Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 9 июня 2014 г. N СЮ04-03/2014-25Р
резолютивная часть оглашена 03 июня 2014 г. г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 09 июня 2014 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_>- специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ04-03/2014-25Р, возбужденное в отношении ООО "Автоторг18" по факту распространения в средстве массовой информации "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2014 г. рекламы информационной продукции "Хоббит: Пустошь Смауга", с признаками нарушения законодательства о рекламе,
в присутствии законного представителя ООО "Автоторг18" <_> действующей на основании протокола N 1 от 14.05.2013 г. общего собрания учредителей ООО "Автоторг18";
в отсутствии:
- представителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, установила:
17 февраля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (вх.N 1699) о распространении в печатном средстве массовой информации "Автоторг18" рекламы "Хоббит: Пустошь Смауга" с признаками нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В целях надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, для установления наличия или отсутствия нарушения Федерального закона "О рекламе", в соответствии с приказом Удмуртского УФАС России от 24.02.2014 г. N 57 в период с 27 февраля по 27 марта 2014 года в отношении ООО "Автоторг18" проводилась внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении в средстве массовой информации "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2014 г. вышеуказанной рекламной информации.
Во исполнение п. 10 приказа Удмуртского УФАС России от 24.02.2014 года N 57 ООО "Автоторг18" представило: выпуск печатного издания "Автоторг 18" N 5 (5) от 24.12.2013 г., копию устава ООО "Автоторг18", копию свидетельства серии 18 N 003239481 от 232.05.2013 г. о постановке на учет российской организации в налоговом органе, копию свидетельства серии 18 N 003245314 от 23.05.2013 г. о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства ПИ N ТУ18-00432 от 27.06.2013 г. о регистрации средства массовой информации, копию протокола N 1 от 14.05.2013 г. общего собрания учредителей ООО "Автоторг18", копию выписки из ЕГРЮЛ от 05.03.2014 г., копию договора от 01.08.2013 г. на печать журнала, копию реквизитов ИП <_> копию договора от 14.01.2014 г. на изготовление и размещение рекламных и (или) информационных материалов, заключенного между ИП <_> и ООО "Автоторг 18", копию акта N 18 от 13.02.2014 г., копию акта взаимозачета N 1 от 14.02.2014 г., копию акта N 29 от 13.01.2014 г., копию договора N 23 от 18.12.2013 г. на размещение рекламы, заключенного между ООО "Автоторг 18" и ИП <_> копию согласованного макета рекламы.
По результатам проверки установлено следующее.
В издании "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2013 г. на странице N 7 раздела "О чем говорят мужчины" размещена рекламная информация следующего содержания: "Хоббит: пустошь Смауга 3D HFR 48! Единственный в Ижевске! Только в киноцентре "РОССИЯ"! Киноцентр "РОССИЯ" презентует Вам новое качество 3D на экране высотой с трехэтажный дом. И единственный в Ижевске с 18 декабря открывает технологию 48 кадров в секунду фильмом "Хоббит: пустошь Смауга"! Полное погружение в 3Д: реалистичность, невероятная четкость, потрясающий звук! _ Что касается получасового финала - здесь Питер Джексон превзошел самого себя и Бог знает, что он задумал для третьего фильма. Средиземноморье снова обрело свою обаятельность!_ Теперь, даже после двухчасового просмотра 3D-видео, никто не ощущает дискомфорта в глазах_ Киноцентр "Россия"! В центре города! В центре событий!".
Печатное издание "Автоторг18" является средством массовой информации, зарегистрированным 27.06.2013 г. согласно свидетельству о регистрации СМИ ПИ N ТУ18-00432. Учредителем, издателем и редакцией данного издания является ООО "Автоторг18", что подтверждается свидетельством о регистрации СМИ, а также договором от 01.08.2013 г., заключенным с обществом с ГУП УР "Ижевский полиграфкомбинат".
Установлено, что распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании взаимозачета, согласно договору от 14.01.2014 г. и договору N 23 от 18.12.2013 г.
