Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-16-19/2015 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Я, заместитель руководителя Управления - <_> изучив материалы дела об административном правонарушении N 06-16-19/2015, возбужденного в отношении должностного лица: директора МОАУ СОШ N 37 г. Орска <_> действующей на основании постановления администрации г. Орска от 30.12.2009 г. N 7439-п "О создании муниципального образовательного автономного учреждения "Средняя образовательная школа N 37 г. Орск" по факту административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил:
Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по делу N 06-06-06/2014 МОАУ СОШ N 37 г. Орска признано нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", Управление образования администрации м/о г. Орск Оренбургской области признано нарушившим ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий, которые направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок общестроительных работ (ОКВЭД 45.21).
Должностным лицом, по результатам рассмотрения дела, установлено следующее.
15 мая 2012 г. между Министерством образования Оренбургской области и МО г. Орск в лице главы г. Орска Франца В.В. заключено соглашение N КМнМСОО о взаимодействии по реализации комплекса мер, направленных на модернизацию системы общего образования Оренбургской области, в 2012 г. между Министерством образования Оренбургской области и муниципальным образованием.
Предметом соглашения является в т.ч. развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) (п.1.1.4 соглашения).
Министерство перечисляет Муниципалитету бюджетные ассигнования на расходы, связанные с исполнением расходных обязательств, предусмотренных комплексом мер по модернизации системы общего образования в 2012 г. в сумме 25 344 120 руб., при этом на развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) выделено 16 442 600 руб. (п. 2.2 соглашения).
Муниципалитет разрабатывает конкурсные задания, инициирует проведение конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94 ФЗ в установленном порядке в целях закупки оборудования, учебной литературы, транспортных средств для перевозки обучающихся за счет централизованных средств.
В соответствии с приложением N 3 к соглашению на ремонт МОАУ СОШ N 37 выделено 319 062 руб.
21.05.2012 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено соглашение N37М, согласно п.1 которого предметом настоящего соглашения является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидии на реализацию общеобразовательными учреждениями мероприятий в рамках комплекса мер, направленных на модернизацию системы общего образования, на основании соглашения N-КМнМСОО от 15.05.2012 г.
Пунктом 2.1.1 определен размер субсидии на реализацию общеобразовательными учреждениями мероприятий в рамках комплекса мер, направленных на модернизацию системы общего образования и установить его в размере - 184 835 рублей 23 коп., в том числе: курсы повышения квалификации 139 050 рублей, спортивный инвентарь 45 785 рублей 23 коп.
21.05.2012 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено дополнительное соглашение к соглашению N37М о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 21.05.2012 г.
Согласно п.1 соглашения предметом настоящего дополнительного соглашения являются изменение в Соглашении N37М от 21.05.2012 г.
Согласно п.2.1.1 определен размер субсидии на реализацию общеобразовательными учреждениями мероприятий в рамках комплекса мер, направленных на модернизацию системы общего образования и установлен размер в 1 204 835 рублей, в том числе: курсы повышения квалификации - 139 050 рублей, спортивный инвентарь - 45 785,23 рубля, ремонтные работы - 1 000 000 рублей, медицинское оборудование - 20 000 рублей.
Согласно п.2 настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью соглашения N37М от 21.05.2012 г.
Указанное соглашение подписано со стороны администрации г.Орска начальником МУ "Управление образования администрации г.Орска" Г.К. Кухтинским.
08.06.2012 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено соглашение N37Ш-1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Согласно п.1 соглашения предметом настоящего соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на реализацию социально-значимых мероприятий по м/о г.Орск на 2012 г.
Согласно п.2.1 Учредитель обязуется определить размер Субсидии на реализацию социально-значимых мероприятий по м/о г.Орск на 2012 г. и установить его в размере - 1500000, в том числе ремонт окон; перечислять Учреждению субсидию по мере исполнения бюджета.
В соответствии с п.2.3 соглашения Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию); производить закуп товаров, заключать договоры на поставку товаров (работ) и оказание услуг по среднерыночным ценам.
Согласно п.4 настоящее соглашение вступает в силу с даты подписания обеими сторонами и действует до 31 декабря 2012 г.
Указанное соглашение подписано со стороны администрации г.Орска начальником МУ "Управление образования администрации г.Орска" Г.К. Кухтинским.
В соответствии с протоколом заседания наблюдательного совета N 3 от 21.07.2012 г. наблюдательный совет МОАУ СОШ N 37 выбрал подрядчиком ООО "Фабрика окон". Также на заседании наблюдательного совета было оглашено, что денежные средства в размере 1 500 000 руб. представлены образовательному учреждению депутатом Законодательного собрания Оренбургской области Сибикиным С.Л., а 1 000 000 руб. получен в соответствии с программой "текущий ремонт".
