Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 10 июня 2014 г. N 3223/02
Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2014 года.
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Виниченко О.С. - руководитель Новгородского УФАС России,
Членов Комиссии:
Пашкова Г.Н. - зам. руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России,
Козырев М.С. - специалист-эксперт антимонопольного контроля Новгородского УФАС России,
при участии
представителей:
от ответчика - Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по Новгородской области: <Р.> и <Д.> действующие на основании доверенностей от 05.06.2014,
рассмотрев дело N 31 по признакам нарушения Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов по Новгородской области (пр. Мира, д.22/25, Великий Новгород, 173025) (далее Комитет) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
В ходе проведения УФАС России выездной плановой проверки по соблюдению Комитетом антимонопольного законодательства установлено следующее.
Постановлением Комитета N 3 от 22.03.2012 утвержден административный регламент комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня (далее - Административный регламент).
Проверкой было установлено, что данное постановление не соответствует антимонопольным правилам и требованиям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N ФЗ "О защите конкуренции".
В частности, абзацы 4 и 5 пункта 2.6 Административного регламента являются незаконными, в связи с чем, Административный регламент комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утверждённый постановлением Комитета N 3 от 22.03.2012, имеет признаки нарушения Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к предоставлению данной услуги, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках Новгородской области при осуществлении деятельности, для которой требуется проведение государственной экологической экспертизы.
На основании документов и сведений, полученных в ходе плановой проверки и проведенной по ним правовой экспертизы Новгородским УФАС России, в отношении Комитета на основании приказа N 148 от 22.05.2014 возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
На рассмотрении дела представители Комитета по вопросу соответствия требованиям антимонопольного законодательства Административного регламента дополнительных пояснений не представили.
Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о наличии в действиях (бездействии) Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции",
При этом Комиссия руководствовалась следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включённых в определённый частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющим государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем. Абзацами 4 и 5 пункта 2.6 Административного регламента на заказчика возложена обязанность предоставления в составе необходимых документов заключения общественной экологической экспертизы в случае её проведения, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе).
Перечень документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, предусмотрен статьёй 14 Закона об экологической экспертизе.
Так, в составе материалов, подлежащих экспертизе, согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 14, должны быть заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключения общественной экологической экспертизы в случае её проведения, а в соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 14 - материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Однако, в силу части 2 пункта 1 статьи 14 Закона об экологической экспертизе органы государственной власти субъектов должны самостоятельно запрашивать документы, указанные в абзацах третьем - пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона об экологической экспертизе заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Следовательно, предоставление заявителем заключения общественной экологической экспертизы и материалов обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, объединениями) является его правом, а не обязанностью.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является, в том числе, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комитет утвердив Административный регламент, содержащий не предусмотренные законом Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам о предоставлении документов, совершил действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках Новгородской области при осуществлении деятельности, требующей проведение государственной экологической экспертизы, чем нарушил п.2 части 1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов по Новгородской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Комитету предписание о внесении изменений или отмене нормативного правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии: Г.Н. Пашкова
М.С. Козырев
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 июня 2014 г. N 3223/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016