На основании договора N 23 от 18.12.2013 г. ИП <_> поручает ООО "Автоторг18" осуществление размещение рекламы в журналах "Автоторг18". Согласно заявке на публикацию рекламного материала от 18.12.2013 г., являющейся приложением N 1 к договору N 23 от 18.12.2013 г., рассматриваемый рекламный материал был опубликован в журнале "Автоторг18" N 5 от 24.12.2013 г., что также подтверждается согласованным макетом вышеуказанной рекламы. Исходя из содержания данной заявки, ООО "Автоторг18" являлось рекламораспространителем, ИП <_> - рекламодателем.
Кроме того, в адрес ГУП УР "Ижевский полиграфический комбинат" был направлен запрос представления документов и информации, необходимых для рассмотрения данного заявления по существу.
01.04.2014 г. ГУП УР "Ижевский полиграфический комбинат" представило копию договора от 01.08.2013 г. на печать журнала, копию товарной накладной N 2697 от 24.12.2013 г., копия акта N 2697 от 24.12.2013 г., копию платежного поручения N 43 от 24.12.2013 г.
Согласно договору от 01.08.2013 г., заключенного между ООО "Автоторг18" и ГУП УР "Ижевский полиграфический комбинат", вышеуказанное предприятие осуществляет выполнение работ по изготовлению журнала "Автоторг18".
В соответствии с пунктом 2.1.1. рассматриваемого договора, ГУП УР "Ижевский полиграфический комбинат" осуществляет печать данного журнала в соответствии с представленными ООО "Автоторг18" оригиналами.
По факту распространения данной рекламы Удмуртским УФАС России определением от 11.04.2013 г. было возбуждено дело N СЮ04-03/2014-25Р в отношении ООО "Автоторг18" (адрес: 426003, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 268, ИНН 1831160260, ОГРН 1131831002775, с 04.04.2014 г. адрес: 426033, г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии, 41) по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (адрес: 426069, г. Ижевск, ул. 5-я Подлесная, 12а, ИНН, ОГРН 1041800265902).
Рассмотрение дела было назначено на 06 мая 2014 года в 10 часов 00 минут. У лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
04.04.2014 г. ООО "Автоторг18" представило возражения на акт N 20 от 25.03.2014 г. В данном возражении общество обращает внимание на то, что рассматриваемая рекламная информация направлена на привлечение внимания к услугам киноцентра "РОССИЯ".
ООО "Автоторг18" сообщает, что фильм "Хоббит: пустошь Смауга" не является объектом рекламирования, поскольку в г. Ижевске данный фильм находится в прокате нескольких кинотеатров одновременно. Размещение рассматриваемой рекламной информации направлено на привлечение внимания к услугам киноцентра "РОССИЯ", формирование и поддержание интереса к услугам высокотехнологичного кинотеатра.
Общество отмечает, что рекламное издание "Автоторг18" является специфическим и предназначено для лиц старше 18 лет, на что указано в выходных данных каждого номера издания. Кроме того, данное издание распространяется в местах, свободный доступ детей к которым ограничен: на автозаправочных станциях, проходных предприятий, в банках, автосалонах, автомойках, автомагазинах и магазинах автозапчастей, что указано на странице 34 рассматриваемого журнала.
Ввиду изложенного, общество считает, что при размещении рассматриваемой рекламной информации, ООО "Автоторг18" требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" нарушены не были.
04.04.2014 г. письмом исх. N ММ01-17-04/3001 в адрес Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) был направлен запрос представления официального разъяснения о том, требуется ли в периодическом печатном издании, журнале, являющемся рекламным изданием, в выходных данных которого указано, что вся информация, публикуемая в издании, предназначена для лиц старше 18 лет, при размещении рекламы информационной продукции в каждом случае указывать категорию данной информационной продукции, согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
17.04.2014 г. ООО "Автоторг18" представило ходатайство (вх. N 3753) о переносе даты рассмотрения дела N СЮ04-03/2014-25Р ввиду того, что законный представитель общества <_> не может присутствовать на рассмотрении данного дела, в связи с отъездом за пределы г. Ижевска в период с 01.05.2014 г. по 10.05.2014 г. К данному ходатайству были приложены копии электронных авиабилетов.