10.07.2012 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Фабрика окон плюс" заключен договор подряда N79.
Согласно п.1.1 договора по настоящему договору подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить мероприятия по улучшению энергосбережения здания школы N37 в г.Орске по ул.Спортивная, 12.
В соответствии с п.1.2 срок выполнения работ до 20.08.2012 г., при условии внесения заказчиком предварительной оплаты в течение 3 банковских дней с момента выставления счет-фактуры на сумму, установленную п.2.2 настоящего договора.
Согласно п.2.1 цена настоящего договора составляет 1500000 рублей.
Акт о приемке выполненных работ от 30.08.2012 г. на сумму 1500000 со стороны заказчика подписан директором МОАУ "СОШ N37 г.Орска".
В соответствии с платежными поручениями N 57941 от 18.07.2012 г., N 76250 от 10.09.2012 г. денежные средства перечислены подрядчику в полном объеме.
14.07.2012 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Фабрика окон плюс" заключен договор подряда N82.
Согласно п.1.1 договора по настоящему договору подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить мероприятия по улучшению текущему ремонту здания школы N37 в г.Орске по ул.Спортивная, 12.
В соответствии с п.1.2 срок выполнения работ до 30.08.2012 г., при условии внесения заказчиком предварительной оплаты в течение 3 банковских дней с момента выставления счет-фактуры на сумму, установленную п.2.2 настоящего договора.
Согласно п.2.1 цена настоящего договора составляет 999 997 рублей.
Акт о приемке выполненных работ от 30.08.2012 г. на сумму 999 997 со стороны заказчика подписан директором МОАУ "СОШ N37 г. Орска".
Согласно платежным поручениям N 64172 от 02.08.2012 г., N 86999 от 09.10.2012 г. денежные средства перечислены подрядчику в полном объеме.
06.09.2012 г. Комиссией заказчика, в которой принимали участие представители МОАУ СОШ N 37, а также представители Управления образования администрации МО г. Орск, работы по ремонту были приняты, о чем составлен акт выполненных работ по МОАУ "СОШ N 37 г. Орска".
18.03.2013 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г.Орск заключено соглашение N2 ПАМ о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов (городских округов) на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013 год.
В соответствии с п. 2.1.3 Министерство в порядке межбюджетных отношений перечисляет Муниципалитету Субсидию для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в учреждениях общего образования при подготовке к новому учебному году(далее именуется субсидия) в 2013 г. в сумме 53 454 200 (пятьдесят три миллиона четыреста пятьдесят четыре тысячи двести) рублей на софинансирование текущих и капитальных ремонтов, противоаварийных мероприятий объектов, указанных в приложении N1 к настоящему соглашению, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 5 939 400 (пять миллионов девятьсот тридцать девять тысяч четыреста) рублей.
Согласно п. 2.2.5 Соглашения Муниципалитет в целях реализации указанного Соглашения обеспечивает своевременное размещение муниципальных заказов с Федеральным заказом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В приложении N 1 Соглашения объектом текущего и капитального ремонта выступают МОАУ "СОШ N 24" г., МОАУ "СОШ N 37" г., МОАУ "СОШ N 6", МОАУ "СОШ N 88" г.Орска. В отношении МАОУ "СОШ N37" объем финансирования составил 15 393 600 рублей.
29.03.2013 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено соглашение N37Р о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Согласно п.1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на проведение ремонта в 2013 г.
Согласно п.2.1 Учредитель обязуется предоставлять Учреждению в 2013 г. субсидию; перечислить Учреждению в установленном порядке субсидии на ремонтные работы 14 188 100 рублей, в том числе: на ремонтные работы - 13 854 200 рублей (областной бюджет), софинансирование на ремонтные работы 333 900 рублей (местный бюджет).
Согласно п.2.3 Учреждение обязуется расходовать полученную субсидию по целевому назначению; представлять Учредителю отчет об использовании субсидии по установленной форме.
Настоящее соглашение вступает в силу с даты подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2013 г.
Указанное соглашение подписано со стороны администрации г.Орска начальником МУ "Управление образования администрации г.Орска" Г.К. Кухтинским.
27.05.2013 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено соглашение N37С о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Согласно п.1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на реализацию социально-значимых мероприятий по м/о г.Орск на 2013 г.
Согласно п.2.1 Учредитель обязуется предоставлять Учреждению в 2013 г. субсидию; перечислить Учреждению в установленном порядке субсидии на ремонт фасада - 1 205 500 рублей.
Согласно п.2.3 Учреждение обязуется расходовать полученную субсидию по целевому назначению; представлять Учредителю отчет об использовании субсидии по установленной форме.
Настоящее соглашение вступает в силу с даты подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2013 г.
Указанное соглашение подписано со стороны администрации г.Орска начальником МУ "Управление образования администрации г.Орска" Г.К. Кухтинским.
