Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 3 августа 2012 г. N 12-10-67/500
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя Комиссии: <> руководитель управления;
Члены Комиссии: <> старший государственный инспектор
отдела контроля размещения государственного заказа;
<> государственный инспектор
отдела контроля размещения государственного заказа;
<> главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы;
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:
коммерческого директора ООО "ВИКАМЕД" Козлова А.В.; заведующего аптекой ОГБУЗ "Костромская областная больница" Савельева Е.В.; начальника отдела государственного заказа департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области Хазова А.Г., рассмотрев жалобу ООО "ВИКАМЕД" на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" (далее - ОГБУЗ "Костромская областная больница") при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку одноразового белья для нужд ОГБУЗ "Костромская областная больница", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
Согласно представленным материалам 16.07.2012 г. на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение (N 0141200002012001324) о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку одноразового белья для нужд ОГБУЗ "Костромская областная больница".
ООО "ВИКАМЕД" (далее - заявитель) в своей жалобе обжалует действия государственного заказчика, уполномоченного органа, которые, по мнению заявителя, в документации об открытом аукционе в электронной форме установили требование о методе стерилизации одноразового белья - газовый, которое ограничивает количество участников размещения заказа, а также не допускается Законом о размещении заказов. Указанное не позволяет ООО "ВИКАМЕД" принять участие в вышеуказанном открытом аукционе в электронной форме, поскольку заявитель стерилизует одноразовое белье с применением метода радиационного.
Представитель ОГБУЗ "Костромская областная больница" с доводами, указанными в жалобе ООО "ВИКАМЕД", не согласен. ОГБУЗ "Костромская областная больница" считает свои действия правомерными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено следующее:
1. В соответствии с Порядком взаимодействия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Костромской области и государственных заказчиков Костромской области, утвержденным постановлением Администрации Костромской области от 4 марта 2010 г. N 56-а заявка на организацию размещения заказа (далее - заявка) составляется государственным заказчиком по форме, установленной уполномоченным органом. К заявке прилагается утвержденная государственным заказчиком и согласованная главным распорядителем конкурсная документация или документация об аукционе и проект государственного контракта. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявки рассматривает поступившую конкурсную документацию (документацию об аукционе) на соответствие требованиям Федерального закона. Уполномоченный орган опубликовывает в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса (открытого аукциона), размещает указанные извещения и конкурсную документацию (документацию об аукционе) на официальном сайте.
Таким образом, уполномоченный орган не является ответчиком по жалобе Заявителя.
Документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку одноразового белья для нужд ОГБУЗ "Костромская областная больница" утверждена Главным врачом ОГБУЗ "Костромская областная больница" Ю.Ю. Зинчук.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В разделе 13 документации об открытом аукционе в электронной форме "Сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта" ОГБУЗ "Костромская областная больница" установлены требования к поставляемому товару: технические характеристики (в том числе, стерилизация газовая), единицы измерения, количество. Таким образом, способ стерилизации указан ОГБУЗ "Костромская областная больница" в качестве технической характеристики.
Как пояснил представитель ОГБУЗ "Костромская областная больница" в своем ответе (исх. N 1966 от 24.07.2012 г.) на запрос ООО "ВИКАМЕД" (от 23.07.2012 г.) и на заседании Комиссии Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Газовая стерилизация оксидом этилена является одним из стандартных способов стерилизации, разрешенных к применению, применяется при стерилизации изделий различными производителями и позволяет в отличие от радиационного способа избежать радиационной деструкции, а следовательно, и снижения физико-механических свойств полимерных нетканых материалов, из которых изготовлены изделия, указанные в Техническом задании. Специалистам перинатального центра, неоднократно приходилось сталкиваться с комплектами ненадлежащего качества (разрушение структуры нетканого материала) именно в случае, когда поступала продукция, подвергнутая радиационной стерилизации. Поэтому, способ стерилизации как процесс, оказывающий влияние на потребительские свойства изделий, указанных в Техническом задании, важен при выборе продукции. Применение радиационного способа стерилизации, указанного в Техническом задании, не исключается. Однако данный метод стерилизации имеет несколько особенностей для контроля качества, в частности установки концентрации антиоксидантов ингибиторов перекись-радикалов. Соответственно применение радиационного метода не будет считаться эквивалентным способом стерилизации оксидом этилена. Таким образом, заказчик установил требования к закупаемой продукции, соответствующие своим потребностям.
Потребность заказчика выражается в необходимости приобретения одноразового белья с методом стерилизации газовый как один из самых стандартных и оказывающий наиболее благоприятное воздействие на товар.