24.04.2014 г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике представило ходатайство (вх. N 4065) о рассмотрении дела N СЮ04-03/2014-25Р в отсутствии представителя данного Управления.
Также, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике поясняет, что 29.01.2014 г. в результате проведенного на основании приказа руководителя Управления от 21.01.2014 г. N 12-нд в период с 27.01.2014 г. по 29.01.2014 г. планового систематического наблюдения в отношении печатного средства массовой информации "Автоторг18", одной из задач которого являлся контроль исполнения Федерального закона от 29.12.2014 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", выявлено рассматриваемое нарушения.
06.05.2014 г. в адрес Удмуртского УФАС России поступило официальное разъяснение (исх. N АД/18088/14 от 05.052014г.) из ФАС России по обстоятельствам, указанным в запросе информации от 04.04.2014 г. (исх. N ММ01-17-04/3001).
Согласно вышеуказанному письму, размещенная в печатном издании реклама информационной продукции в любом случае должна содержать пометку о категории рекламируемой продукции независимо от информации, опубликованной в выходных данных такого печатного издания.
На заседание Комиссии 06 мая 2014 года лица, участвующие в деле, не явились.
Учитывая, что законным представителем ООО "Автоторг18" <_> заявлено ходатайство о переносе даты рассмотрения дела N СЮ04-03/2014-25Р, ввиду нахождения в период с 01.05.2014 г. по 10.05.2014 г. за пределами г. Ижевска, с приложением копий проездных документов, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости удовлетворения данного ходатайства.
На основании вышеизложенного, определением от 06.05.2014 г., рассмотрение дела N СЮ04-03/2014-25Р было отложено и назначено на 03 июня 2014 года в 09 часов 00 минут.
03.06.2014 г. на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России присутствовала представитель ООО "Автоторг18" <_> действующая на основании протокола N 1 от 14.05.2013 г. общего собрания учредителей ООО "Автоторг18".
<_> пояснила, что в спорной рекламе в журнале "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2014 г., отсутствовал знак информационной продукции, поскольку данное издание предназначено для лиц старше 18 лет, на что указано в выходных рассматриваемого журнала.
<_> отметила, что данное издание распространяется в местах, свободный доступ детей к которым ограничен: на автозаправочных станциях, автосалонах, магазинах автозапчастей.
Изучив материалы дела N СЮ04-03/2014-253Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В издании "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2013 г. на странице N 7 раздела "О чем говорят мужчины" размещена рекламная информация следующего содержания: "Хоббит: пустошь Смауга 3D HFR 48! Единственный в Ижевске! Только в киноцентре "РОССИЯ"! Киноцентр "РОССИЯ" презентует Вам новое качество 3D на экране высотой с трехэтажный дом. И единственный в Ижевске с 18 декабря открывает технологию 48 кадров в секунду фильмом "Хоббит: пустошь Смауга"! Полное погружение в 3Д: реалистичность, невероятная четкость, потрясающий звук! _ Что касается получасового финала - здесь Питер Джексон превзошел самого себя и Бог знает, что он задумал для третьего фильма. Средиземноморье снова обрело свою обаятельность!_ Теперь, даже после двухчасового просмотра 3D-видео, никто не ощущает дискомфорта в глазах_ Киноцентр "Россия"! В центре города! В центре событий!".
Согласно п. 1) ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Заголовок рассматриваемой рекламы "Хоббит: пустошь Смауга", обозначенный крупным шрифтом, афиша данного фильма, а также информация: "Что касается получасового финала - здесь Питер Джексон превзошел самого себя и Бог знает, что он задумал для третьего фильма. Средиземноморье снова обрело свою обаятельность!_" привлекают внимание потенциальных читателей журнала "Автоторг18" именно к фильму "Хоббит: пустошь Смауга", не смотря на то, что часть рекламной информации отнесена к киноцентру "РОССИЯ".
