Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 41-НТ-04-14 (опубликовано 9 июня 2014 г.)
Комиссия Астраханского УФАС России по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 29.05.2013 N111-п, (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии:
<____> - руководитель Астраханского УФАС России;
члены комиссии:
<____> - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<____> - главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя В. <____> представителя организатора конкурса Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации города Астрахани ведущего юриста отдела транспорта и пассажирских перевозок управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации города Астрахани <____> рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя В. (<____> на действия организатора конкурса - Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации города Астрахани (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6) при проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани N33С "Пл.Октябрьская - ул.Куликова 15", в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Астраханское УФАС России 28.05.2014 поступила жалоба индивидуального предпринимателя В. (далее - Заявитель) на действия организатора конкурса - Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г. Астрахани (далее - Организатор конкурса) при проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани N33С "Пл.Октябрьская - ул.Куликова 15" (далее - открытый конкурс).
По мнению Заявителя, Организатор конкурса при его проведении установил требование о наличии у потенциального участника конкурса подвижного состава, достаточного для осуществления перевозок по всему маршруту, чем ограничил количество потенциальных участников открытого конкурса.
Кроме того, по мнению Заявителя Организатор конкурса при его проведении нарушил процедуру вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе, установленную Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утверждённым Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N119 (далее - Положение о проведении конкурса).
На основании вышеизложенного, Заявитель просит проверить действия Организатора конкурса на предмет наличия в них признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Представитель Организатора торгов не согласился с доводами жалобы указав, что проводил открытый конкурс в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N119.
Комиссия, заслушав представителей сторон, а также изучив документы, представленные сторонами, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 и ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.
Как следует из пп.7 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Решение данных вопросов органами местного самоуправления взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными на них в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
П.7 ч.1 ст. 12 Устава города Астрахани, принятого Решением городского Совета г.Астрахани от 06.07.2004 N 52/а "О принятии Устава муниципального образования "Город Астрахань" в третьем чтении", предусмотрено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения.
В силу п.2.1 Положения об администрации г. Астрахани, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.06.2006 N100, к полномочиям администрации г.Астрахани в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, законодательством Астраханской области, Уставом муниципального образования "Город Астрахань", иными нормативными правовыми актами, относятся полномочия по решению вопросов местного значения.
Таким образом, действующим законодательством РФ на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения.
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N119, утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Постановлением администрации г.Астрахани от 27.05.2009 N3592, во исполнение Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N119, утверждены:
- типовая конкурсная документация к открытому конкурсу на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г.Астрахани (далее - Конкурсная документация);
- типовая форма договора использования регулярного муниципального маршрута г.Астрахани, заключаемого с победителем конкурса.
Конкурсная документация разработана и утверждена в целях установления порядка и условий проведения открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.
Согласно п.1.1 Конкурсной документации, администрация г. Астрахани является Заказчиком пассажирских перевозок, Организатором открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани является Управление экономики и предпринимательства, торговли и транспорта, которое, в соответствии с п.1.1 своего Положения об Управлении экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г.Астрахани, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 24.07.2013 N6707-м является структурным подразделением администрации города Астрахани.
Кроме того, согласно п.1.1 Конкурсной документации в один лот входит один маршрут, входящий в маршрутную сеть г.Астрахани.
10.04.2014 в "Астраханском вестнике" N15 (95) администрацией г.Астрахани было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г.Астрахани N33С "Пл.Октябрьская - ул.Куликова 15".
10.04.2014 вышеуказанное извещение было размещено на официальном сайте www.astrogorod.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с опубликованными извещениями заявки принимались по адресу: г.Астрахань, ул.Чернышевского, 6, каб. N310 с 9 час. 00 мин. 10.04.2014 до 09 час. 00 мин. 14.05.2014.
В соответствии с Журналом приема заявок, представленным администрацией г.Астрахани на рассмотрение жалобы, на участие в открытом конкурсе 14.05.2014 была подана одна заявка - ООО "АстрТрансАвто".
Комиссией установлено, что Заявитель заявки на участие в открытом конкурсе не подавал.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, установлен ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч.2 ст.18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель)
Доказательств нарушения администрацией г.Астрахани в лице Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г.Астрахани, установленного Конкурсной документацией, порядка размещения информации о проведении открытого конкурса и порядка подачи заявок на участие в открытом конкурсе Заявителем на рассмотрение Комиссии не представлено.
