Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 16 марта 2015 г. N 449/2014
Резолютивная часть оглашена 3 марта 2015 г. г. Краснодар
В полном объеме Решение изготовлено 16 марта 2015 г.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
Тер-Осканов И.О. - начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Морданева А.С. ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
рассмотрев дело N 449/2014 по признакам нарушения ОАО "Анапа Водоканал" ("<_>") ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Краснодарское УФАС России поступило заявление Р. на действия ОАО "Анапа Водоканал" по отказу в выдаче технических условий на водоснабжение для строительства двух одноэтажных жилых домов по адресу: ("<_>")
В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.
ОАО "Анапа Водоканал" осуществляет водоснабжение города-курорта Анапа и сельские населенные пункты Анапского района, в том числе ст. Анапской.
ОАО "Анапа Водоканал" осуществляет свою деятельность в условиях естественной монополии, в связи, с чем на него распространяются ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона ОАО "Анапа Водоканал" является субъектом естественной монополии.
В соответствии с п.1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.10г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Анапа Водоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемых сетей в границах г/к Анапа и ст. Анапской с долей равной 100%.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данной статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (п. 4 ст. 18).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (п. 5 ст. 18).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (п. 7 ст. 18).
29.07.2014 Р. обратилась в ОАО "Анапа Водоканал" (вх. N 2001/м) через МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" за выдачей технических условий на водоснабжение и водоотведение для строительства двух одноэтажных жилых домов общей площадью до 100 м? каждый, по адресу: ("<_>").
В ответе, направленном на имя руководителя МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" от 31.07.2014 N 1830, ОАО "Анапа Водоканал" фактически отказало в выдаче технических условий, сославшись на то, что в связи с полным использованием мощностей системы водоснабжения и водоотведения г.-к. Анапа и ст. Анапской, а также отсутствием технической возможности выдача ТУ на водоснабжение и водоотведение проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов будет возможна только после реконструкции очистных сооружений водопровода (ОСВ) с увеличением мощности до 100 тыс. м? воды в сутки, строительства водовода Ду - 900 мм, взамен аварийного водовода ДУ - 700 мм от ОСВ до площадки резервуаров в пос. Верхнее Джемете, увеличения мощности артезианского водозабора ст. Анапской, строительства водовода ДУ - 700-600 мм от площадки резервуаров в пос. Верхнее Джемете до НС "Котлома", строительства водовода Ду - 300 мм от НС "Котлома" до НС II-го подъема ст. Анапской, реконструкции насосной станции II-го подъема и сетей водопровода в ст. Анапской.
В ответе Краснодарскому УФАС России (Управление) ОАО "Анапа Водоканал" практически повторило основания отказа выдачи ТУ, направленные в МБУ "Управление архитектуры и градостроительства".
Управлением запрошен реестр технических условий на водоснабжение, выданных ОАО "Анапа Водоканал" в период с 2013 по настоящее время, с указанием адреса подключаемого объекта, даты принятия заявки, Ф.И.О. собственника объекта либо наименование юридического лица, даты выдачи технических условий либо отказа в выдаче, точки подключения, максимальной нагрузки в точке подключения.
Из представленных сведений следует, что ОАО "Анапа Водоканал" в период с 2013 г. по дату обращения Р. в Управление выдало 217 технических условий непосредственно жителям ст. Анапской.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц_
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 24.11.2014 N 537 в отношении ОАО "Анапа Водоканал" возбуждено дело N 449/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 08.12.2014 N 22586/4 рассмотрение дела N 449/2014 назначено к рассмотрению на 28.01.2015 г.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона о защите конкуренции заседания Комиссии переносились. Определения об отложении имеются в материалах дела.
03.03.2015 Комиссия в присутствии представителей ОАО "Анапа Водоканал" Л. ("<_>"), К. ("<_>"), в отсутствии надлежаще уведомленного заявителя, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришла к следующему выводу.
Согласно представленным Свидетельствам о государственной регистрации права от 16.04.2014 23-АМ 630057 и от 23.06.2014 23-АМ 755303 Р. является собственницей земельного участка, расположенного: ("<_>").Категория земель: земли населенных пунктов - ИЖС.
Для строительства на указанном участке двух одноэтажных жилых домов заявитель обратилась в ОАО "Анапа Водоканал" через МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" с просьбой выдать технические условия на водоснабжение.
