Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 11 июня 2014 г. N 7
Резолютивная часть решения оглашена "02" июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "11" июня 2014 г.
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Мурманского УФАС России <>
Членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков <> главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков <>
при участии:
- представителя ОАО "МРСК Северо-Запада" <> (доверенность N15 от 13.02.2014),
- представителя ООО "ИнвестПроектЛимитед" <> (доверенность от 11.02.2014),
- представителя ООО "ИнвестПроектЛимитед" <> (доверенность от 11.02.2014),
- представителя ООО "ИнвестПроектЛимитед" <> (доверенность от 11.02.2014),
рассмотрев дело N7 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
ООО "ИнвестПроектЛимитед" обратилось в адрес Мурманского УФАС России с заявлением в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее по тексту - ОАО "МРСК Северо-Запада") по факту необоснованного применения свободных (нерегулируемых) цен при расчётах с ООО "ИнвестПроектЛимитед" за поставленную электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан, проживающих в общежитии по адресу город Мурманск. пер. Водопроводный, д. 7/1.
По признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная д. 31) было возбуждено дело N7 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам проведённого Мурманским УФАС России анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Мурманской области (Аналитический отчёт от 27.04.2014 г.) было установлено, что ОАО "МРСК Северо-Запада" в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.02.2013 N 68 осуществляет свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика на территории всей Мурманской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).
Согласно полученным в ходе анализа рынка сведениям, доля реализации ОАО "МРСК Северо-Запада" электрической энергии в городе Мурманске в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Мурманская областная электросетевая компания" в первом полугодии 2013 года составила 54,9%, во втором полугодии 2013 года - 69%.
Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%. По результатам проведённого анализа рынка антимонопольным органом установлено доминирующее положение ОАО "МРСК Северо-Запада" с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Мурманская областная электросетевая компания" (далее по тексту - ОАО "МОЭСК").
Комиссией в ходе рассмотрения дела N 7 установлено следующее.
В соответствии с договором N 029-ДУ доверительного управления недвижимым имуществом от 01.01.2007 г. и актом приёма-передачи недвижимого имущества от 01.01.2007 г., здание общежития, расположенного по адресу г. Мурманск, переулок Водопроводный, дом 7, корпус 1, передано собственником ОАО "Мурманский судоремонтный завод Морского флота" в доверительное управление ООО "ИнвестПроектЛимитед".
Согласно условиям договора, на Доверительного управляющего, помимо прочего, были возложены обязанности по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения, электроэнергии, канализации, вывозу отходов, техобслуживанию (содержанию), ремонту здания (помещений), оборудования, систем горячего и холодного водоснабжения, отопления, канализации общежития.
Соглашением от 24.11.2009 г. в договор N 029-ДУ доверительного управления недвижимым имуществом от 01.01.2007 г. внесены следующие изменения: в связи с переходом права собственности на здание общежития ООО "Объединённая судоремонтная компания", учреждённому ОАО "Мурманский судоремонтный завод Морского флота", права и обязанности учредителя управления по договору N 029-ДУ доверительного управления недвижимым имуществом от 01.01.2007 г. перешли к ООО "Объединённая судоремонтная компания".
Как следует из Акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленного 26.12.2011 г. и подписанного представителями ОАО "Мурманская горэлектросеть", ООО "Объединённая судоремонтная компания" и ОАО "Мурманский морской торговый порт", здание общежития по адресу пер. Водопроводный, д.7, корп.1 имеет технологическое присоединение к электрическим сетям, принадлежащим ОАО "Мурманская горэлектросеть". В настоящее время функции по передаче электрической энергии вместо ОАО "Мурманская горэлектросеть" осуществляет ОАО "МОЭСК" (ОАО "Мурманская горэлектросеть" исключено из реестра субъектов естественных монополий приказом ФСТ от 03.07.2013 N901-э, ОАО "МОЭСК" включено в указанный реестр приказом ФСТ от 16.04.2013 N411-э).
Согласно представленным материалам и пояснениям представителей ООО "ИнвестПроектЛимитед", в здании общежития по адресу г.Мурманск, пер. Водопроводный, д.7, корп.1 фактически проживают граждане на условиях найма жилых помещений. Кроме того, в общежитии имеется 2 помещения, сдаваемые в аренду хозяйствующим субъектам.
02 марта 2013 года между гарантирующим поставщиком ОАО "МРСК Северо-Запада", ООО "Объединенная судоремонтная компания" (Потребитель) и ООО "ИнвестПроектЛимитед" (Плательщик) был заключён договор энергоснабжения N15652 с протоколами разногласий. Предметом данного договора является поставка электрической энергии (мощности) в общежитие, расположенное по адресу г.Мурманск, пер.Водопроводный, д.7/1.
