Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
N 4 (опубликовано 30 апреля 2015 г.)
Лицо, проводившее проверку: <_> главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, служебное удостоверение N <_>
Предметом проводимой проверки являлось соблюдение ПАО "Совкомбанк" требований законодательства о рекламе.
Основанием явилась проверка достоверности сведений в рекламе потребительского кредита "Купи Авто" и вклада "Лови момент" ПАО "Совкомбанк", по которой обратились заявители <_> и <_>
В ходе проведения проверки у ПАО "Совкомбанк" были запрошены следующие документы (информация):
учредительные документы ПАО "Совкомбанк";
свидетельство о регистрации юридического лица ПАО "Совкомбанк";
свидетельство о постановке ПАО "Совкомбанк" на учет в налоговом органе;
всю документацию, устанавливающую условия кредита "Купи авто" (по состоянию на август 2014 года), вкладов "Лови Момент", "Новогодний" (по состоянию на 3 марта 2015 года);
сведения о всех местах распространения в городе Челябинске рекламы кредита "Купи авто", вкладов "Лови Момент", "Новогодний";
рекламные материалы по кредиту "Купи авто", вкладов "Лови Момент", "Новогодний" (с приложением договора на изготовление и размещение рекламы, согласованного макета, акта приема-передачи выполненных работ, документов об оплате рекламы).
доказательства того, что клиентам, оформившим потребительский кредит "Купи Авто" и предоставившим документы на право владения транспортным средством в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита была снижена процентная ставка по кредиту с 33 % до 22, 5 %. В частности такими доказательствами могут быть заявление о предоставлении кредита, кредитный договор, заявление о снижение процентной ставки, решение по заявлению о снижении процентной ставки);
доказательства того, что по вкладам "Лови Момент", "Новогодний" по состоянию на 3 марта 2015 года процентная ставка составляла 18 %. В частности такими доказательствами могут быть заключенные в указанный период договоры по вкладам "Лови Момент", "Новогодний".
письменные пояснения по факту распространения в городе Челябинске рекламы кредита "Купи авто", вкладов "Лови Момент", "Новогодний", в которых присутствуют, по мнению заявителей, не соответствующие действительности сведения о снижении процентной ставки по кредиту и размере процентной ставки по вкладам соответственно.
ПАО "Совкомбанк" представлены следующие документы:
копии учредительных документов и доверенность на представителя на 29 листах;
копия выписки из паспорта продукта "Денежный кредит "Многоцелевой" на 22 листах;
распоряжение N 9/ОД от 27.01.2015 с приложениями на 15 листах;
протокол заседания КЦУЛ N 160215 от 16.02.2015 с приложениями на 9 листах;
копии договора возмездного оказания услуг N 01 от 12.11.2010, приложения N 219 от 27.01.2015, счета на оплату N 55 от 11.02.2015 на 6 листах;
копии макетов рекламных материалов на 2 листах;
копии кредитных договоров N 32921818078 от 23.05.2014, N 318574306 от 01.05.2014 на 8 листах;
копии договоров банковского вклада "Лови момент" от 03.03.2015, заключенного с <_> <_> на 3 листах;
копии договора банковского вклада "Новогодний" от 30.01.2015, заключенного с Прохоровой Л.М. на 3 листах;
объяснения на 1 листе.
Исследование материалов показало следующее.
В рекламе кредита "Купи авто", распространенной в августе 2014 года в кредитно-кассовом офисе "Челябинский" ПАО "Совкомбанк" филиала "Центральный" (г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 16) присутствуют сведения "Ставка 33 % снижается до 22,5% после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжение транспортным средством, в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита".
Таким образом, в рекламе содержатся сведения об одном из условий, влияющих на стоимость услуги, связанной с предоставлением кредита, а именно процентная ставка 33 % и указана возможность её снижения до 22,5 % после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжение транспортным средством.
Данные сведения о минимальном и максимальном размере процентной ставки выполнены крупным шрифтом. Ниже указанных сведений содержится иная информация выполненная мелким шрифтом с минимальными межстрочными и межсловесными интервалами, малозаметная по сравнению с иной информацией, что приравнивается к её отсутствию.
Из представленных ПАО "Совкомбанк" документов следует, что процентная ставка по кредиту может быть снижена только в случае если легковой автомобиль российского или иностранного производства не старше 10 лет.
В рекламе отсутствует информация о требованиях, предъявляемых непосредственно к транспортному средству. Указанная информация является существенной и её отсутствие способно ввести в заблуждение потребителей рекламы.
Поскольку в рекламе данная информация отсутствует, заявитель <_> был введен в заблуждение, поскольку полагал, что дата выпуска автомобиля не имеет значения для снижения процентной ставки по кредиту и оформил кредит "Купи авто" на приобретение автомобиля марки "ТОЙОТА РАННЕР" 1994 года выпуска, то есть старше 10 лет. В последующем ПАО "Совкомбанк" отказало ему в снижении процентной ставки по кредиту, пояснив причину отказа.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация о том, что процентная ставка по кредиту может быть снижена только в случае если легковой автомобиль российского или иностранного производства не старше 10 лет является существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой. Однако данная информация отсутствует в рекламе, в связи с чем потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предлагаемой финансовой услуги.
Отсутствие в рекламе кредита "Купи авто" информации о требованиях, предъявляемых к транспортному средству для снижения процентной ставки по кредиту содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ).
Отсутствие в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита "Купи авто", иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, при указании одного условия - размеров процентной ставки 33 % и 22,5 %, содержит признаки нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В рекламе вклада "Лови момент!", размещенной 03 марта 2015 года в отделении ПАО "Совкомбанк" (г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 17) присутствуют сведения о процентной ставке 18 %. Вместе с тем, в рекламе отсутствует информация о том, что размер процентной ставки с 02 февраля 2015 года изменен и новая ставка по вкладу составляет 17 %.
Из объяснений ПАО "Совкомбанк" следует, что информация о размере процентной ставке, указанная в рекламе, не соответствовала действительности ввиду несвоевременной замены старых рекламных материалов на новые.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения Федерального закона "О рекламе", относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Соответствие действительности размещенных в рекламе сведений должно быть подтверждено документально.
Указанные в рекламе сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно договора вклада "Лови момент", заключенному в этот же день с <_> процентная ставка составляет 17 %, а не 18 %, в связи с чем, реклама вклада "Лови момент" содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
С учетом изложенного, по результатам проведенной проверки подтвердились признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы кредита "Купи авто", вклада "Лови момент" в офисах ПАО "Совкомбанк" в городе Челябинске.
Подпись лица, проводившего проверку:
<_> ____________________
С актом проверки ознакомлен, копию акта получил: __________________________ _________________________________________________________________________ ___
____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________
(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя
проверяемого лица, дата)
Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт _________________________
____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N 4 (опубликовано 30 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016