31.07.2014 Р. получила отказ ОАО "Анапа Водоканал" в выдаче технических условий ввиду полного использования мощностей системы водоснабжения и водоотведения г/к Анапа и ст. Анапской. В ответе указывалось, что выдача технических условий возможна только после выполнения комплекса мероприятий по реконструкции имеющихся и строительству новых мощностей по увеличению мощности водоснабжения, в частности:
- реконструкции очистных сооружений водопровода (ОСВ) с увеличением мощности до 100 тыс. м? воды в сутки, строительства водовода Ду - 900 мм, взамен аварийного водовода ДУ - 700 мм от ОСВ до площадки резервуаров в пос. Верхнее Джемете, увеличения мощности артезианского водозабора ст. Анапской, строительства водовода ДУ - 700-600 мм от площадки резервуаров в пос. Верхнее Джемете до НС "Котлома", строительства водовода Ду - 300 мм от НС "Котлома" до НС II-го подъема ст. Анапской, реконструкции насосной станции II-го подъема и сетей водопровода в ст. Анапской.
При этом, как установлено Комиссией, в 2014 году ответчиком выдано 217 технических условий на водоснабжение и водоотведение непосредственно в ст. Анапской, 17 из которых выданы на водоснабжение домовладений, расположенных в непосредственной близости (ул. ("<_>")) от домовладения заявителя.
В частности:
К. ("<_>"); С. ("<_>"); С. ("<_>"); О. ("<_>"); К. ("<_>"); К. ("<_>"); А. ("<_>"); Ф. ("<_>"); Г. ("<_>"); Т. ("<_>"); Б. ("<_>"); Ш. ("<_>"); Т. ("<_>"); К. ("<_>").
В подтверждении своих доводов об отсутствии на момент запроса резерва мощности пропускной способности сетей и резерва мощности по производству ресурса ОАО "Анапа Водоканал" представило Комиссии Заключение эксперта Анапской торгово-промышленной палаты по вопросу: "1. Имелась ли техническая возможность водоснабжения двух одноэтажных жилых домов, общей площадью до 100 м? каждый, расположенных по адресу: ст. Анапская, ул. Вишневая, 54 на момент обращения Р. в ОАО "Анапа Водоканал" с заявлением на получение технических условий от 29.07.2014".
Комиссией установлено, что исследование по поставленным вопросам производилось квалифицированным специалистом, имеющим высшее образование по специальности: "Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения оценки", методом сопоставления представленных материалов, данных экспертного осмотра, натуральных замеров и результатов расчетов с требованиями действующих строительных норм и правил математических вычислений.
В результате проведенных исследований, сопоставив расчет потребленного расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды с характеристиками оборудования, установленного на водозаборном объекте, эксперт пришел к выводу, что при максимальном расходе воды на момент обращения Рулёвой С.В. в ОАО "Анапа Водоканал" с заявлением на получение технических условий от 29.07.2014 отсутствовал резерв мощности по производству соответствующего ресурса, необходимого для осуществления холодного водоснабжения.
Комиссией принята информация, что за период с июля по декабрь 2014 года на средства ОАО "Анапа Водоканал" был выполнен ремонт 2-х ж/б резервуаров запаса чистой воды, емкостью по 500 м? каждый, гидроизоляция и бетонные работы внутри емкостей. выполнена замена внутриплощадных водопроводных сетей с установкой новой запорной арматуры. Произведен ремонт электрооборудования в насосной станции и хлораторной, выполнен монтаж новых электролизных установок.
Все вышеуказанные работы подтверждены копиями актов о приемке выполненных работ.
Проделанные работы позволили перекрыть возникший дефицит производственной мощности и создать резерв подаваемой воды в количестве 20 м? /сут., что позволило выдать технические условия на водоснабжение двух одноэтажных жилых домов, общей площадью до 100 м? каждый, расположенных по адресу: ("<_>").
В подтверждение изложенного 03.03.2015 Р. в адрес руководителя управления направлено заявление о том, что технические условия на водоснабжение двух одноэтажных жилых домов, общей площадью до 100 м? каждый, расположенных по адресу: ("<_>") ей выданы и, что претензий к ОАО "Анапа Водоканал" не имеется (копия технических условий в материалах дела).
Комиссией также установлено, что все технические условия на водоснабжение вышеперечисленным жителям ст. Анапской были выданы до даты обращения Р. в ОАО "Анапа Водоканал".
Руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, пунктом 1 части 3 статьи 41, пунктом 5 части 1, части 2 статьи 48, пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 449/2014 ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Анапа Водоканал".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии И.О. Тер-Осканов
А.С. Морданев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 марта 2015 г. N 449/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016