В материалы дела представлен протокол N2 заседания Наблюдательного совета от 16.04.2013 г., на котором утверждался подрядчик на проведение работ по капитальному ремонту здания школы в 2013 г. Согласно указанного протокола информация о приеме коммерческих предложений была размещена на сайте школы с 04 по 14 апреля 2013 г. На процедуру проведения указанной процедуры были приглашены следующие организации: ООО "Уралстрой", ООО "Уралтехноресурс", ООО "Эльвин-Строй", ООО "ПКФ "Мастер-Сервис".
Указанным протоколом ООО "Уралстрой" был утвержден в качестве подрядчика.
В состав Наблюдательного совета включен представитель Управления образования администрации г.Орска.
22.04.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключен договор N5/05-5452 на капитальный ремонт МОАУ СОШ N37 г.Орска.
Согласно п.1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ N37 г.Орска, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить согласно настоящего договора.
В соответствии с п.2.1 договора срок выполнения работ по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ N37 г.Орска с даты заключения договора и до 20.08.2013 г.
Согласно п.3.1 сумма настоящего договора составляет 14 188 099,44 рублей.
09.08.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 5 от 22.04.2013 г., которым определен порядок определения объема работ, качества выполненных работ и т.д.
09.09.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 5 от 22.04.2013 г., которым изменены реквизиты сторон.
10.09.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключено дополнительное соглашение N 3 к договору N 5 от 22.04.2013 г., которым изменено наименование Заказчика.
В соответствии с актами о приемке работ N 1,1,2,2,2,3,3,3,4 от 20.08.2013 г. за август 2013г.N 1 от 23.08.2013 г., N1 от 27.08.2013 г., N 2 от 13.08.2013 г., N 3 от 16.08.2013 г., N 2,2 от 22.08.2013 г., N 3 от 21.08.2013 г., N 1 от 29.08.2013 г., N 1 от 27.08.2013 г., N1,1,1, 1,1,1, 1 от 06.06.2013 г., N1,2 от 11.06.2013 г. за июнь 2013 г., N 1,2 от 22.07.2013 г., N 2,2,2 от 23.07.2013 г., N 1,1 от 24.07.2013 г., N 2 от 26.07.2013 г. за июль 2013 г. работы выполнены на сумму: 14 188 096 руб.
Согласно справок о стоимости выполненных работ и затрат N 10 от 24.07.2013 г., N 11 от 26.07.2013 г., N 9 от 24.07.2013 г., N 4,5 от 22.07.2013 г. N 6,7,8 от 23.07.2013 г., N 13 от 20.08.2013 г., N 3 от 11.06.2013 г., N 2 от 01.06.2013 г., N 1 от 06.06.2013 г., N 12 от 16.08.2013 г. стоимость работ по договору N 5 от 22.04.2013 г. составила: 14 188 096 руб.
20.08.2013 г. приемочной комиссией, в состав которой входили представители Управления образования администрации МО г. Орск, директор МОАУ СОШ N 37 г. Орска и др. составлен акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией. По данному акту приемочной комиссией приняты работы, выполненные ООО "Уралстрой" по договору N 5 от 22.04.2013 г.
В соответствии с платежными поручениями N 45058 от 31.05.2013 г., N 48436 от 13.06.2013 г., N 67328 от 08.08.2013 г., N 88164 N 88165, N 88166 от 21.10.2013 г., N 97527 от 26.11.2013 г. подрядчику перечислены денежные средства в размере: 14 188 096 руб.
24.06.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключен договор N8 на капитальный ремонт МОАУ СОШ N37 г.Орска.
Согласно п.1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту фасада здания МОАУ СОШ N37 г.Орска, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить согласно настоящего договора.
В соответствии с п.2.1 договора срок выполнения работ по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ N37 г.Орска с даты заключения договора и до 20.08.2013 г.
Согласно п.3.1 сумма настоящего договора составляет 1 205 500 рублей.
Акт о приемке выполненных работ от 24.07.2013 г. на сумму 1 205 500 рублей со стороны заказчика подписан директором МОАУ "СОШ N37 г.Орска".
В соответствии с платежными поручениями N 67122 от 06.08.2013 г., N 67729 от 09.08.2013 г. подрядчику перечислено N 1205 500 руб.
Согласно акту выполненных ремонтно-отделочных работ от 15.08.2013 г. работы по договору N 8 от 24.06.2013 г. приняты после устранения недостатков.
03.09.2013 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г.Орск заключено соглашение N2 ПАМ (ДОП) о предоставлении субсидии бюджету муниципальных районов (городских округов) на проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в учреждениях общего образования при подготовке их к новому учебному году на 2013 год.
