Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 6 июня 2014 г. N Р14/53
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Веретенников И.В.
|
-заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
Полухин Д.А. Баусова Е.В.
|
- заместитель начальника отдела; - главный специалист-эксперт, |
рассмотрев дело N Р14/53 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы сейфов, на транспортном средстве с государственным номером А800УС72, иные материалы,
в присутствии директора ООО "Сейф-Сервис" - "_" (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, решение учредителя N1 от 12.03.2000 г.), установила:
На заседании Комиссии отсутствовал заявитель - гражданка "_" В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508), рассмотрение дела в отсутствии сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, гражданка "_" была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют почтовое уведомление N 62504873193697, определение N Р14/53-02 было получено "_" 28.04.2014.
Таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие заявителя.
В адрес Тюменского УФАС России поступило обращение из МКУ "Комитет по рекламе", в котором МКУ "Комитет по рекламе" просит рассмотреть обращение (заявление) гражданки "_" (вх. N 326 от 20.01.2014 г.) на наличие либо отсутствие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из заявления следует, что на транспортном средстве с государственным номером А800УС72 размещена реклама сейфов, следующего содержания: "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет октября, 26 27-97-97". По мнению гражданки "_", данная реклама является непристойной и оскорбительной, и вредит нравственному развитию её несовершеннолетних детей, а также дискредитирует её как родителя, подрывает доверие к ней как воспитателя.
Из представленного фотоматериала следует, что на задних дверях транспортного средства (модель 2747-0000010-В5) с государственным номером А800УС72, размещена реклама следующего содержания: "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет Октября, 26 27-97-97", в рекламе использовано изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По данному факту Тюменским УФАС России определением от 18.03.2014 г. N Р14/53-01 возбуждено дело N Р14/53 по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрение назначено на 16.04.2014 г. на рассмотрения дела представитель ООО "Сейф-Сервис", не явился, запрошенные документы не представлены.
Определением от 18.03.2014 г. N Р14/53-02 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, рассмотрение назначено на 06.06.2014 г.
На рассмотрении дела директор ООО "Сейф-Сервис" "_" нарушение не признал и возражал по поводу экспертной оценки независимого специалиста - заведующей кафедрой социальных технологий, кандидата социологических наук, доцента, "_".
"_" пояснил, что вышеуказанную рекламу придумал лично сам и разместил с целью максимального привлечения внимания потенциальных потребителей (покупателей) к реализуемой продукции. Считает рекламу креативной, так как эта реклама говорит о том, что в продаже имеются сейфы всех форм и размеров (в сочетание со словами "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ"), как округлые или круглые формы - (обнажённой (полуобнажённой) части тела человека, женщины). Тем самым, такой рекламой "_" поясняет, что у него в продаже имеются все типы сейфов.
Директор ООО "Сейф-Сервис" "_", полагает, что вышеуказанная реклама изготовлена и распространяемая на транспортном средстве не нарушает рекламного законодательства.
Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, пришла к следующим выводам.
Рекламой, в силу статьи 3 Закона о рекламе, является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из материалов дела следует, что на задних дверях транспортного средства (модель 2747-0000010-В5) с государственным номером А800УС72 принадлежащего ООО "Сейф-Сервис" (информация предоставлена Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Тюменской области вх. N 948 от 07.02.2014), размещена информация следующего содержания: "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет Октября, 26 27-97-97", при этом использовано изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф.
Указанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - сейфу, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данном случае под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что соответствующая реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов.
Нравственные нормы - это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведения человека. Очень часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что индивидуум считает хорошим для себя, может вызвать отрицательную оценку общества, и, наоборот, зачастую общество заставляет человека делать то, что нежелательно для него.
Установление в рекламе непристойных образов не требует специальных познаний в данной области.
Рассматриваемая реклама формирует внимание потребителей не к объекту рекламирования - сейфам, а к изображению обнажённой (полуобнажённой) части тела человека ниже спины (ягодицы), не содержит никаких сведений о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах рекламируемого товара. В данной рекламе использованы слова (слоган): "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ", в сочетании с обнажённой (полуобнажённой) частью тела человека ниже спины (ягодицы), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), как бы присаживается на сейф. Данная реклама нанесена в ярком цветовом изображении на задних дверях транспортного средства (модель 2747-0000010-В5, грузовой автомобиль "Газель") с государственным номером А800УС72, который используется для передвижения по улицам города.
Демонстрировать ягодицы не принято в обществе, это считается неприличным. В большинстве человеческих культур это считается непристойным жестом, который применяется в знак протеста, презрения или эпатажа. С другой точки зрения демонстрация ягодиц рассматривается как стремление вызвать сексуальное внимание. Таким образом, в рассматриваемой рекламе может возникнуть ассоциация с эротическими услугами.
При этом такое изображение приобретает фривольный смысл (не вполне пристойный, легкомысленный, нескромный). В соответствии с данными "Словаря русского языка в четырех томах" под ред. Евгеньевой А.П., том 3 (М.:Русский язык, 1986) слово непристойный имеет значение "крайне неприличный, предосудительный; относящийся к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто (к отношению полов, к физиологическим отправлениям организма)".
Таким образом, вышеуказанная реклама, размещенная на грузовом автомобиле "Газель", который передвигается по улицам города, и тем самым доступна для всех без исключения категорий населения, является непристойной, т.к. в соответствии с общепринятыми нормами морали общества появление в таком непристойном виде является неприличным и оскорбительным для общества.
При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение специалиста имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении непристойных и оскорбительных образов в рекламе.
Комиссия принимает во внимание заключение независимого специалиста - заведующей кафедрой социальных технологий, кандидата социологических наук, доцента, "_"
В своем заключении (от 12.03.2014 вх. N 1803) специалист указывает, что на дверях грузового автомобиля изображено полуобнаженное женское тело, которое может быть квалифицировано с позиции непристойности. Данная реклама является разновидностью транзитной рекламы, имеющей свойство массового контакта со всеми категориями граждан, включая несовершеннолетних.
Кроме того, рассматриваемая реклама противоречит Федеральному закону от 03.07.1998 г. N31-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ", в соответствии с которым ребёнок должен быть защищён "от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его здоровью, нравственному и духовному развитию_".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что реклама сейфов, размещённая на транспортном средстве с государственным номером А800УС72, следующего содержания: "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет Октября, 26 27-97-97", с изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф, является ненадлежащей, поскольку нарушает ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу сейфов, размещённую на транспортном средстве с государственным номером А800УС72, следующего содержания: "СЕЙФЫ ВСЕХ ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет октября, 26 27-97-97", с изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО "Сейф-Сервис" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ___________2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии И.В. Веретенников
Члены комиссии Д.А. Полухин
Е.В. Баусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 июня 2014 г. N Р14/53
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016