Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 9 августа 2012 г. N 205/12-Г3/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <_>
при участии представителей
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 03.10.2011 N 155) (далее - Комиссия) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Центр Деловой Информации" (вх. N 1586/03 от 02.08.2011) на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Демидова Смоленской области и уполномоченного органа - Отдела по экономическому развитию и управлению имуществом Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора по оказанию транспортных услуг по доставке угля для нужд МБОУ СОШ N 1 г. Демидова Смоленской области (извещение N 0163300043812000022), установила:
В жалобе ООО "Центр Деловой Информации" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов членом Комиссии указано следующее.
Извещение о проведении запроса котировок N 0163300043812000022 на право заключения гражданско-правового договора по оказанию транспортных услуг по доставке угля для нужд МБОУ СОШ N 1 г. Демидова Смоленской области 24.07.2012 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно пп. 11.1 п. 11 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N149-ФЗ), электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
При этом в извещении о проведении вышеуказанного запроса котировок указано, что подача котировочных заявок посредством факсимильной связи, в виде электронного сообщения по электронной почте не допускается.
Из установленного требования следует, что котировочные заявки в форме электронного документа подавать нельзя. Данное обстоятельство ущемляет права Общества, в части того, что у заявителя не имеется возможности подачи котировочной заявки в письменной форме.
На основании вышеизложенного заявитель просит Комиссию внести соответствующие изменения в извещение о проведении запроса котировок.
Представители уполномоченного органа - <_> (далее - представители ответчика) пояснили Комиссии, что не согласны с доводами заявителя в связи с нижеследующим.
В извещении о проведении запроса котировок N 0163300043812000022 указано, что подача котировочной заявки посредством факсимильной связи, в виде электронного сообщения по электронной почте не допускается.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно п. 10 и пп. 11.1п. 11 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ соответственно:
- электронное сообщение - это информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
- электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Таким образом, понятия "электронное сообщение" и "электронный документ" являются различными.
В то же время, при передаче информации посредством факсимильной связи или по электронной почте особую значимость приобретают вопросы идентификации и подлинности документов.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 149-ФЗ, правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пп. 7.1.1 п. 7.1 Инструкции по делопроизводству Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области, утвержденной Постановлением Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области N 303 от 01.09.2011, обмен документами в электронном виде ведется в системе электронного документооборота.
Постановлением N 38 от 01.02.2012 в целях организации ведения в Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области электронного документооборота (безбумажного) с использованием электронной цифровой подписи, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области и контроля исполнительной дисциплины введена в промышленную эксплуатацию интегрированная система электронного документооборота Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области. Документ, подписанный электронной цифровой подписью, признается равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью.
Учитывая, что запрета представления котировочных заявок в форме электронных документов в извещении не содержится, то представители ответчика просят Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказовпризнать жалобу ООО "Центр Деловой Информации" необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Центр Деловой Информации" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Демидова Смоленской области и уполномоченного органа - Отдела по экономическому развитию и управлению имуществом Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора по оказанию транспортных услуг по доставке угля для нужд МБОУ СОШ N 1 г. Демидова Смоленской области (извещение N 0163300043812000022), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения запроса котировок, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Извещение о проведении запроса котировок N 0163300043812000022 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 24.07.2012.
Полный перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о запросе котировок, содержится в ст. 43 Закона о размещении заказов.
В силу п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать сведения о форме котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Часть 2 ст. 46 Закона о размещении заказов гласит, что котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что заказчиком во исполнение требований п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов, установлена форма котировочной заявки, согласно которой заявка должна быть подписана уполномоченным представителем участника размещения заказа.
В соответствии со ст. 3 Федеральному закону от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон об электронной цифровой подписи), электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Электронная цифровая подпись, согласно данной статье, это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона об электронной цифровой подписи, электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Под электронным сообщением, в соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ, понимается информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
В то же время, вышеуказанным законом (пп. 11.1 п. 11) выделяется понятие электронный документ, который представляет собой документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Под документированной информацией, согласно п. 11 ст. 2 данного закона, понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Следовательно, электронное сообщение и электронный документ, полученный посредством электронной связи, - неравнозначные понятия.