В соответствии с п. 2.1.3 Министерство в порядке межбюджетных отношений перечисляет Муниципалитету Субсидию для софинансирования расходов на проведение ремонтных работ в учреждениях общего образования при подготовке к новому учебному году(далее именуется субсидия) в 2013 г. в сумме 7 600 000 рублей на софинансирование текущих и капитальных ремонтов, противоаварийных мероприятий объектов, указанных в приложении N1 к настоящему соглашению, при условии подтверждения финансирования за счет средств бюджета муниципального образования в сумме не менее 760 000 рублей.
Согласно п. 2.2.5 Соглашения Муниципалитет в целях реализации указанного Соглашения обеспечивает своевременное размещение муниципальных заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В приложении N 1 Соглашения объектом текущего и капитального ремонта выступают МОАУ "СОШ N 24" г., МОАУ "СОШ N 37" г., МОАУ "СОШ N 6", МОАУ "СОШ N 88" г.Орска. В отношении МАОУ СОШ N37 объем финансирования составил 15 393 600 рублей. При этом на финансирование МОАУ СОШ N 37 выделено 1 650 000 руб. приложение N 1 подписано, в т.ч. начальником управления образования администрации МО г. Орск.
10.12.2013 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о г.Орск заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению N2 ПАМ (ДОП) от 03.09.2013 г.
В соответствии с п.1 дополнительного соглашения приложение N 1 соглашения изложено в новой редакции.
Согласно п.2.1. дополнительного соглашения увеличен размер субсидии до 17 600 000 руб., при условии софинансирования за счет средств муниципального образования в сумме не менее 1 955 600 руб.
В соответствии с Приложением N 1 в новой редакции на финансирование капитального ремонта МОАУ СОШ N 2 7 г. Орска выделено 1 666 700 руб.
Данное приложение N 1 также подписано, в т.ч. начальником управления образования администрации МО г. Орск.
30.08.2013 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено соглашение N37ПАМ о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Согласно п.1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на проведение ремонта в 2013 г.
Согласно п.2.1 Учредитель обязуется предоставлять Учреждению в 2013 г. субсидию; перечислить Учреждению в установленном порядке субсидии на ремонтные работы 1 500 000 рублей.
Согласно п.2.3 Учреждение обязуется расходовать полученную субсидию по целевому назначению; представлять Учредителю отчет об использовании субсидии по установленной форме.
Настоящее соглашение вступает в силу с даты подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2013 г.
10.12.2013 г. между МУ "Управление образования администрации г.Орска" и МОАУ "СОШ N37 г.Орска" заключено дополнительное соглашение к соглашению N37ПАМ о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Согласно п.1 дополнительного соглашения увеличен размер субсидии до 1 666 700 руб.
14.08.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключен договор N10 на капитальный ремонт МОАУ СОШ N37 г.Орска.
Согласно п.1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту спортивного зала, вестибюля и коридора 1 этажа здания МОАУ СОШ N37 г.Орска, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить согласно настоящего договора.
В соответствии с п.2.1 договора срок выполнения работ по капитальному ремонту здания МОАУ СОШ N37 г.Орска с 15.08.2013г.по 15.10.2013 г.
Согласно п.3.1 сумма настоящего договора составляет 1 500 000 рублей.
08.11.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N10 от 14.08.2013 г.
Согласно п.2 дополнительного соглашения N 1 сумма настоящего договора увеличена до 1 650 000 руб.
10.12.2013 г. между МОАУ "СОШ N37 г.Орска" и ООО "Уралстрой" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N10 от 14.08.2013 г.
Согласно п.2 дополнительного соглашения N 1 сумма настоящего договора увеличена до 1 666 700 руб.
В соответствии с платежными поручениями N 93992 от 11.11.2013 г., N 104087 от 10.12.2013 г., 93992 от 11.11.2013 г., N 97735 от 27.11.2013 г. подрядчику перечислены денежные средства в размере 1 666 700 руб.
Исходя из представленных документов денежные средства (субсидии) перечислялись Министерством образования на счет Управления образования МО г. Орск.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
В ст. 38 БК РФ установлен принцип адресности бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств.
В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии со ст. 69.1 БК РФ бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг являются в том числе ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, также порядок оказания соответствующих услуг и предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" предусмотрено государственное (муниципальное) финансирование капитального ремонта недвижимого имущества.
Расходы на капитальный ремонт и обустройство прилегающей территории не могут быть отнесены к расходам на содержание недвижимого имущества автономного учреждения в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
Таким образом, нормы Налогового кодекса выделяют самостоятельно расходы на содержание и эксплуатацию имущества и его ремонт.
В соответствии с пунктом 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 N 91н содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Согласно пункту 67 Методических рекомендаций затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Таким образом, расходы на содержание недвижимого имущества автономного учреждения и расходы на его ремонт, и обустройство прилегающей территории являются самостоятельными видами расходов.