Таким образом, объектом рекламирования данной рекламы является как киноцентр "РОССИЯ", так и кинофильм "Хоббит: пустошь Смауга".
Рассматриваемое сообщение адресовано неопределённому кругу лиц - потенциальным читателям журнала "Автоторг18", направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования (киноцентру "РОССИЯ" и фильму "Хоббит: пустошь Смауга"), формирование и поддержание интереса к ним, следовательно, является рекламой киноцентра "РОССИЯ" и фильма "Хоббит: пустошь Смауга".
Исходя из свидетельства СМИ ПИ N ТУ18-00432 о регистрации средства массовой информации, учредителем, издателем и редакцией данного издания является ООО "Автоторг18", что подтверждается также договором от 01.08.2013 г., заключенным с обществом с ГУП УР "Ижевский полиграфкомбинат".
Распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании взаимозачета, согласно договору от 14.01.2014 г. и договору N 23 от 18.12.2013 г.
На основании договора N 23 от 18.12.2013 г. ИП <_> поручает ООО "Автоторг18" осуществление размещение рекламы в журналах "Автоторг18". Согласно заявке на публикацию рекламного материала от 18.12.2013 г., являющейся приложением N 1 к договору N 23 от 18.12.2013 г., рассматриваемый рекламный материал был опубликован в журнале "Автоторг18" N 5 от 24.12.2013 г., что также подтверждается согласованным макетом вышеуказанной рекламы. Исходя из содержания данной заявки, ООО "Автоторг18" являлось рекламораспространителем, ИП <_> - рекламодателем.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Автоторг18" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, как лицо, которое осуществило распространение данной рекламы с помощью журнала "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2013 г.
Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
На основании пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", классификация информационной продукции осуществляется по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей.
В рассматриваемой рекламе, содержащей рекламу информационной продукции (фильма "Хоббит: пустошь Смауга"), отсутствует указание на категорию данной информационной продукции, что является нарушением части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, в соответствии с письмом ФАС России NАД/18088/14 от 05.052014г., размещенная в печатном издании реклама информационной продукции в любом случае должна содержать пометку о категории рекламируемой продукции независимо от информации, опубликованной в выходных данных такого печатного издания.
Таким образом, отклоняются доводы ООО "Автоторг18" о том, что в периодическом печатном издании, являющемся рекламным изданием, в выходных данных которого указано, что вся информация, публикуемая в издании, предназначена для лиц старше 18 лет, при размещении рекламы информационной продукции не требуется указание на категорию информационной продукции, согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ООО "Автоторг18", как рекламораспространителем ненадлежащей рекламы фильма "Хоббит: пустошь Смауга"", размещенной в журнале "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2013 г., нарушены требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Поскольку, в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы кинофильма, с отсутствием знака информационной продукции, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Автоторг18" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23 ноября 2012 г. N 711/12, Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать рекламу следующего содержания:
"Хоббит: пустошь Смауга 3D HFR 48! Единственный в Ижевске! Только в киноцентре "РОССИЯ"! Киноцентр "РОССИЯ" презентует Вам новое качество 3D на экране высотой с трехэтажный дом. И единственный в Ижевске с 18 декабря открывает технологию 48 кадров в секунду фильмом "Хоббит: пустошь Смауга"! Полное погружение в 3Д: реалистичность, невероятная четкость, потрясающий звук! _ Что касается получасового финала - здесь Питер Джексон превзошел самого себя и Бог знает, что он задумал для третьего фильма. Средиземноморье снова обрело свою обаятельность!_ Теперь, даже после двухчасового просмотра 3D-видео, никто не ощущает дискомфорта в глазах_ Киноцентр "Россия"! В центре города! В центре событий!", размещенную на странице 7 издания "Автоторг18" N 5 (5) от 24 декабря 2013 г.,
ненадлежащей, нарушающей часть 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Автоторг 18" рекламораспространителем, нарушившим требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "Автоторг 18" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела N СЮ04-03/2014-25Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения в отношении ООО "Автоторг 18" и его виновного должностного лица производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 9 июня 2014 г. N СЮ04-03/2014-25Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016