Как следует из анализа положений Федерального закона N 149-ФЗ и Закона об электронной цифровой подписи, документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме, подписанный электронно-цифровой подписью считается электронным документом. При этом электронно-цифровая подпись это реквизит исключительно электронного документа, а не электронного сообщения, следовательно, заявки могут быть приняты заказчиком, уполномоченным органом только в форме электронных документов.
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что заказчиком в разделе "Информация о запросе котировок" извещения о проведении обжалуемого запроса котировок указано, что "Подача котировочных заявок в письменной форме осуществляется по адресу: Отдел по экономическому развитию и управлению имуществом Администрации муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области, 216240, Смоленская область, г. Демидов, ул. Коммунистическая, д. 10. Котировочные заявки подаются по рабочим дням с 8-00 до 17-00 часов (обед с 13-00 до 14-00 часов) по московскому времени в течение всего срока приема котировочных заявок. Участник размещения заказа должен представить котировочную заявку по форме N1. Сведения, представляемые участниками размещения заказа в котировочной заявке, должны быть заполнены по всем пунктам. Котировочная заявка, подаваемая в письменной форме, должна быть подписана участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Подача котировочной заявки по средствам факсимильной связи, в виде электронного сообщения по электронной почте не допускается. Если при указании участником размещения заказа в котировочной заявке (форма N1) цены услуг будет расхождение между цифрами и прописью, то предпочтение будет отдано сумме, выраженной прописью. Котировочная заявка подается в срок, указанный в настоящем извещении. Участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается".
Как указывалось выше (ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов) Закон о размещении заказов обязывает заказчика, уполномоченного органа осуществлять прием заявок в письменной форме или в форме электронного документа.
Комиссией в ходе проверки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении запроса котировок не установлено требований, запрещающих участникам размещения заказа подачу котировочных заявок в форме электронных документов. При этом указание на запрет подачи котировочных заявок в форме электронных сообщений заказчиком не противоречит действующему законодательству в сфере размещения заказов, так как не любое электронное сообщение является электронным документом.
Кроме того, в извещении о проведении данного запроса котировок указан адрес электронной почты уполномоченного органа (demidov@admin.smolensk.ru), который осуществляет размещения данного заказа, что указывает на возможность приема заявок в форме электронных документов.
Следовательно, довод заявителя, касающегося того, что заказчиком, уполномоченным органом исключена возможность подачи котировочной заявки в форме электронного документа, признан Комиссией необоснованным.
В ходе проведения камеральной проверки установлено следующее.
На участие в проведении обжалуемого запроса котировок было подано 6 заявок (МУП "Аграрник", МУП "Янтарь", ООО "АвтоЗЭС", ООО "Авто ЗЭС-1", ООО "Комплекс Плюс", ООО "Синтез").
Участники размещения заказа с номерами, 3 (ООО "АвтоЗЭС", с предложением о цене договора - 380000,00 руб.), 4 (ООО "Авто ЗЭС-1", с предложением о цене договора - 388861,00 руб.), 5 (ООО "Комплекс Плюс", с предложением о цене договора - 348000,00 руб.) 6 (ООО "Синтез", с предложением о цене договора - 388861,00 руб.) правомерно допущеныединой комиссией к участию в запросе котировок, так как котировочные заявки данных участников размещения заказа полностью соответствуют требованиям извещения о проведении запроса котировок и требованиям законодательства в сфере размещения заказов.
Участник размещения заказа с номером 1 (МУП "Аграрник", с предложением о цене договора - 344839,00 руб.) правомерно допущен единой комиссией к участию в запросе котировок и признан его победителем.
Комиссия установила, что заявка под номером 2 (МУП "Янтарь") правомерно (в соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов) отклонена единой комиссией, по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок от 06.08.2012, так как предложенная в котировочной заявке цена договора (406203,00 руб.) превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса котировок (388861,00 руб.).
Таким образом, изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчика, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
Признать жалобу ООО "Центр Деловой Информации" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 г. Демидова Смоленской области и уполномоченного органа - Отдела по экономическому развитию и управлению имуществом Администрации МО "Демидовский район" Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора по оказанию транспортных услуг по доставке угля для нужд МБОУ СОШ N 1 г. Демидова Смоленской области (извещение N 0163300043812000022), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 9 августа 2012 г. N 205/12-Г3/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016