Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 27 августа 2012 г. N А-167/15-12
Резолютивная часть объявлена 14.08.2012.
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2012.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также - Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<>
<>
<>,
при участии: от Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан - <> по доверенности от 18.05.2012 N634, рассмотрела дело N А-167/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан (452500, Республика Башкортостан, Кигинский район, с. Верхние Киги, ул. Салавата, 2) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществлен мониторинг официального сайта Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона N210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона N210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона N210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона N210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона N210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона N210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 26.07.2012 N285 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 10.08.2012 N364 в приказ от 26.07.2012 N2785 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела NА-167/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации 25.07.2012, в нарушение ч. 1 ст. 29 Закона N210-ФЗ, на официальном сайте Администрации по адресу: http://www.kigiadm.ru отсутствуют утвержденные административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, включенных в Перечень муниципальных услуг, такие как: выдача градостроительных планов земельных участков; выдача разрешения на установку рекламной конструкции, аннулирования таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ; выдача разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального района Кигинский Республики Башкортостан; продление срока действия разрешения на строительство; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; предоставление в аренду муниципального имущества и информации об имуществе, находящегося в муниципальной собственности предназначенного для сдачи в аренду; предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату.
Кроме того, информация об административных регламентах и муниципальных услугах не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона N210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 27.07.2012 о назначении дела NА-167/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Из представленных письмом от 09.08.2012 N1064 пояснений и информации следует следующее. Заявку на получение электронной цифровой подписи (ЭЦП) для входа в портал "Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан" была подана в Центр информационно-коммуникационных технологий РБ 05.07.2012. ЭЦП получена Администрацией 17.07.2012. Логин и пароль для регистрации на данном портале - 27.07.2012. Программа для регистрации на официальном сайте получена 31.07.2012. Перечень муниципальных услуг и административные регламенты размещены на официальном сайте муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан в мае 2012 года. 29.05.2012 регламенты предоставлены на проверку в Минэкономразвития РБ и возвращены Министерством на доработку 19.07.2012. 29.06.2012 постановлением Администрации N428 утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг муниципального района Кигинский район РБ.
Таким образом, административные регламенты Администрацией утверждены до их предоставления для проведения экспертизы в Минэкономразвития РБ.
09.08.2012 постановлением Администрации N537 внесены изменения и дополнения в административные регламенты предоставления муниципальных услуг муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан с учетом замечаний Минэкономразвития РБ.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что по состоянию на 14.08.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг -http://www.gosuslugi.ru сведения об оказываемых Администрацией муниципальных услугах на основании административных регламентов, отсутствуют. Исходя из пояснений Администрации, представленных письмом от 09.08.2012 N1064, работа ведется только по размещению административных регламентов на официальном сайте Центра ИКТ в разделе "Проекты/Реестр услуг РБ". То есть доступ к информации об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, через Единый портал государственных и муниципальных услуг отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не утверждении в срок до 30.07.2012 и не размещении на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов по оказанию муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона N135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан (452500, Республика Башкортостан, Кигинский район, с. Верхние Киги, ул. Салавата, 2) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия, выразившегося в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по оказанию муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
2. Выдать Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии:
<>
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N78-А-167/15-12
27.08.2012 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<>
<>
<>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 14.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу NА-167/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан (452500, Республика Башкортостан, Кигинский район, с. Верхние Киги, ул. Салавата, 2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, в части не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по оказанию муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии <>
Члены комиссии:
<>
<>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 27 августа 2012 г. N А-167/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016