Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 5 июня 2012 г. N 222
Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Шавензов В.П. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг,
члены Комиссии: Васенкина Л.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг, Сиднева О.В. - старший специалист 3 разряда отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг,
рассмотрев 01 июня 2012 года дело N 151/8-р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в выпуске журнала "Антенна - Телесемь. Саранск" N 17 (574) за 16/22 апреля 2012 г. на стр.2 рекламы сети пиццерий "Милано" с предложением о бесплатной доставке, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
Индивидуального предпринимателя "_" место осуществления предпринимательской деятельности: г.Саранск, ул.Коммунистическая, 59а), интересы которой представляет Чашин В.А. по доверенности,
Общества с ограниченной ответственностью "Медиа Союз" (сокращенное наименование: ООО "Медиа Союз"; место нахождения: 430005, РМ, г. Саранск, ул. Большевистская, 60, 7 эт.), интересы которого представляет Морозова Е.А. по доверенности, установила:
Мордовским УФАС России в процессе плановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Медиа Союз", в выпуске журнала "Антенна - Телесемь. Саранск" N 17 (574) за 16/22 апреля 2012 г. на стр.2 с пометкой "реклама" выявлено распространение информации следующего содержания: "Сеть пиццерий МИЛАНО 21-26-26, 210-210 Пицца, суши, роллы, горячие блюда БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА г. Саранск, ул. Коммунистическая, 59 а (через дорогу от Главпочтамта); пр. Ленина, 18", сопровождаемая иллюстрацией эмблемы "МИЛАНО пицца". Такая информация по своему содержанию привлекает внимание неопределенного круга лиц к услугам сети пиццерий "Милано", формирует и поддерживает к ним интерес, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность сети пиццерий "Милано" по оказанию услуг общественного питания, в том числе услуг по бесплатной доставке производимой и реализуемой продукции.
В пиццерии "Милано" (г. Саранск, ул.Коммунистическая, 59А) предпринимательскую деятельность осуществляет Индивидуальный предприниматель "_", что подтверждается договором субаренды нежилого помещения.
ИП "_" использует в своей предпринимательской деятельности, в том числе в рекламе, коммерческое обозначение "Милано" и эмблему "МИЛАНО пицца", правообладателем которых является ООО "Милано". Такое использование правомерно в силу соглашения партнёрского сотрудничества, заключенного между ООО "Милано", ООО "Мир Общепита", ИП "_", ИП "_" и ИП "_", а также в силу дополнительного соглашения к соглашению партнёрского сотрудничества.
В рамках партнёрских отношений ИП "_" также вправе продвигать услуги партнёров, в том числе однородные услуги ИП "_", осуществляющей предпринимательскую деятельность в пиццерии "Милано" (г.Саранск, пр.Ленина, 18).
Следовательно, распространенной рекламой под брендом "сеть пиццерий Милано" продвигаются услуги, оказываемые ИП "_" и ИП "_", в том числе в связи с продажей продукции сети пиццерий "Милано" (доставка) дистанционным способом.
Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо предоставленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Подпунктом а пункта 6 Правил продажи товаров дистанционным способом определено, что настоящие Правила не применяются в отношении работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В письменном объяснении от 31.05.2012 г., предоставленном в адрес Мордовского УФАС России, ИП "_" указала, что в пиццерии "Милано" (г.Саранск, ул.Коммунистическая, 59А) диспетчер принимает по телефону заявку на доставку и предупреждает покупателя, что минимальная сумма заказа должна составить 300 рублей, после чего формируется заказ и осуществляется доставка по адресу, указанному в заказе.
Предоставленные объяснения принимаются как подтверждение того, что доставку продукции сети пиццерий "Милано" осуществляет ИП "_" на условии минимальной суммы заказа в размере 300 рублей.
Однако, в тексте распространенной рекламы отсутствуют обязательные сведения о продавце продукции, доставляемой из сети пиццерий "Милано", а именно, отсутствуют: фамилия, имя, отчество продавца - Индивидуальный предприниматель "_", основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, в распространенной рекламе отсутствует часть существенной информации о минимальной сумме заказа на доставку, что искажает смысл информации о безусловной возможности получения услуг по доставке продукции на любую сумму заказа и тем самым вводятся потенциальные покупатели в заблуждение.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама сети пиццерий "Милано" с предложением о бесплатной доставке, в которой отсутствует часть существенной информации об условии доставки продукции при минимальной сумме заказа 300 рублей, а также отсутствуют обязательные сведения о продавце продукции, предлагаемой к продаже дистанционным способом, нарушает требования части 7 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем такая реклама является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 8 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы сети пиццерий "Милано" осуществляется с мая 2011 года в рамках договора, заключенного между ООО "Медиа Союз" и ИП "_", что также подтверждается актами выполненных работ по названному договору.
Из договорных отношений следует, что рекламораспространителем является ООО "Медиа Союз", а рекламодателем - Индивидуальный предприниматель "_".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения настоящего дела в рекламу сети пиццерий "Милано" с предложением о бесплатной доставке внесены сведения о продавце и о минимальной сумме заказа на доставляемую продукцию, что подтверждается публикацией такой рекламы в выпуске журнала "Антенна - Телесемь. Саранск" N 18 (575) за 23/29 апреля 2012 г. на стр.2.
С учетом того, что рекламодатель и рекламораспространитель устранили нарушение в добровольном порядке до вынесения решения по существу, не усматривается необходимости выдавать предписания о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5, статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу сети пиццерий "Милано" с предложением о бесплатной доставке, размещенную в выпуске журнала "Антенна - Телесемь. Саранск" N 17 (574) за 16/22 апреля 2012 г. на стр.2, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, статьи 8 Федерального закона "О рекламе", а именно, в такой рекламе отсутствовали существенные сведения о минимальной сумме заказа на доставку продукции сети пиццерий "Милано", а также отсутствовали обязательные сведения о продавце продукции: Индивидуальный предприниматель "_".
2. Не выдавать рекламодателю - Индивидуальному предпринимателю "_" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Не выдавать рекламораспространителю - Обществу с ограниченной ответственностью "Медиа Союз" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении лиц, в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии: В.П.Шавензов
Члены Комиссии:
Л.В.Васенкина
О.В.Сиднев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 июня 2012 г. N 222
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016