На основании изложенного комиссия УФАС приходит к вводу о том, что ни Федеральный закон N 174-ФЗ, ни иной нормативный правовой акт не содержат положений, предусматривающих наделение автономных учреждений субсидиями на капитальный ремонт недвижимого имущества и благоустройство территорий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13).
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.
В соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Из анализа приведенных норм в совокупности следует, что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам. При этом указанные работы (услуги) являются полномочиями органов местного самоуправления. Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг) для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом "Об автономных учреждениях" не предусмотрено. Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов. Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом N 174-ФЗ, ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Между тем, правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (ремонт здания школы) для муниципальных нужд, что регулируется ст.72 Бюджетного кодекса, согласно которой размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
Кроме того, предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд, поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований. Кроме того, для размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о размещении заказов.
Частью 1 ст.54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Таким образом, ремонт здания школы, являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере МУ "Управление образования администрации м/о г. Орск" не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты (помимо ООО "Фабрика окон плюс", ООО "Уралстрой") были лишены доступа на рынок по производству общестроительных работ (ОКВЭД 45.21) в Оренбургской области, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Помимо этого ч. 4.1 ст. 10 Закона о размещении заказов четко определяет, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Однако, МОАУ "СОШ N 37 г. Орска" был проведен конкурс по отбору подрядчика, а не аукцион.
Рынок по строительству, осуществлению отделочных работ на территории Оренбургской области является конкурентным. Так на территории Оренбургской области деятельность по строительству, монтажу, ремонту, помимо ООО "Фабрика окон плюс", ООО "Уралстрой", осуществляет следующие хозяйствующие субъекты: ИП <_> , ООО "СнабСтройИнвест", ООО "Оренбурггражданстрой", ООО "Артивиа", ЗАО "Оренбургнефтехиммонтаж", ООО "Оренбургзаводстройсервис", в частности на территории м/о г. Орск действуют ООО "Группа СПЕКТР", ООО "УралРемСтрой", ИП <_> оглы, ООО "Блиц-2" и др.
Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), в данном случае - осуществление ремонта и содержание автомобильных дорог местного значения, должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.
Согласованные действия МУ "Управление образованием администрации г. Орска" и МОАУ "СОШ N 37 г. Орска" фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по производству общестроительных работ в границах муниципального образования г. Орск.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст. 22 Устава г. Орска (принят решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04.06.2012 N 23-362) (далее Устав) структуру органов местного самоуправления города Орска составляют:
- представительный орган города Орска - городской Совет депутатов;
- глава муниципального образования - глава города Орска;
- исполнительно-распорядительный орган города Орска - администрация города Орска;
- контрольно-счетный орган города Орска - контрольно-счетная палата города Орска.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Устава администрация города Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов городского Совета, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль. Администрация города Орска осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации города Орска, утверждаемого городским Советом.
Структурными подразделениями администрации города Орска являются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, которые образуются для реализации полномочий администрации города Орска. Деятельность и полномочия структурных подразделений администрации города Орска осуществляются в соответствии с Положениями об этих подразделениях, утверждаемыми решениями городского Совета по представлению главы города Орска. В структуру администрации города Орска входят также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Орска (ч.5 ст. 31 Устава).
Согласно п.13 ч.1 ст. 7 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города (п. 3 ч.1 ст. 7 Устава).
Согласно п.1.1.3 Положения об администрации г. Орска, утв. Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.10.2010 N 69-1270 "О положении "Об администрации города Орска" администрация города Орска имеет в оперативном управлении обособленное имущество, от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, выступает в качестве истца или ответчика в суде, а также в качестве иного участника судебного разбирательства.
В соответствии с п. 3.1.21 Положения об администрации м/о г. Орск администрация осуществляет функции по размещению заказов для муниципальных нужд, и ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Администрация м/о г. Орск организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области (п. 3.6.4 положения об администрации м/о г. Орска).
Структура администрации города Орска утверждается решением Орского городского Совета депутатов по представлению главы города Орска. В структуру администрации города Орска входят:
- должностные лица администрации;
- территориальные органы администрации города Орска, наделенные правами юридического лица;
- отраслевые (функциональные) органы, наделенные правами юридического лица;
- прочие отраслевые (функциональные) органы, не наделенные правами юридического лица (п. 4.1.2 положения об администрации м/о г. Орска).
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Орска - органы администрации, осуществляющие функции управления, координации и контроля в соответствующих сферах деятельности администрации города Орска (п. 4.5.1 положения об администрации м/о г. Орска).
Отраслевыми (функциональными) органами администрации города Орска являются управления, комитеты, отделы, действующие на основании положений, утверждаемых Орским городским Советом депутатов (4.5.2 положения об администрации м/о г. Орска).
Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации, осуществляющим исполнительные, распорядительные и контрольные функции, организующим работу по исполнению и реализации программ развития в определенной области деятельности на основании положения об управлении. В структуру управления могут входить: отделы, секторы (4.5.4 положения об администрации м/о г. Орска).
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений администрации города определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Орским городским Советом депутатов (4.5.9 положения об администрации м/о г. Орска).
Органы администрации города Орска по вопросам своего ведения:
- осуществляют исполнение федеральных и областных законов, а также муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Орска;
- решают вопросы управления, отнесенные к их компетенции, взаимодействуют с подведомственными муниципальными предприятиями и учреждениями, а также с иными организациями по профилю своей деятельности в установленном порядке;
- подготавливают проекты правовых актов администрации города Орска по вопросам, связанным с их деятельностью;
- осуществляют иные функции в соответствии с положениями о них (4.5.15 положения об администрации м/о г. Орска).
В соответствии с п.1.1 Положения об управлении образования администрации г. Орска (утв. Решением Орского городского Совета от 04.02.2013 N 30-518) управление образования является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска, входящим в ее структуру.
Непосредственное руководство управлением образования осуществляет начальник управления образования (п.1.8 Положения об управлении образования).
Согласно п. 3.16 Положения об управлении образования администрации г. Орска Управление организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования "Город Орск" (п.3.1); организует работы по подготовке подведомственных муниципальных образовательных учреждений к новому учебному году; осуществление деятельности по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в пределах своей компетенции (п.3.17), контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений по исполнению бюджетной и финансовой дисциплины, осуществлению уставной и финансово-хозяйственной деятельности (п.3.20).
Согласно п.6.1. Положения об управлении образовании Управление образования взаимодействует с комитетом по управлению имуществом города Орска - в части наделения муниципальных образовательных бюджетных и автономных учреждений муниципальным имуществом, переданного на праве оперативного управления. Совместно с комитетом по управлению имуществом г. Орска осуществляет контроль эффективного использования, закрепленного за муниципальными образовательными учреждениями имущества, в т.ч. проведение текущего и капитального ремонта, переданных в оперативное управление зданий, сооружений, другого оборудования необходимого для организации образовательного процесса.
В соответствии с п.6.2 Положения управление образования осуществляет взаимодействие с финансовым управлением администрации города Орска - в части финансирования муниципальных программ в сфере образования, согласования проектов муниципальных правовых актов по вопросам совместного ведения.
Управление образования также взаимодействует с управлением экономики администрации г. Орска - в части планирования экономического развития муниципальной системы образования и экономии бюджетных средств, выделяемых управлению образования на функционирование муниципальной системы образования г. Орска (п.6.4 Положения об управлении образовании).
Согласно п. 1.3 Устава МОАУ СОШ N 37 г. Орска учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, в целях реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, а также в целях реализации программы (полного) общего образования, обеспечивающей дополнительную углубленную подготовку обучающихся.
Предметом деятельности учреждения является воспитание, обучение, развитие обучающихся; реализация программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, оказание платных услуг (образовательных),а также проведение культурно-массовых мероприятий, введение спортивных секций и кружков по желанию социума. (п.2.2,п.2.2.1 Устава).
В соответствии со ст.6.1. Устава наблюдательный совет является органом учреждения. Наблюдательный совет создается в составе 9 членов. Решение о назначении членов принимается Учредителем учреждения (МО г. Орск) (п.7.1 Устава). Состав наблюдательного совета формируется согласно ФЗ "Об автономных учреждениях".
К компетенции наблюдательного совета относится рассмотрение предложений руководителя учреждения о совершении крупных сделок (п.7.20.9 Устава). Заседание Наблюдательного совета правомочно, если все члены Наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствуют более половины членов Наблюдательного совета.
В соответствии с приложением к постановлению администрации города Орска от 15.10.2012 г. N 6547-п в состав наблюдательного совета МОАУ СОШ N 37 г. Орска входят входят: заместитель начальника управления образования администрации города - <_> , начальник отдела муниципальной собственности комитета по управлению имуществом города - <_> и др.
В заседаниях наблюдательного совета 21.07.2012 г., 16.04.2013 г., на которых утверждались подрядчики на проведение работ по ремонту здания школы присутствовали представители управления образования г. Орска
Исходя из вышеизложенного, сотрудники МУ "Управление образования администрации м/о г. Орска", МОАУ "СОШ N 37 г. Орска" присутствовали при выборе подрядчика для выполнения работ по ремонта здания МОАУ "СОШ N 37 г. Орска".
Согласно Приложению N 3 к решению Орского городского Совета депутатов от 09.12.2010 N4-46 "О бюджете города Орска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", Приложению N 3 к решению Орского городского Совета депутатов от 14.12.2011 N18-286 "О бюджете города Орска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" муниципальное учреждение "Управление образования администрации г.Орска" является главным администраторов доходов бюджета города на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, код администратора N 771.