На дату возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства спор между ОАО "МРСК Северо-Запада", ООО "Объединенная судоремонтная компания" (Потребитель) и ООО "ИнвестПроектЛимитед" (Плательщик) в отношении тарифов, по которым выставляется плата по указанному договору, не урегулирован.
Из акта разграничения балансовой принадлежности следует, что на входе в здание общежития установлен счетчик N027192605, электрические счетчики N097475 и N097474 установлены внутри здания и относятся к нежилым помещениям.
Согласно акту ОАО "Мурманская горэлектросеть" от 28.12.2011 расчеты за электрическую энергию, потребленную в здании по пер.Водопроводному 7/1, надлежит производить в следующем порядке:
- по тарифу, установленному для населения, проживающего в домах, оборудованными электроплитами, по эл.счетчику N027192605, за вычетом расхода электроэнергии по электросчетчикам N097475, N097474;
- по тарифу, установленному для диапазона напряжения НН по показаниям электросчетчиков N097475, N097474.
Осуществляя расчёты с гражданами, проживающими в общежитии и использующими поставленную в рамках договора энергоснабжения N15652 от 02.03.2013 электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, ООО "ИнвестПроектЛимитед" применяло регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию для населения, установленные Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 28.11.2012 г. N52/1.
При этом, как следует из представленных документов (счёта-фактуры) гарантирующий поставщик ОАО "МРСК Северо-Запада" при осуществлении расчётов с ООО "ИнвестПроектЛимитед" за поставленную с марта 2013 по январь 2014 года в здание общежития по пер. Водопроводный, д.7/1 электрическую энергию (мощность) применяет свободные (нерегулируемые) цены на электрическую энергию.
По мнению ООО "ИнвестПроектЛимитед", применяемый ОАО "МРСК Северо-Запада" подход к осуществлению расчётов при таких обстоятельствах, когда фактически поставляемая электрическая энергия, за вычетом объёма, потребляемого арендаторами, идёт на коммунально-бытовые нужды населения, противоречит требованиям действующего законодательства и ущемляет интересы общества. Собираемая ООО "ИнвестПроектЛимитед" с жильцов общежития и арендаторов плата за поставленную электрическую энергию, при условии, что граждане оплачивают потреблённую электроэнергию по регулируемому тарифу, не способна покрыть затраты общества по оплате выставляемых ОАО "МРСК Северо-Запада" счетов за электроэнергию (мощность), сформированных с применением свободных (нерегулируемых) цен.
В ходе рассмотрения дела представители ОАО "МРСК Северо-Запада" пояснили, что не считают целесообразным применение свободных (нерегулируемых) цен в отношении общежития, расположенного в пер. Водопроводный д.7/1 в городе Мурманске. Полагают, что применение свободных (нерегулируемых) цен вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли гарантирующего поставщика.
В соответствии с приказом Минэнерго РФ от 22.02.2013 N68 ОАО "МРСК Северо-Запада" с 01.03.2013 наделено статусом гарантирующего поставщика в зоне деятельности ОАО "Колэнергосбыт".
Согласно пункту 14 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Приятельства РФ от 04.05.2012 N442, гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на зоны обслуживания потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности.
ОАО "МРСК Северо-Запада" направило в адрес потребителей, с которыми ОАО "Колэнергосбыт" состояло в договорных отношениях, договоры энергоснабжения на аналогичных условиях. В связи с чем, договор энергоснабжения, направленный 02.03.2013 новым гарантирующим поставщиком в адрес ООО "Объединенная судостроительная компания", содержал условие о применении в расчетах свободной (нерегулируемой) цены диапазона "СН-2".
В протоколе разногласий к договору энергоснабжения N15652 от 02.03.2013 ООО "Объединенная судостроительная компания" предложило применять в расчетах тариф "Население" за минусом потребления небытовых потребителей (кафе, парикмахерская).
ОАО "МРСК Северо-Запада", рассмотрев протокол разногласий к договору энергоснабжения, предложило подписать протокол согласования разногласий, в котором для небытовых потребителей указан диапазон напряжения "НН".
