготовителя или продавца товара результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования в данном случае является товар - пиво, реализуемое и производимое ООО "Бузулукский пивовар", а так же продавец пива и производителя пива ООО "Бузулукский пивовар".
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.
В данном случае рассматриваемая реклама не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В соответствии со статьей 16 ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации СМИ выданного 21 августа 2003 года "ПИ N 7-223 газете "Наш Бузулук", специализация, указанного периодического печатного издания информационная - реклама не более 40%.
Следовательно газета "Наш Бузулук" не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. Реклама в данной газете должна сопровождаться пометкой "реклама" либо "на правах рекламы".
Рассматриваемая реклама в данном случае не сопровождается пометкой "реклама" либо "на правах рекламы".
На основании изложенного, реклама пива, продавца пива и производителя пива (ООО "Бузулукский пивовар"), размещенной в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16 размещалась с нарушением требований статьи 16 ФЗ "О рекламе", которое выраженно в размещении рекламы в газете, не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера без пометки "реклама", "на правах рекламы".
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 22 ФЗ "О рекламе", реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе не должна содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе способствует улучшению эмоционального состояния.
В содержании рассматриваемой рекламы содержится текст: "Лето. Долгожданный отпуск. Ты на курорт, сидишь в пляжном баре на берегу моря, умиротворенно наблюдая за красивым закатом. И тут подносят запотевшую кружку вкуснейшего холодного пива, первый глоток которого сопровождает сладкая мысль: "Вот он - мой отпуск!". Повторить столь чудесный момент можно и дома. И пусть в Бузулуке нет моря, зато есть отличное подспорье любимому пенному напитку".
Указанный текст несет смысловую нагрузку, указывающую на то, что употребление пива и напитков изготавливаемых на его основе способствует улучшению эмоционального состояния, в связи с чем, в рассматриваемой рекламе, содержатся нарушения п. 1 ч.1 ст. 22 ФЗ "О рекламе", выраженные в использование (содержание) в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе утверждение о том, что употребление пива и напитков изготавливаемых на его основе способствует улучшению эмоционального состояния.
В соответствии частью 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе", реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В содержании данной рекламы отсутствует, указанное предупреждение, следовательно, в рассматриваемой рекламе содержатся нарушения требований, установленных частью 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе", выраженных в отсутствии, предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива.
В ходе рассмотрения дела представитель по доверенности ООО "Бузулукский пивовар" <_> пояснил, что редакция газеты "Наш Бузулук" - ООО "САН" по собственной инициативе обратилось к администрации ООО "Бузулукский пивовар" с просьбой об интервью - рассказе о нашей деятельности, после чего технолог ООО "Бузулукский пивовар" дал интервью газете "Наш Бузулук" - ООО "САН", рассказав о технологиях работы. Предварительно по итогам выхода, рассматриваемой информации в газете "Наш Бузулук" aдминистрация ООО "Бузулукский пивовар" ничего не утверждало и не оплачивало. Причем ООО"Бузулукский пивовар" рекламы в принципе не заказывает, продает приготовленное пиво в своем же ресторане. Вместе с тем ООО "Бузулукский пивовар" не признает факт нарушения требований, установленных п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", содержащихся в рекламе, размещенной в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16, статья под названием - "С днем ПИВОваренья". Документы и счета на оплату размещения рекламы у ООО "Бузулукский пивовар" отсутствуют.
Представитель по доверенности ООО "САН" <_> пояснил, что подготовка, рассматриваемой статьи "С днем пивоваренья" - это была личная инициатива газеты, редактору дали задание о ее подготовке и приурочили ее написание к празднику "День пивовара".
Помимо этого представитель по доверенности ООО "САН", пояснил, что газета действительно нарушает закон в рамках ст. 16 "ФЗ О рекламе", но не в рамках рассматриваемого дела, в связи, с чем нарушение не признают.
На основании изложенного, в соответствии с частью 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, установленным ст. 16, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе".
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, лицо (часть 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (часть 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с частями 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с частями 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16, ч. 3 ст. 22 ФЗ "О рекламе", несет
Рекламораспространитель
Проанализировав изложенное, устные пояснения представителя по доверенности ООО "Бузулукский пивовар", ООО "САН", а так же исходя из содержания рассматриваемой рекламы, плана тематического планирования номера N 23 (458), письменных пояснений ООО "САН", перечня видов деятельности представленных ООО "САН" п. 2.4.3. со ссылкой на Устав ООО "САН", учитывая содержания, представленного свидетельства о государственной регистрации СМИ, выданной ООО "САН" от 21 августа 2003 года, принимая во внимания, что среди дополнительных видов деятельности ООО "САН", в соответствии с представленной Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц сформированной по состоянию на 18.07.2012 г., содержится вид деятельности - рекламная деятельность (стр.4 п. 9) Комиссия приходит к выводу о том, что рекламораспространителем, рекламодателем в данном случае является ООО "САН"
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, Комиссия, решила:
1. Признать наружную рекламу пива, продавца пива и производителя пива ООО "Бузулукский пивовар", размещенную в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16, (статья под названием - "С днем ПИВОваренья") (ООО "САН") ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования, установленные ст. 16, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
2. Выдать ООО "САН" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела N 07-17-32/2012 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "09" августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"27" июля 2012 г. г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<_> - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;
<_> - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<_> - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
на основании своего Решения от "27" июля 2012 года по делу N 07-17-40/2012 о признании ненадлежащей рекламы пива, продавца пива и производителя пива ООО "Бузулукский пивовар", размещенную в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16, (статья под названием - "С днем ПИВОваренья") (ООО "САН") ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования, установленные ст. 16, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, предписывает:
1. ООО "САН" (ИНН <_> Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц сформированная по состоянию на 18.07.2012 года), в 10-ти (десяти) дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы пива, продавца пива и производителя пива ООО "Бузулукский пивовар", размещенную в газете "Наш Бузулук" от 14 июня 2012 года на стр. 16, (статья под названием - "С днем ПИВОваренья") (ООО "САН").
2. ООО "САН" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "27" августа 2012 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-17-40/2012 (опубликовано 1 августа 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016