В соответствии со ст. 77 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске, утвержденном Решением Орского городского Совета от 26.09.2007 г. N 28-439/436 главный администратор доходов в бюджет г. Орска (в данном случае МУ "Управление образования администрации м/о г. Орск") является участником бюджетного процесса. Следовательно, Управление образования администрации м/о г. Орск обладает полномочиями по предоставлению сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представлять сведения для составления и ведения кассового плана и др. (ч.1 ст. 87 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орске).
Согласно п. 3 Постановления администрации м/о г. Орск от 10.02.2011 г. N 829-п "О размещении муниципального заказа в городе Орске" главные распорядители бюджетным средств должны ознакомиться с порядком размещения заказа и довести до сведения заказчиков. Согласно п.1.2. Положения о единой комиссии по размещению заказов в г. Орске (приложение N 2 в Постановлению администрации м/о г. Орск о т 10.02.2011 г. N 829-п) в процессе осуществления функций по размещению муниципального заказа Комиссия взаимодействует с заказчиком и уполномоченным органом в порядке, установленном распоряжением главы города Орска от 10.12.2007 г. N 4581-р "О совершенствовании порядка размещения муниципального заказ в городе Орске".
Приложением N 1 Распоряжения от 22.12.2008 г. N 5522-р "О внесении изменений в распоряжение главы города Орска от 10.12.2007 г. N 4581-р "О совершенствовании порядка размещения муниципального заказ в городе Орске" установлен порядок взаимодействия муниципальных заказчиков и органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению муниципального заказа на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в процессе размещения муниципального заказа (далее Порядок).
В соответствии с п. 2.3.1 Порядка после создания заявки в электронном виде и письменной форме заказчик передает ее на рассмотрение в финансовое управление администрации г. Орска. При этом заявка с приложениями для размещения заказа должна быть подписана руководителем, вышестоящим должностным лицом.
Таким образом, Управлением образования администрации м/о г. Орск, при информированности об условиях освоения бюджетных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не были предприняты действия по размещению заказа, а также не было предпринято иных действий, способствующих уведомлению уполномоченного на размещении заказа органа о необходимости проведения размещения заказа.
Целью Закона о размещении заказов является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Несоблюдение требований Закона о размещении заказа при расходовании бюджетных средств для реализации муниципальных нужд ведет к отбору неквалифицированных недобросовестных подрядчиков, в связи с чем, работы, услуги выполняются подрядчиками некачественно. Соответственно органам власти, либо автономным учреждениям приходится обращаться с требованиями об устранении недостатков работ, или заключать договоры с иными подрядчиками, что затягивает срок выполнение работ, и, как правило, требует дополнительного финансирования.
Кроме того, сфера образования как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Следовательно, отсутствие условий для развития образования (отсутствие соответствующих помещений и др.) влечет ухудшение качества образования и затрудняет доступ граждан РФ к его получению.
Исходя из вышеизложенного, действия МУ "Управление образования администрации м/о г. Орска" и МОАУ "СОШ N 37 г. Орска" по заключению соглашений N37М от 21.05.2012 г., N37Ш-1 от 08.06.2012 г., N37Р от 29.03.2013 г., N37С от 27.05.2013 г., N37ПАМ от 30.08.2013 г., дополнительных соглашений к данным соглашениям, а также по совместному отбору исполнителя работ, проведению контроля за выполнением работ направлены на ограничение конкуренции на рынке общестроительных работ на территории Оренбургской области, в частности на территории МО г. Орск.
Поскольку Учреждение выступает стороной рассматриваемого соглашения, принимая во внимание принцип свободы заключения договоров (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), заявитель является субъектом, на которого распространяется запрет, установленный пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N135-ФЗ.
Учитывая, что учреждение не является государственным заказчиком по смыслу Закона N 94-ФЗ и на него не распространяются нормы этого закона, ввиду чего у него отсутствует обязанность проведения публичных процедур, заключение рассматриваемых соглашений N37М от 21.05.2012 г., N37Ш-1 от 08.06.2012 г., N37Р от 29.03.2013 г., N37С от 27.05.2013 г., N37ПАМ от 30.08.2013 г., дополнительных соглашений к данным соглашениям создало реальную предпосылку к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок по производству общестроительных работ в границах муниципального образования г. Орск, поскольку предоставило заявителю право расходования бюджетных средств, выделенных в качестве субсидии, без соблюдения этих процедур.
В отсутствие согласования своих действий с МОАУ СОШ N 37 г. Орска у Управления образования МО г. Орск не имелось возможности для осуществления ремонта здания школы за счет средств областного и местного бюджета без проведения публичных процедур по размещению муниципального заказа.