В дальнейшем стороны вели переписку по вопросу урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения в части применяемого тарифа.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, в здании общежития, расположенном по адресу г.Мурманск, пер. Водопроводный, д.7, корп. 1, являющемся собственностью ООО "Объединённая судоремонтная компания" и находящемся в доверительном управлении ООО "ИнвестПроектЛимитед", на условиях найма жилых помещений проживают граждане. Также в здании общежития имеется 2 нежилых помещения, сдаваемые в аренду хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N1178, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей входят в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются на очередной финансовый год органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N20-э/2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 октября 2004 г. N 6076), граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, рассчитываются по тарифам, установленным для тарифной группы "население".
Тарифы на электрическую энергию для тарифной группы "население" по Мурманской области на 2013 год установлены Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 28.11.2012 г. N52/1.
Добросовестно руководствуясь данным нормативным правовым актом, в период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. ООО "ИнвестПроектЛимитед" при взимании платы с жильцов общежития применяло установленный тариф в размере 1,414 руб./кВт.ч, а в период с 01.07.2013 г. - тариф в размере 1,638 руб./кВт.ч.
При этом ОАО "МРСК Северо-Запада", заключив договор энергоснабжения N15652 от 02.03.2013 г., предусматривающий поставку электрической энергии (мощности) в здание общежития по пер. Водопроводный, д.7/1, стало выставлять в адрес ООО "ИнвестПроектЛимитед" счета на оплату всего объёма поставленной электроэнергии (мощности), применяя свободные (нерегулируемые) цены.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.
Пунктом 9 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N328, предусмотрено, что плата за пользование жилой площадью, коммунальными услугами и другими услугами, предоставляемыми проживающим в общежитии производится по установленным ставкам и тарифам.
Материалами дела подтверждается, что в спорном здании общежития, являющемся собственностью ООО "Объединенная судоремонтная компания" и находящемся в доверительном управлении ООО "ИнвестПроектЛимитед", фактически проживают граждане на условиях найма жилых помещений и имеются два помещения, сдаваемые в аренду хозяйствующим субъектам. Осуществляя расчеты с гражданами, проживающими в общежитии и использующими поставленную в рамках вышеуказанного договора энергоснабжения электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, ООО "ИнвестПроектЛимитед" применяет регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию для населения, установленные постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 28.11.2012 г. N52/1.
Согласно разъяснениям ФСТ России от 20.08.2012 NДС-6568/12 организации, на балансе которых находятся объекты жилищного фонда, в которых проживают граждане-потребители, использующие электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, оплачивают потребленную ими электрическую энергию по тарифам группы "население". В отношении ООО "ИнвестПроектЛимитед", действующего от имени и в интересах граждан-потребителей, использующих электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды в данном общежитии, должен применяться тариф, утвержденный органом исполнительно власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных и приравненных к нему категорий потребителей.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об ущемлении интересов ООО "ИнвестПроектЛимитед", которое фактически является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения в отношении жильцов общежития, выступает от их имени и в их интересах при взаимодействии с поставщиком коммунального ресурса, однако в силу сложившихся с ООО "МРСК Северо-Запада" отношений вынуждено нести затраты по оплате поставленной электроэнергии, которые существенно превышают размер предъявленной жильцам общежития платы за электроэнергию.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "МРСК Северо-Запада" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела стороны заявили об урегулировании разногласий в части применения тарифа при расчетах за электрическую энергию, поставляемую населению. А именно: ОАО "МРСК Северо-Запада" письмом от 29.05.2014 N44-11/7360 направило в адрес ООО "ИнвестПроектЛимитед" следующие документы:
- протокол разногласий к Приложению N3 к договор энергоснабжения N15652 от 02.03.2013 в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2014, согласно которому стороны договорились в пункте 1 "Уровень напряжения" "Тарифа" читать - "Одноставочный тариф", "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками";
- счет N44-15652/0514-2 от 31.05.2014, согласно которому ОАО "МРСК Северо-Запада" произвело перерасчет за энергию за период с марта 2013 года по апрель 2014 года;
- корректировочные счета-фактуры к счетам фактурам за период с марта 2013 года по апрель 2014 года и акты приема-передачи к договору энергоснабжения от 02.03.2014 N15652.
Таким образом, ОАО "МРСК Северо-Запада" в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции влечет за собой прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать в действиях ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Соборная д.31) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "ИнвестПроектЛимитед" путём применения в отношении ООО "ИнвестПроектЛимитед" свободных (нерегулируемых) цен при осуществлении расчётов за электрическую энергию (мощность), поставленную в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан, проживающих в общежитии по адресу: г.Мурманск, пер.Водопроводный, д.7/1.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства прекратить рассмотрение дела N 7.
Передать материалы дела N 7 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 июня 2014 г. N 7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016