Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 9 августа 2012 г. N 182-15-12
Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 9 августа 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии: Дударева М.А., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, Пономарева Е.В., государственный инспектор отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрев дело N 182-15-12, возбужденное в отношении администрации Центрального района г. Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. Мира, 63) и Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 16) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
На рассмотрении настоящего дела присутствовали:
представитель заявителя - Чайчук И.В. (<_>);
представитель ответчика - от администрации Центрального района г. Красноярска (далее - Администрация) - Старицына Т.С. (<_>), от Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамента) - Петрович И.В. (<_>);
представитель заинтересованного лица - от ЗАО "Сибаргопромстрой" - Кириченко Е.Ф. (<_>), от КРОО "Бастион" - Исаченко Э.П. (директор).
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление от ООО "Апрель-99" на действия Администрации, выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, издании Распоряжения от 28.04.2012 N304 "Об отмене Распоряжения Администрации Центрального района г. Красноярска N195 от 20.04.2009" (далее - Распоряжение 28.04.2012 N304).
По результатам рассмотрения заявления ООО "Апрель-99" приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N297 от 17.05.2012 года в отношении Администрации возбуждено дело N182-15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 29.05.2012 в дело привлечены в качестве ответчика Департамент, в качестве заинтересованного лица - КРОО "Бастион".
Определением от 15.06.2012 в дело N182-15-12 привлечено в качестве заинтересованного лица - ЗАО "Сибагропромстрой".
Из материалов дела, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, следует:
Согласно распоряжению N195 от 20.04.2009 ООО "Апрель-99" получило разрешение на размещение временного летнего кафе на земельном участке с кадастровым номером 24:50:03 00 272:0000, площадью 250 кв.м., находящемся по адресу: Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона N18, место N1 на период с 01.05.2009 по 30.09.2013.
Впоследствии, на основании данного распоряжения, ежегодно (вплоть до 2011 включительно), ООО "Апрель-99" заключал договоры аренды земельного участка с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
02.05.2012 ООО "Апрель-99" вновь обратился в Департамент с заявлением о заключении договора аренды указанного земельного участка для размещения сезонного (летнего) кафе на период с 01.05.2012 по 30.09.2012, в соответствии с выданным и действующим распоряжением администрации N195 от 20.04.2009.
Департамент направил заявителю письмо с отказом, указав на то, что 28.04.2012 Администрация издала распоряжение N304 "Об отмене Распоряжения Администрации N195 от 20.04.2009".
На заседаниях Комиссии представитель заявителя также указал на то, что ООО "Апрель-99" с 2009 года размещает летнее кафе на земельном участке площадью 250 кв.м. по адресу: Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона N18, место N1. Рядом с кафе заявителя располагается летнее кафе КРОО "Бастион" (Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона N18, место N2). Вместе с тем, заявитель указал, что фактически летнее кафе ООО "Апрель-99" располагалось (до 2011 года) на земельном участке, которое обозначено в схеме размещения летних кафе как земельный участок N2, а не N1, т.е. ООО "Апрель-99" по факту занимал место, на котором в настоящее время расположено летнее кафе КРОО "Бастион".
Поскольку место N1 (на котором, по утверждению заявителя, располагалось летнее кафе КРОО "Бастион", а не ООО "Апрель-99") было исключено из схемы размещения летних кафе ввиду наличия объективных причин (проведение земляных работ), то Распоряжением от 28.04.2012 N304 необходимо было отказать в размещении летнего кафе КРОО "Бастиону", а не ООО "Апрель-99", которое, по утверждению заявителя, располагалось на земельном участке, обозначенным в топографических планах (схемах) под номером 2.
Представитель Администрации с вменяемым нарушением не согласился, в обоснование правомерности своих действий указала на следующее.
Распоряжение от 20.04.2009 N195 "О размещении летнего кафе ООО "Апрель-99" было принято с нарушением норм Порядка размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 30.03.2004 N140. Кроме того, оно (распоряжение от 20.04.2009 N195) противоречит и ныне действующему Порядку размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N55, поскольку срок размещения летнего кафе превышал срок действия утвержденной схемы размещения летних кафе, а также срок согласований этой схемы уполномоченными органами.
25.04.2012 Администрацией в адрес Департамента градостроительства на-правлена схема размещения сезонных кафе на 2012 год для согласования, в схему включена зона N 18 - Театральная площадь: нижний ярус, 2 места.
27.04.2012 администрацией района получено согласование схемы Департаментом градостроительства, из схемы исключено место N 1 - Те-атральная площадь: нижняя площадка. В схеме согласовано место N 2 - Театральная площадь: нижняя площадка.
Распоряжением от 28.04.2012 N299 утверждена схема размещения сезонных кафе на территории Центрального района на 2012 г. Схема подготовлена в соответствии с согласованиями и заключениями уполномо-ченных Положением органов. При этом в схему включено только одно место по адресу: Театральная пло-щадь: нижняя площадка - место N 2, которое распоряжением администрации N196 от 20.04.2009 предоставлено под размещение летнего кафе КРОО "Бастион".
