Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 31 марта 2015 г. N 463/2014
Резолютивная часть оглашена 18 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 31 марта 2015 года г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Литовченко Л.А. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Тер-Осканов И.О. - начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Морданева А.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Коробкина О.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте в строительстве и ЖКХ;
Ивченкова Ю.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте в строительстве и ЖКХ,
рассмотрев дело N463/2014 по признакам нарушения ОАО "Водопровод" ("<_>") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение гр. Т., на действия ОАО "Водопровод".
Из обращения следует, что 04.03.2013 абонентом самостоятельно был установлен прибор учета холодной воды "Метер" СВ-25Х на объекте, расположенном по адресу: " ("<_>") (далее - Объект). В этот же день гр. Т. обратился в ОАО "Водопровод" для опломбировки прибора учета холодной воды и ввода его в эксплуатацию. По мнению заявителя, за выдачу технических условий на установку указанного прибора учета гр. Т. через кассу предприятия ОАО "Водопровод" оплатил 220,67 руб.
Однако, Т. считает, что стоимость данной услуги противоречит действующему законодательству, в связи с тем, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента.
В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.
Приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
С учетом того, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются в пределах границ присоединенных и эксплуатируемых сетей, а услуги по опломбированию прибора учета являются обязательными для осуществления допуска прибора учета в эксплуатацию и, в свою очередь, могут быть оказаны только организациями, эксплуатирующими сети, в связи с чем, потребители не имеют возможности (технической, технологической) приобрести указанные услуги за их пределами.
Таким образом, Краснодарское УФАС России установлено, что ОАО "Водопровод" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах присоединенной и эксплуатируемой сети, расположенной на территории МО г. Усть-Лабинск с долей равной 100%.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Краснодарским УФАС России сделан предварительный вывод о том, что в действиях ОАО "Водопровод", выразившихся во взимании платы при выдаче технических условий на установку прибора учета холодной воды гр. Т. ("<_>"), содержатся признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 05.12.2014 N 555 в отношении ОАО "Водопровод" возбуждено дело N463/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N463/2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 19.12.2014 рассмотрение дела назначено на 05.02.2015.
Определением об отложении рассмотрения дела N463/2014 от 06.02.2014 рассмотрение дела назначено на 18.03.2015.
Приказом от 17.03.2014 о внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела N463/2014 на дату рассмотрения -18.03.2015 назначен председатель Комиссии заместитель руководителя управления - Литовченко Л.А.
18.03.2015 Комиссия по рассмотрению дела N463/2014 в присутствии председателя Комиссии, членов Комиссии, в присутствии представителя по доверенности ОАО "Водопровод" - Б., представителя по доверенности Русанова О.А., представителя по доверенности - К., в присутствии заявителя - Т.,
рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
18 февраля 2013 г. Т. обратился в ОАО "Водопровод" с запросом о переоформлении лицевого счета по адресу: ("<_>") (далее - Объект), в связи с покупкой домовладения по указанному адресу.
18.02.2013 между Т. и ОАО "Водопровод" был заключен договор на отпуск (получение) питьевой воды. В соответствии с п.2.3.1 и п.2.3.2 указанного договора, ОАО "Водопровод" выдало Т. технические условия на установку прибора учета холодной воды на Объект. Т. 04.03.2013 через кассу предприятия внесены 220,67 руб.
Заявитель Т. пояснил, что 04.03.2013 самостоятельно установил прибор учета холодной воды и обратился в ОАО "Водопровод" для регистрации данного прибора учета.
Представители ОАО "Водопровод" пояснили, что плата в размере 220,67 руб. является законной и состоит из затрат на выезд сотрудника ОАО "Водопровод" для проверки правильности выполнения выданных технических условий при установке учета воды абонентом. Калькуляция на данные услуги утверждена генеральным директором ОАО "Водопровод" от 23.12.2012 N23.
Представители ОАО "Водопровод" представили копию журнала регистрации выданных технических условий на установку прибора учета холодной воды (оригинал представлен на обозрение Комиссии), где зафиксирована дата выдачи технических условий (04.03.2013) гр. Т., подпись Т. в графе "подпись" владельца отсутствует.
Также был представлен журнал регистрации приборов учета воды (оригинал представлен на обозрение Комиссии), водомер марки СВ-20г NМ 0798374 12 был зарегистрирован 04.03.2013.
В своих пояснениях представители ОАО "Водопровод" указали, что с момента установки гр. Т. прибора учета они не имели возможности опломбировать данный водомер в срок, установленный законодательством, так как гр. Т. чинил препятствия сотрудникам ОАО "Водопровод" в осуществлении указанных действий в нарушение п.2.3.4 заключенного между сторонами договора на отпуск (получение) питьевой воды.
Только 24.09.2014 в присутствии гр. Т., контролером ОАО "Водопровод" Б. (без инициалов) составлен акт ввода в эксплуатацию установленного прибора учета холодной воды (акт от 24.09.2014 б/н). При осмотре водомерного узла было установлено: водомер холодной воды, марка СВ-20г N М 0798374 12, N пломбы ВS 54844, показания водомера -55, установка прибора учета холодной воды была произведена правильно, произведена его опломбировка без взимания платы.
До 04.03.2013, в связи с отсутствием прибора учета плата за отпущенную воду начислялась расчетным методом по нормативу.
После 04.03.2013 плата за отпущенную воду начислялась в соответствии с показаниями установленного абонентом прибора учета воды.
Заявлений по несогласию с условиями договора на отпуск питьевой воды, заключенного между ОАО "Водопровод" и гр. Т., как на стадии его заключения, так и в процессе его исполнения от гр. Т. в адрес ОАО "Водопровод" не поступало.
В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч.8 ст.13 Закона об энергоснабжении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательство Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии с VII Разделом Правил "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2001 N354 (далее - Правила N354), к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Согласно действующему законодательству приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Из приведенных выше норм следует, что действия ОАО "Водопровод" были осуществлены в рамках действующего законодательства. Ввод прибора учета в эксплуатацию гр. Т. осуществлен ОАО "Водопровод" без взимания платы.
В своих пояснениях Туров Н.Н. указал на несоответствие произведенных по факту работ ОАО "Водопровод" с работами, учтенными в калькуляции. Однако, документы, свидетельствующие о том, что работы ОАО "Водопровод" произведены не в полном объеме Т. в материалы дела, не представлены. Более того, услуга по проверке выполнения технических условий на установку прибора учета холодной в размере 220,67 рублей, определенной калькуляцией, оплачена Т. в полном объеме (квитанция к приходному кассовому ордеру N612 от 04.03.2013).
С учетом представленных сведений и документов, Комиссия по делу N463/2014 определила, что разногласия по установке, опломбировке, эксплуатации прибора учета по водоснабжению, возникшие между ОАО "Водопровод" и Т., носят гражданско-правовой характер.
Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела N463/2014 в действиях ОАО "Водопровод", выразившихся во взимании платы за проверку правильности выполнения технических условий на установку прибора учета холодной воды не установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО "Водопровод" отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 -2 и п.1 ч.3 ст. 41, п.2 ч.1 ст. 48, п. ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 463/2014, возбужденного в отношении ОАО "Водопровод" ввиду отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Водопровод".
Председатель комиссии Л.А. Литовченко
Члены комиссии И.О. Тер-Осканов
А.С. Морданева
О.Р. Коробкина
Ю.Р. Ивченкова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 марта 2015 г. N 463/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016