Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-05-01/2015 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения г. Оренбург оглашена ____ __________2015г.
В полном объеме решение
изготовлено ___ ________2015г.
Решение по делу N 06-05-01/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <<__>>, членов Комиссии: <<__>> <<__>> <<__>>;
в присутствии заявителя ИП <<__>>,
в присутствии представителя Администрации м/о Первомайский район Оренбургской области <<__>>
в присутствии представителя Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области <<__>> (доверенность N 19 от 08 апреля 2015 г.);
рассмотрев дело N 06-05-01/2015 по признакам нарушения Администрацией м/о Первомайский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, ИП <<__>> путем отказа в согласовании расписания движения автобусов по обслуживаемым автобусным маршрутам N 735 "Первомайский-Оренбург", N 639 "с/х Уральский-Бузулук", отказа в согласовании открытия нового междугороднего маршрута "п.Ленинский-Бузулук", руководствуясь ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
06.10 2014 г. в Оренбургское УФАС России поступило заявление ИП <<__>> на действия Главы м/о Первомайский район Оренбургской области, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неоднократных отказах в согласовании расписания движения автобусов по обслуживаемым автобусным междугородним маршрутам за период с 2013 г. по настоящее время: N 735 "Первомайский -Оренбург", N 633 "Первомайский-Бузулук", N 639 "с/х Уральский-Бузулук".
С учетом анализа представленных документов в действиях Администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Приказом Оренбургского УФАС России N 304 от 30.12.2014 г. возбуждено дело N 06-05-01/2015. Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. N 87 от 12.01.2015 г.) рассмотрение дела N 06-05-01/2015 назначено на 16 февраля 2015 г. на 12 часов 00 минут. 16 февраля 2015 г. в целях полного, всестороннего, объективного рассмотрения дела, на основании ч.1 ст.47 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заседание комиссии отложено и назначено на 30 марта 2015 г. на 11ч.30 мин. Определением от 31.03.2015 г. (исх.Nт 3919) рассмотрение дела было отложено и назначено на 10.04.2015 г. Приказом Оренбургского УФАС России N 43 от 30.03.2015 г. изменен состав комиссии, председателем комиссии назначен <<__>>
В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал доводы, изложенные в заявление.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение не признала и пояснила следующее.
Отказ Администрации Первомайского района Оренбургской области ИП <<__>> в согласовании расписания движения автобусов по маршруту N 735 "Первомайский-Оренбург", паспорта маршрута "п.Ленинский-Бузулук", N 639 "с/х Уральский-г.Бузулук" основан на неоднократном нарушении указанным перевозчиком качества перевозок. 23.10.2013 г. в адрес администрации Первомайского района Оренбургской области поступило обращение группы предпринимателей маршрута "п.Первомайский-г.Бузулук" N 633 с указанием на нарушение ИП <<__>> расписания движения автобусов по маршрутам "п.Уральский-г.Бузулук", "п.Первомайский-п.Соль-Илецк". В целях изучения ситуации Администрацией м/о Первомайский район направлялись запросы о работе перевозчика в адрес МУП "Первомайское автотранспортное пассажирское предприятие", Администрацию м/о Уральский сельсовет Первомайского района. В период с 05.11.2013 г. по 12.11.2013 г. проведен мониторинг движения автобусов по маршрутам "Уральский-Бузулук", "Первомайский-Соль-Илецк", осуществляемых ИП <<__>> В представленных ИП <<__>> на согласование паспортах межмуниципальных междугородных маршрутах "с/х Уральский-г.Бузулук", "п.Ленинский-Бузулук" пунктом отправления обозначен п.Уральский и п.Ленинский соответственно, которые находятся на расстоянии 55 километров и 28 километров от административного центра Первомайского района. Таким образом, паспорта вышеуказанных маршрутов сформированы ИП <<__>> с нарушением Закона Оренбургской области от 04 марта 2011 г. N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок Оренбургской области". Кроме того, паспорт маршрута "п.Ленинский-Бузулук" оформлен неверно. Необходимо было согласовывать маршрут с административными центрами, т.е. Администрацией Первомайского района и Администрацией г.Бузулука. При отказе в согласовании паспортов маршрутов ИП <<__>> Администрация руководствовалась Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела представитель Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли в Оренбургской области пояснил следующее.
Маршрут "п.Ленинский- г.Бузулук" является межмуниципальным. Для согласования паспорта маршрута и расписания перевозчик предоставляет документы в администрацию муниципального района в соответствии с п.6 Постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 г. N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области". Открытие межмуниципального маршрута является прерогативой Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Министерство в рамках своих полномочий проверяет исполнение перевозчиком договора.
|
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
11 февраля 2014 г. ИП <<__>> было направлено заявление о согласовании расписания движения по маршруту "п.Первомайский-г.Оренбург" в связи с вносимыми изменениями, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области N 250-п.
