Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 11553-12 (опубликовано 24 августа 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Инжиниринг Групп" (далее - Заявитель) на действия МУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по перепланировке и капитальному ремонту здания стационара "МБУЗ "Детская городская больница", г.Березники, Советский пр., 67 (извещение N 0156300046612000297), установила:
10.08.2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по перепланировке и капитальному ремонту здания стационара "МБУЗ "Детская городская больница", г.Березники, Советский пр., 67.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
1. Заявитель полагает, что в п.3 Раздела 5 документации о торгах установлено не законное требование.
В соответствии с требованиями ч.2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Согласно документации о торгах, начальная (максимальная) цена контракта составляет 111 432 910, 80 руб.
В соответствии с п.3 Раздела 5 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" документации о торгах, участник размещения заказа должен представить документы, подтверждающие выполнение работ, за последние пять лет предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион:
- копии актов о приемке выполненных работ (форма КС-2).
Согласно разъяснениям, опубликованным на официальном сайте, подтверждением о выполненных ранее работах являются копии актов приемки выполненных работ (форма КС-2), в которых отражены виды работ, предусматриваемые по настоящему аукциону в электронной форме. Акты должны быть подписаны Заказчиком данного вида работ. При этом стоимость таких работ должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.4 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Поскольку подтверждением о выполненных ранее работах являются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, в действиях Заказчика, установившего требование о предоставлении копии актов приемки выполненных работ (форма КС-2) в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ, имеется нарушение требований ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
2. Заявитель полагает, что требование, указанное в п.19 Раздела 3 документации о торгах, является незаконным.
В п.19 Раздела 3 "Сведения о предмете закупки" документации о торгах", установлено, что подрядчик обязан выполнять все работы, предусмотренные Контрактом, лично, и не вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), за исключением работ, на которые требуется лицензия МЧС. Аналогичное требование содержится в п.2.1.2 проекта муниципального контракта.
В соответствии с требованиями аукционной документации (пп. 2.3. п.1 Раздела 5), участник размещения заказа должен предоставить копию действующего свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ:
1) III. Виды работ по строительству, реконструкции
и капитальному ремонту
5. Свайные работы
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
15.3. Устройство и демонтаж газоснабжения
23. Монтажные работы
23.2. Монтаж лифтов
24. Пусконаладочные работы
24.2 Пусконаладочные работы лифтов
24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов
20.12. "Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты".
2) копию лицензии МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в т.ч.:
- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранной сигнализации;
- монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.
В случае отсутствия лицензии МЧС Подрядчик вправе привлечь по договору организацию, имеющую данную лицензию, при этом Участник размещения заказа должен иметь допуск:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г. "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624)
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 г. N ИА/19714, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Как установлено выше, подрядчик должен выполнить работы своими силами, однако, в случае отсутствия лицензии МЧС, участник размещения заказа должен представить свидетельство СРО, содержащее п. 33, наличие которого дает право привлечь для выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, например, лицензией МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе, монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной сигнализации, монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.
Согласно ч. 1. ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
С учетом того, что строительные работы и работы по монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожарной и охранной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре, выполняются хозяйствующими субъектами, к деятельности которых предъявляются различные требования: для выполнения строительных работ - наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; для выполнения работ по монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожарной и охранной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре - наличие действующей лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, требование о предоставлении копии свидетельства СРО, содержащего п.33, в том случае, если у участника размещения заказа отсутствует лицензия МЧС, правомерно и не нарушает норму ч.1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
При указанных обстоятельствах, требование о том, подрядчик обязан выполнять все работы, предусмотренные Контрактом, лично, и не вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), за исключением работ, на которые требуется лицензия МЧС, не противоречит нормам Закона о размещении заказов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Инжиниринг Групп" на действия МУ "Управление капитального строительства" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по перепланировке и капитальному ремонту здания стационара "МБУЗ "Детская городская больница", г.Березники, Советский пр., 67 (извещение N 0156300046612000297) частично обоснованной.
2. Признать в действиях МУ "Управление капитального строительства" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать МУ "Управление капитального строительства" предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов.
4. В целях устранения нарушений, допущенных МУ "Управление капитального строительства", выдать предписание Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МУ "Управление капитального строительства" к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
24 августа 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
на основании решения по жалобе ООО "Инжиниринг Групп" на действия МУ "Управление капитального строительства" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по перепланировке и капитальному ремонту здания стационара "МБУЗ "Детская городская больница", г.Березники, Советский пр., 67 (извещение N 0156300046612000297), предписывает:
1. В целях устранения нарушений требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" МУ "Управление капитального строительства" совершить следующие действия:
- внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по перепланировке и капитальному ремонту здания стационара "МБУЗ "Детская городская больница", г.Березники, Советский пр., 67 (извещение N 0156300046612000297) с учетом решения Комиссии от 24.08.2012 г. по жалобе ООО "Инжиниринг Групп" и требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов,
- продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 7 статьи 41.7 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
- разместить на электронной площадке информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" обеспечить МУ "Управление капитального строительства" возможность размещения указанной информации.
3. В срок до 07.09.2012 г. МУ "Управление капитального строительства" исполнить пункт 1 настоящего предписания.
4. В срок до 149.2012 г. МУ "Управление капитального строительства представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 11553-12 (опубликовано 24 августа 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016