На основании вышеизложенного представитель Администрации полагает, что распоряжение от 28.04.2012 N304 "Об отмене распоряжения администрации N195 от 20.04.2009" издано правомерно.
Представитель Департамента с вменяемым нарушением не согласился, в обоснование правомерности своих действий указали следующее.
25.04.2012 в адрес Департамента градостроительства поступила схема размещения сезонных кафе на 2012 г. для согласования, в которую была включена зона N 18 - Театральная площадь: нижний ярус, 2 места.
Вместе с тем, до момента рассмотрения схемы (27.04.2012) в Департамент поступило обращение ЗАО "Сибагропромстрой" от 16.04.2012 N448 с просьбой ограничить в летний период передачу земельных участков, расположенных от нижней площадки театра Оперы и Балета до ул. Дубровинского, по причине проведения земляных работ, и, как следствие, риска провала земляного грунта, угрозы жизни и здоровья отдыхающих.
Земляные работы ЗАО "Сибагропромстрой" производятся на основании разрешения (ордеров) в целях выноса сетей водопровода и электроснабжения с земельного участка, предоставленного юридическому лицу для строительства гостиницы, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Перенсона, 2.
В целях обеспечения безопасности отдыхающих, Департамент исключил из схемы размещения сезонных кафе на 2012 год земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, место N1.
Представитель ЗАО "Сибаргопромстрой" подтвердил факты, указанные Департаментом, сообщив, что действительно были организованы работы по выносу сетей водопровода с нижней площади театра Оперы и Балета на ул. Дубровинского - Переносна, 2. Учитывая, что кабель электроснабжения прокладывался в зимнее время, существует высокий риск провалов земельного грунта в летнее время.
С целью предотвращения указанных ситуаций, а также оперативного устранения провалов, работы предусмотренные ордерами N265 и N331, открытые 25.08.2011 и 01.10.2011, соответственно, продлены до 01.06.2012, а в последствии до ____
Представитель КРОО "Бастион" указал, что Распоряжение от 20.04.2009 N196 КРОО "Бастион" получило разрешение на размещение временного летнего кафе на земельном участке, площадью 250 кв.м., находящемся по адресу: Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона N18, место N2, на период с 01.05.2009 по 30.09.2013.
Впоследствии, на основании данного распоряжения, ежегодно (вплоть до 2012 включительно), КРОО "Бастион" заключал договоры аренды земельного участка с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
При этом, согласно пояснениям представителя КРОО "Бастион", летнее кафе ООО "Апрель-99" с 2009 года располагалось на одной прямой с памятником А.П. Чехову (т.е. располагалось на земельном участке, обозначенным в топографических планах (схемах) под номером 1), тогда как летнее кафе КРОО "Бастион", в свою очередь, располагалось параллельно (выше) летнего кафе ООО "Апрель-99" (т.е. располагалось на земельном участке, обозначенным в топографических планах (схемах) под номером 2).
Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией заявителя и ответчика, отмечает следующее.
На момент издания администрацией Центрального района г. Красноярска распоряжения от 20.04.2009 N195 действовало Постановлением администрации г. Красноярска от 30.03.2004 N140, которым было утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска (далее - Постановлением администрации от 30.03.2004 N140).
Согласно пункту 1.3.17 указанного постановления летнее кафе - временное сооружение общественного питания сезонного функционирования, возводимое с использованием легких тентовых конструкций, торгово-технологического, холодильного оборудования и мебели.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановления 30.03.2004 N140 администрации районов в городе разрабатывают схемы, определяющие размещение зон летних кафе на территории административных районов, и согласовывают их с департаментами градостроительства и городского хозяйства администрации города, территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, главным управлением ГО, ЧС и ПБ администрации г. Красноярска, УВД по г. Красноярску, управлением Росприроднадзор по Красноярскому краю.
Согласованные схемы размещения зон летних кафе утверждается распоряжением районных администраций.
Согласно пунктам 5.7 и 5.10 Постановления 30.03.2004 N140 распоряжение районной администрации о разрешении на размещение временного сооружения является основанием для установки летнего кафе, при этом срок размещения временных сооружений определяется данным распоряжением районной администрации. Предельный срок, на который может быть выдано распоряжение, составляет 5 лет.
Вместе с тем, системный анализ указанных актов позволяет прийти к выводу, что срок размещения летнего кафе должен соответствовать сроку, на который утверждена схема размещения летних кафе, поскольку разрешение на установку кафе выдается на место, которое включено в данную схему.
Распоряжением администрации района от 13.03.2009 N122 была утверждена схема размещения зон летних кафе. Распоряжением от 31.03.2009 N156 указанная схема была дополнена зоной N18 - Театральная площадь: нижний ярус, 2 места. При этом схема размещения зон летних кафе была утверждена на 2009 год.