Заявитель, выдвигая требование о рассмотрении Комиссией действий администрации г.Астрахани на наличие в них признаков нарушения антимонопольного законодательства фактически обжалует муниципальный правовой акт - Постановление администрации г.Астрахани от 27.05.2009 N3592 "Об утверждении типовой конкурсной документации, структурного состава конкурсной комиссии, типовой формы договора использования регулярного муниципального маршрута г.Астрахани, заключаемого с победителем конкурса" в части установления правила, когда в один лот входит один маршрут.
Комиссия считает необходимым отметить, что обжалование правового муниципального акта не может осуществляться в порядке, установленном ст.18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку порядок обжалования таких актов установлен гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.
В настоящее время законность правила "в один лот входит один маршрут", установленного п.1.1 Конкурсной документации, обжалуется в Арбитражном суде Астраханской области индивидуальным предпринимателем М.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая жалоба в части установления администрацией г.Астрахани правила "один маршрут - один лот" является необоснованной.
При рассмотрении второго довода Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с требованиями аб.3 п.4.1 Положения о проведении конкурса при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе объявляются присутствующим участникам конкурса и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе следующие сведения:
- наименование и адреса участников конкурса;
- описание предлагаемых условий оказания транспортных услуг.
При этом, как следует из п.4.2.1 Конкурсной документации соответствие содержания и качества оказываемых транспортных услуг требованиям Конкурсной документации является предметом оценки конкурсной комиссии при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что содержание термина "описание условий оказания транспортных услуг" включает в себя перечисление сведений, соответствующих критериям оценки заявок.
Таким образом, при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе Организатор конкурса должен был огласить и внести в соответствующий протокол сведения о транспортных средствах, которые будут использоваться на маршруте, сведения о возможности участника обеспечить безопасность дорожного движения, диспетчерское обслуживание, техническое обслуживание и ремонт, контроля технического состояний транспортных средств, а также иные сведения, установленные Конкурсной документацией.
Исследовав протокол N1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г.Астрахани N59С от 14.05.2014 (далее - Протокол вскрытия конвертов) а также аудиозапись проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, Комиссия установила, что при проведении вышеуказанной процедуры в нарушение требований п.4.1 Положения о проведении конкурса описание предлагаемых условий оказания транспортных услуг не было оглашено публично и не было внесено в Протокол вскрытия конвертов.
Опрошенные Комиссией представитель Заявителя и представитель Организатора конкурса, присутствовавшие при проведении процедуры вскрытия конвертов, также подтвердили, что описание предлагаемых условий оказания транспортных услуг не было оглашено публично.
Однако Комиссия полагает необходимым отметить, что данный факт не следует рассматривать, как нарушающий экономические права и законные интересы Заявителя, поскольку Заявитель не подавал заявки на участие в открытом конкурсе.
По ходатайству представителя администрации г.Астрахани в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 06.09.2014.
После перерыва представитель Заявителя представил Комиссии дополнение к поданной жалобе, указав, что Организатор конкурса в течение срока, установленного для подачи заявок, вносил изменения в извещение о проведении открытого конкурса, не продляя срок подачи заявок на участие в нем.
Рассмотрев вышеуказанный довод, Комиссия не находит в действиях Организатора торгов нарушения антимонопольного законодательства, т.к. муниципальными актами, регулирующими порядок проведения конкурса, не предусмотрено требование о продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе в случае внесения изменений в извещения о проведении конкурса.
На основании вышеизложенного, Комиссия решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя В. на действия организатора конкурса - Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г. Астрахани при проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани N33С "Пл.Октябрьская - ул.Куликова 15", обоснованной в части нарушения Управлением экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г.Астрахани процедуры вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя В. на действия организатора конкурса - Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г. Астрахани при проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани N33С "Пл.Октябрьская - ул.Куликова 15" в остальной части необоснованной.
3. Признать организатора конкурса - Управления экономики и предпринимательства, торговли и транспорта администрации г. Астрахани нарушившим аб.3 п.4.1 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утверждённым Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 10.09.2009 N119.
Председатель комиссии <____>
Члены комиссии <____>
<____>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 41-НТ-04-14 (опубликовано 9 июня 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016