Указанные действия МОАУ "СОШ N 37" г. Орска Оренбургской области (а также Управление образования администрация г. Орск Оренбургской области) являются недопустимыми согласно п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Соглашения N37М от 21.05.2012 г., N37Ш-1 от 08.06.2012 г., N37Р от 29.03.2013 г., N37С от 27.05.2013 г., N37ПАМ от 30.08.2013 г. подписано со стороны МОАУ СОШ N 37 г. Орска директором МОАУ СОШ N 37 г. Орска <_>
Договор подряда N79 от 10.07.2012 г., N82 от 14.07.2012 г., N5/05-5452 от 22.04.2013 г., N8 от 24.06.2013 г., дополнительное соглашение N 1 к договору N 5 от 22.04.2013 г., дополнительное соглашение N 2 к договору N 5 от 22.04.2013 г., дополнительное соглашение N 3 к договору N 5 от 22.04.2013 г., N10 от 14.08.2013 г., дополнительное соглашение N 1 к договору N10 от 14.08.2013 г., дополнительное соглашение N 2 к договору N10 от 14.08.2013 г. подписаны директором МОАУ СОШ N 37 г. Орска <_>
Актами о приемке работ, 30.08.2012 г., N 1,1,2,2,2,3,3,3,4 от 20.08.2013 г. за август 2013г.N 1 от 23.08.2013 г., N1 от 27.08.2013 г., N 2 от 13.08.2013 г., N 3 от 16.08.2013 г., N 2,2 от 22.08.2013 г., N 3 от 21.08.2013 г., N 1 от 29.08.2013 г., N 1 от 27.08.2013 г., N1,1,1, 1,1,1, 1 от 06.06.2013 г., N1,2 от 11.06.2013 г. за июнь 2013 г., N 1,2 от 22.07.2013 г., N 2,2,2 от 23.07.2013 г., N 1,1 от 24.07.2013 г., N 2 от 26.07.2013 г. за июль 2013 г., справок о стоимости выполненных работ и затрат N 10 от 24.07.2013 г., N 11 от 26.07.2013 г., N 9 от 24.07.2013 г., N 4,5 от 22.07.2013 г. N 6,7,8 от 23.07.2013 г., N 13 от 20.08.2013 г., N 3 от 11.06.2013 г., N 2 от 01.06.2013 г., N 1 от 06.06.2013 г., N 12 от 16.08.2013 г., от 15.08.2013 г. подписаны директором МОАУ СОШ N 37 г. Орска <_>
Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссий от 11.07.2014 г. N 610 подписан директором МОАУ СОШ N 88 г. Орска <_>
Директор МОАУ СОШ N 37 г. Орска <_> присутствовала на заседании наблюдательного совета 21.06.2012 г., 16.04.2013 г. и выступала по вопросам отбора подрядчиков.
Будучи директором МОАУ СОШ N 37 осуществляла перечисление денежных средств ООО "Фабрика окон", ООО "Уралстрой" за выполненные подрядные работы.
Согласно ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно ч.2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
В соответствии с п. 8.5. Устава МОАУ СОШ N37 г. Орска руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени и т.д., при этом руководителем учреждения является директор (п.8.1. Устава).
На момент совершения нарушения п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" <_>являлась должностным лицом - директором МОАУ "СОШ N 37" г. Орска Оренбургской области, действующая на основании постановления администрации г. Орска от 30.12.2009 г. N 7439-п "О создании муниципального образовательного автономного учреждения "Средняя образовательная школа N 37 г. Орск".
С учетом изложенного, должностным лицом - директором МОАУ "СОШ N 37" г. Орска <_>допущено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
При этом, должностному лицу - <_> было известно о требованиях антимонопольного законодательства и в то же время не были предприняты все зависящие от него меры по организации исполнения и исполнению требований действующего законодательства, что повлекло нарушение ч.1 ст.15, п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В связи с изложенным, правонарушение совершено должностным лицом виновно. Факт правонарушения и наличие вины <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
В действиях должностного лица присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях.
Протокол составлен в присутствии представителя директора МОАУ "СОШ N 37" г. Орска <_> - <_>, адвоката действующего на основании ордера N 000442 от 27.03.2015 г., согласно пояснениям, указанным в протоколе, представитель с протоколом не согласен.
08.04.2015 г. на рассмотрение дела N06-16-19/2015 присутствовал представитель директора МОАУ "СОШ N 37 г.Орска" <_> - адвокат <_>, действующий на основании ордера N 001458 от 08 апреля 2015 г. Представитель вину не признал.
При анализе смягчающих обстоятельств установлено, что правонарушение совершено впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Согласно ч.1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административной ответственности, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьями 3.1, 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч. 3 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - директора МОАУ СОШ N 37 г. Орска <_> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Заместитель руководителя Управления <_>
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001
Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации
БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010
Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-16-19/2015 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016