12 марта 2014 г. Администрация м/о Первомайский район направила в адрес ИП <<__>> ответ об отказе в согласовании нового расписания движения автобусов по маршруту N 727 "п.Первомайский-г.Оренбург", руководствуясь п.11 Постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 г. N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области".
06.05.2014 г. ИП <<__>> направил в адрес администрации Первомайского района Оренбургской области заявление о согласовании нового расписания движения автобусов по маршруту N 633 "п.Первомайский-г.Бузулук".
22.05.2014 г. Администрация Первомайского района отказала в согласовании нового расписания по вышеуказанному маршруту на основании п.2.6 Постановления администрации Первомайского района Оренбургской области, о чем был направлен ответ ИП <<__>> (исх.N 02-01-08/1572)
18.08.2014 г. ИП <<__>> обратился в администрацию м/о Первомайский район Оренбургской области о согласовании паспорта маршрута, схемы и расписания движения автобусов по маршруту N 639-п "Уральский- Бузулук".
11.09.2014 г. Администрацией м/о Первомайский район Оренбургской области в адрес ИП <<__>> направлен ответ, в котором содержится отказ в согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту N 639 "п.Уральский - г.Бузулук", на основании п.2.6. Постановления администрации Первомайского района Оренбургской области от 25.06.2012 г. N 720-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласования графиков предоставления муниципальной услуги "Согласование графиков (расписания), схем движения и паспортов автобусных межмуниципальных маршрутов".
20 августа 2014 г. ИП <<__>> направил в адрес Главы м/о Первомайский район Оренбургской области заявление о согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту "п. Ленинский-Бузулук" с приложением соответствующих документов.
11.09.2014 г. Администрацией м/о Первомайский район Оренбургской области в адрес ИП <<__>> направлен ответ, в котором содержится отказ в согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту "п.Ленинский-г.Бузулук", на основании п.2.6. Постановления администрации Первомайского района Оренбургской области от 25.06.2012 г. N 720-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласования графиков предоставления муниципальной услуги "Согласование графиков (расписания), схем движения и паспортов автобусных межмуниципальных маршрутов".
Отношения, возникающие в связи с организацией транспортного обслуживания населения регулируются законами Российской Федерации, Законом Оренбургской области от 04.03.2011 г. N4326/1015-IV-03 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области", Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.08.2011 г. N695-п "О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (вступило в законную силу с 09.08.2011 г.), Постановлением Правительства Оренбургской области N 250-п от 23.07.2007 "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области" и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" межмуниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, пролегающий в границах территории области между муниципальными районами, или между городскими округами, или между городским округом и муниципальным районом (межмуниципальный маршрут может быть пригородным и междугородным). Каких-либо требований о том, что при формировании межмуниципального маршрута пунктом отправления (либо пунктом назначения) должен быть административный центр муниципального района действующее законодательство не содержит.
Следовательно, довод ответчика о том что при формировании межмуниципального маршрута пунктом отправления (либо пунктом назначения) должен быть административный центр муниципального района (на территории Первомайского района -п.Первомайский) несостоятелен.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.2 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 г. N4326/1015-IV-03 уполномоченный орган принимает решение об открытии, изменении и закрытии межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных перевозок на территории области.
Согласно ст.10 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 г. N4326/1015-IV-03 для организации безопасного транспортного обслуживания населения уполномоченный орган Правительства Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией устанавливает маршруты регулярных перевозок, на которых осуществляются перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, и маршруты, на которых осуществляются перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не
запрещенном правилами дорожного движения месте. Основанием для такого установления маршрутов являются документально оформленные результаты обследования пассажиропотока на маршруте, а также документально оформленные результаты оценки пропускной способности маршрутной сети.
Решение об открытии, изменении маршрутов регулярных перевозок, а также изменении расписания движения на маршруте принимается уполномоченным органом на основании:
1) обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
2) обеспечения требуемых показателей качества перевозок в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
3) потребности населения в перевозках, подтвержденной обследованием пассажиропотоков;
4) оценки пропускной способности маршрутной сети (для муниципальных маршрутов);
5) вывода перевозчиком из эксплуатации имеющихся транспортных средств.
Согласно п.3 порядка формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области" (утв.Постановлением Правительства Оренбургской области N 250-п от 23.07.2007 г.) работа по формированию сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов осуществляется министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области -уполномоченным органом.
Согласно п.19 Порядка основанием для отказа в открытии межмуниципального автобусного маршрута (переоформлении маршрута) являются:
систематические нарушения безопасности и качества перевозок (по данным ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов местного самоуправления);
отсутствие системы обеспечения безопасности выполнения пассажирских перевозок.