В доказательство своих доводов заказчиком на заседание комиссии была представлена копия докладной начальнику аптеки N 100 ОГБУЗ "Костромская областная больница" от 12.03.2011 г. от старшей операционной сестры Муравьевой Л.Н., в которой указывается о плохом качестве продукции ООО "ВИКАМЕД". Также на заседание представлен ответ на запрос (03.08.2012 г.) главному врачу Зинчук Ю.Ю. от специалистов акушерского стационара ОГБУЗ "Костромская областная больница", в котором они просят не приобретать комплекты белья, подвергнутые радиационной стерилизации, в связи с воздействием радиации на структуру нетканых материалов, используемых для изготовления одноразового белья (возникновение радиационной деструкции). При этом, нормативно-правового обоснования установления именно газового метода стерилизации одноразового белья представителем заказчика предоставлено не было.
Как установила Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в соответствии с ГОСТом Р ЕН 13795-1-2008 "Хирургическая одежда и белье, применяемые как медицинские изделия для пациентов, хирургического персонала и оборудования" в таблицах 1-3 содержится перечень характеристик для оценивания хирургических халатов, хирургического покрова материала, костюмов для чистых помещений. В данный перечень не включена характеристика о методе стерилизации.
Кроме того, на запрос Костромского УФАС России Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в своем ответе (исх. 5943-01 от 31.07.2012 г.) сообщило об использовании на территории Российской Федерации двух методов стерилизации: физического (парового, ионизирующим излучением) и химического (газового). На запрос в Департамент здравоохранения Костромской области, получен ответ (исх. N 6391 от 03.08.2012 г.), в котором также упомянуты два метода стерилизации; указано, что выбор одного из методов зависит от особенностей стерилизуемых изделий, более широкое использование в последнее время получил газовый метод стерилизации, так как отсутствует побочное влияние на продукцию.
Таким образом, на основании представленных ответов на запросы в соответствующие органы на территории Российской Федерации применяются два метода стерилизации. Нормативно-правового обоснования установления именно газового метода стерилизации одноразового белья представитель заказчика не предоставил.
2. Представитель заявителя на заседании Комиссии доводы жалобы поддержал, пояснил, что метод стерилизации относится к технологическому процессу, данные о котором не должны включаться в документацию об открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов: Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом. Следовательно, по мнению заявителя, установление заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме такого требования как газовый метод стерилизации, ограничивает участие в размещении заказов производителей и тем самым нарушает права заявителя.
В отношении перечисленных доводов заявителя Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов отмечает следующее.
На заседание Комиссии Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, а также в приложении к жалобе до заседания заявителем представлены: копия сертификата соответствия N 0864268 по комплекту белья и одежды хирургической, из нетканых материалов, одноразовой, стерильной с приложением на двух листах; копия сертификата соответствия N 0864266 по комплекту акушерскому, из нетканых материалов, одноразовой, стерильной с копиями приложений на одном листе; копия сертификата N РОСС RU.ЦШ00.К00162, подтверждающего, что система менеджмента качества организации соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 13485-2004; копия разрешения на применение Знака соответствия системы добровольной сертификации "ISCO"; копия регистрационного удостоверения N ФСР 2009/05714, N ФСР 2009/05715 с приложением на одном листе; ГОСТ Р ИСО 11135-2000; ГОСТ Р ИСО 11137-1-2008.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Представителем заявителя представлена на заседании Комиссии копия устава ООО "ВИКАМЕД", утвержденная протоколом учредителей от 06.10.2009 г., в котором целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Следовательно, организационно-правовая форма данного юридического лица - коммерческая организация в форме ООО, которая осуществляет предпринимательскую деятельность. ООО "ВИКАМЕД" на заседание Комиссии не представило доказательств невозможности принятия участия в открытом аукционе в электронной форме на условиях соответствующей документации. Так, в Документации об открытом аукционе в электронной форме не установлено требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования.
На основании изложенного, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, рассмотрев представленные материалы, полагает, что в действиях ОГБУЗ "Костромская областная больница" отсутствуют нарушения Закона о размещении заказов, а именно пункта 2 и 2.1 статьи 34.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 частью 1 статьи 15 и частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий. В соответствии с частью 1 статьи 17 этого же закона, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Следовательно, в действиях заказчика имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 57, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО "ВИКАМЕД" необоснованной.
2. В связи с выявлением нарушений пункта 8 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 3 августа 2012 г. N 12-10-67/500
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016