На основании данных ненормативных правовых актов было издано два распоряжения Администрации на размещение летних кафе:
1) Распоряжение от 20.04.2009 N195 (ООО "Апрель-99" получило разрешение на размещение временного летнего кафе на земельном участке, площадью 250 кв.м., находящемся по адресу: Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона N18, место N1, на период с 01.05.2009 по 30.09.2013);
2) Распоряжение от 20.04.2009 N196 (КРОО "Бастион" получило разрешение на размещение временного летнего кафе на земельном участке, площадью 250 кв.м., находящемся по адресу: Театральная площадь, нижний ярус, у памятника А.П. Чехову, зона N18, место N2, на период с 01.05.2009 по 30.09.2013).
Учитывая изложенное, Комиссия принимает довод ответчика (Администрации) о том, что Распоряжение 20.04.2009 N195 принято с нарушением положений Постановления 30.03.2004 N140, действовавшего на момент принятия указанных распоряжений, поскольку срок размещения летнего кафе (указанный в Распоряжении 20.04.2009 N195) превышал срок действия утвержденной схемы размещения летних кафе, а также срок согласований этой схемы уполномоченными органами.
Постановление от 30.03.2004 N140 утратило силу в связи с принятием постановления администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска" (далее - Постановление от 09.02.2010 N55), которым определен порядок подготовки и согласования проектов правовых актов на размещение временных сооружений, в том числе, летних кафе и веранд.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановление от 09.02.2010 N55 администрации районов разрабатывают схемы, определяющие размещение зон сезонных кафе, летних веранд на территории административных районов в городе.
Схемы размещения зон сезонных кафе согласовываются с департаментами градостроительства и городского хозяйства администрации города, главным управлением по ГО, ЧС и ПБ администрации города, муниципальным казенным учреждением "Городские леса".
Схемы размещения зон сезонных кафе, летных веранд утверждаются распоряжениями руководителями администрации районов в городе.
Размещение сезонных кафе возможно только в соответствии с местами, указанными в схеме.
Исходя из системного толкования норм указанного Постановления от 09.02.2010 N55, срок размещения сезонного кафе также не может превышать срока, на который утверждена схема размещения сезонного кафе.
Во исполнение данного Постановление 25.04.2012 Администрация направила в адрес Департамента схему размещения сезонного кафе на 2012 год для согласования. В схему была включена зона N18 - Театральная площадь: нижний ярус, 2 места.
27.04.2012 Департамент согласовывает представленную Администрацией схему размещения сезонного кафе на 2012 год, при этом из схемы исключено место N1 - Театральная площадь: нижняя площадка. В схеме согласовано место N2 - Театральная площадь: нижняя площадка.
Распоряжением от 28.04.2012 N299 утверждена схема размещения сезонных кафе на территории Центрального района на 2012 год. В схему включено только одно место - Театральная площадь: нижняя площадка - место N2.
При вынесении решения, Комиссией учитываются пояснения Департамента и ЗАО "Сибагропромстрой", а также представленные ими документарные подтверждения (письмо ЗАО "Сибагропромстрой" в Департамент градостроительства (исх. N488 от 16.04.2012); ордера на производство земляных работ N265, N331; фотоснимки от 06.06.2012; топографические съемки, а также схемы с нанесением мест расположения летних кафе и водопроводной сети) того, что место N1 - Театральная площадь: нижняя площадка - исключено из схемы размещения сезонного кафе на 2012 год ввиду наличия объективных причин (проведение земляных работ, в целях выноса сетей водопровода и электроснабжения), препятствующих размещению кафе заявителя в летний период 2012 года в заявленном им месте на нижней площадки Театральной площади.
Довод заявителя о том, что летнее кафе ООО "Апрель-99" до 2011 года фактически располагалось не на земельном участке, обозначенном на топографическом плане как участок N1, а на земельном участке N2, на котором в настоящее время находится кафе КРОО "Бастион", не нашел своего подтверждения.
Указанный довод опровергается как пояснениями представителя КРОО "Бастион", так и представленными в дело материалами (топографические схемы (планы), на которых обозначены места расположения кафе ООО "Апрель-99" и КРОО "Бастион", представленные Департаментом и Администрацией; договоры аренды земельного участка, заключенные между Департаментом и заявителем, а также между Департаментом о КРОО "Бастион" с 2009 года).
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, о том, что действия администрации Центрального района г. Красноярска и Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обоснованы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
Производство по делу N182-15-12, возбужденному в отношении администрации Центрального района г. Красноярска и Департамента градостроительства администрации г. Красноярска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием в действиях ответчиков нарушения антимонопольного законодательства.
Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии В.М. Захаров
Члены Комиссии М.А. Дударева
Е.В. Пономарева
reshenie_po_delu_no182-15-12.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 августа 2012 г. N 182-15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016