Администрацией муниципального образования Первомайский район Оренбургской области принято Постановление N 270-п от 26.02.2012 г. "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласования графиков (расписания), схем движения и паспортов автобусных межмуниципальных маршрутов".
Согласно п.2.6. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование графиков (расписания), схем движения и паспортов автобусных межмуниципальных маршрутов" (утв.Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области N 720-п от 25.06.2012 г.) основанием для отказа в согласовании графиков (расписания), схем движения и паспортов автобусных межмуниципальных маршрутов являются: систематические нарушения безопасности и качества перевозок (по данным ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов местного самоуправления); отсутствие системы обеспечения безопасности выполнения пассажирских перевозок.
Однако, принятие решения о согласовании, либо об отказе в согласовании паспорта межмуниципального маршрута, внесение дополнительных расписаний движения автобусов на маршруте, изменение в расписание движения автобусов на маршруте является компетенцией уполномоченного органа - Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Согласно п.п.7 Порядка уполномоченный орган регистрирует полученные документы, проводит экспертизу и при положительном заключении принимает решение о возможности открытия маршрута.
Следовательно, Администрацией м/о Первомайский район превышены полномочия в части отказа ИП <<__>> в согласовании паспортов маршрутов "п.Ленинский-Бузулук", "с/х.Уральский-Бузулук", расписания движения автобусов на маршруте "п.Первомайский -Оренбург", "п.Первомайский-Бузулук".
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 01.01.2001 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда ВАС РФ от 01.01.2001 N 14686/10 по делу N А/2008 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ИП <<__>> осуществляет деятельность на рынке пассажирских перевозке в автотранспортом, услуг автомобильного пассажирского транспорта.
Товарный рынок определен исходя из сферы деятельности предпринимателя - рынок пассажирских перевозок, услуг автомобильного пассажирского транспорта, являющийся достаточно конкурентным, поскольку данную деятельность осуществляет множество хозяйствующих субъектов.
В условиях данного конкурентного рынка создание условий, ущемляющих экономические интересы предпринимателя, в частности, с отказом в согласовании паспортов межмуниципальных маршрутов, согласовании расписания, которое в силу указанных нормативных актов входит в полномочия уполномоченного органа -Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, создает административный барьер входа на рынок и безусловно ведет к ограничению конкуренции, поскольку влечет угрозу ухода с рынка и прекращения предпринимателем своей деятельности, что является по определению ограничением конкуренции в том содержательно-правовом смысле, который придается Законом о защите конкуренции, в частности п.17 статьи 4.
Угроза ограничения конкуренции создана именно действиями Администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, таким образом, комиссия приходит к выводу о наличии причинной связи между действиями Администрации и наступлением и возможностью для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на товарном рынке.
Таким образом, факт нарушения Администрацией м/о Первомайский район Оренбургской области признан доказанным.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что решением Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области N 8 от 03.06.2014 г. ИП <<__>> исключен из областного реестра N 639 "Уральский-Бузулук". По обращению ИП <<__>> (вх.N 11/1646 от 29.05.2014 г.) решением Министерства N 8 от 03.06.2014 г. графики движения автобусов по маршруту N 633 "Первомайский - Бузулук" были исключены из областного реестра.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст.22 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию м/о Первомайский район Оренбургской области нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции"
2. Выдать Администрации м/о Первомайский район Оренбургской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- отозвать письмо (исх.N 02-01-08/2867 от 11.09.2014 г.) об отказе в согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту "п.Ленинский-Бузулук";
- повторно рассмотреть заявление ИП <<__>> о согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту "п.Ленинский-Бузулук" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Передать материалы дела N 06-05-01/2015 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <<__>>
Члены Комиссии <<__>>
<<__>>
<<__>>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Главе Администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области <<__>> 461980, Оренбургская область, п.Первомайский, ул.Советская, д.33
|
г. Оренбург
Предписание по делу N 06-05-01/2015
о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства и о совершении действий, направленных
на обеспечение конкуренции
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <<__>>
членов Комиссии: <<__>> <<__>> <<_>>
руководствуясь ч.1 ст.23 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 06-05-01/2015 о нарушении Администрацией м/о Первомайский район Оренбургской области ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации м/о Первомайский район Оренбургской области ПРЕКРАТИТЬ нарушение ч. 1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на данном рынке услуг, для чего в срок до 24 июня 2015 г.:
- отозвать письмо (исх.N 02-01-08/2867 от 11.09.2014 г.) об отказе в согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту "п.Ленинский-Бузулук".;
- повторно рассмотреть заявление ИП <<__>> о согласовании паспорта, схемы и расписания движения автобусов по маршруту "п.Ленинский-Бузулук" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до 26 июня 2015 г., представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии <<__>>
Члены Комиссии <<__>>
<<__>>
<<__>>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-05-01/2015 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016