Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РБ-08/4170 (опубликовано 22 апреля 2015 г.)
По результатам проведения плановой выездной проверки ООО "Современные технологии" (акт проверки от 15.07.2014, исх. N РБ-08/11400 от 08.08.2014 г.) на предмет соблюдения норм Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) установлен факт распространения в эфире радиостанции "Energy" г. Набережные Челны, рекламы с текстом: "Attention! Уже в это воскресенье_ грандиозное открытие магазина ведущей мировой сети спортивной одежды и оборудования "Интерспорт" Только в честь открытия "Интерспорт" дарит каждую вторую вещь. Не пропусти! 15 декабря торговый центр "Сити молл", 1 этаж. 491150. "Интерспорт" Для тех, кто привык быть первым! Подробности_", содержащей признаки нарушения пункта 1 части 5 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства N 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент).
По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением в отношении ООО "Проект 69" было возбуждено (исх. NРБ-08/14631 от 26.09.2014 г.) дело N08-635/2014 по признакам нарушения пункта 1 части 5 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Указанное положение содержит отсылочную норму, предусматривающую необходимость соблюдения в рекламе требований законодательства Российской Федерации в любой сфере.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ от 01.06.2005 "О государственном языке в Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, распространявшаяся в эфире радиостанции "Energy" г. Набережные Челны, рекламы с текстом: "Attention! Уже в это воскресенье_ грандиозное открытие магазина ведущей мировой сети спортивной одежды и оборудования "Интерспорт" Только в честь открытия "Интерспорт" дарит каждую вторую вещь. Не пропусти! 15 декабря торговый центр "Сити молл", 1 этаж. 491150. "Интерспорт" Для тех, кто привык быть первым! Подробности_", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В ходе изучения имеющихся документов Управлением установлено, что рассматриваемая реклама распространялась на основании заключенного между ООО "Современные технологии" (исполнитель, рекламораспросранитель) и ООО "Проект 69" (заказчик, рекламодатель) договора N103 от 21.11.2013 г., услуги оказаны в полном объеме, заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполнения работ не имеет, что подтверждается актом выполненных работ N641 от 31.12.2013 г.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Потребителями рекламы являются представители самых разных слоев нашего общества, социального положения, образования и возраста. Для многих из них обучение иностранному языку начинается и заканчивается на ступени обязательного общего образования в общеобразовательном учреждении. При этом известно, что иностранный язык быстро забывается, если им не пользоваться. Соответственно степень владения российскими гражданами иностранным языком может варьироваться от самой низкой до виртуозной. Поэтому использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет неполной и искаженной.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 No53-ФЗ "О государственном языке в Российской Федерации", при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Конституцией Российской Федерации закрепляет за русским языком статус государственного языка Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации). Данный статус предполагает повсеместное использование русского языка. Русским языком свободно владеет подавляющее большинство граждан Российской Федерации. Он представляет собой важную коммуникационную основу целостности и единство России, выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной сферах, выступает в качестве символа государства.
В рассматриваемом рекламном аудиоролике использованы выражения с иностранными словами, без перевода на русский язык, что нарушает требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, а именно часть 11 статьи 5 и пункт 1 часть 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Указанное положение содержит отсылочную норму, предусматривающую необходимость соблюдения в рекламе требований законодательства Российской Федерации в любой сфере.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N53-ФЗ от 01.06.2005 "О государственном языке в Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке в российской Федерации" указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 названного закона несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из вышеизложенного следует, что в действиях ООО "Проект 69", являющегося рекламодателем, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ - нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ определяет, что при длящемся административном правонарушении данный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В рассматриваемом случае факт распространения обществом ненадлежащей рекламы выявлен должностным лицом антимонопольного органа, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в ходе ознакомления с Актом проверки ООО "Современные технологии" от 15.07.2014 г. (исх. NРБ-08/11400 от 08.08.2014 г.).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", решение антимонопольного органа о нарушении законодательства о рекламе не является моментом, определяющим день обнаружения такого нарушения.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое обществу длящееся административное правонарушение надлежит исчислять с даты фактического обнаружения антимонопольным органом нарушения законодательства о рекламе, то есть с 15.07.2014 г.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом по делу NА08-121/2015 об административном правонарушении (исх. N08-08/3075 от 05.03.2015), а также другими материалами дела.
Время совершения административного правонарушения: период с 01 по 31 декабря 2013 года.
Место совершения: Республика Татарстан, г. Набережные Челны.
Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП - отношения в области получения потребителем достоверной рекламы, соответствующей требованиям законодательства РФ о рекламе.
Субъект правонарушения - юридическое лицо, ООО "Проект 69".
Объективная сторона данного правонарушения состоит в размещении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства РФ.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. У ООО "Проект 69" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Проект 69" надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела NА08-121/2015 об административном правонарушении, корреспонденция с соответствующими документами согласно отметке почтовой службы была получена Обществом 13.03.2015.
Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 19 марта 2015 года в отсутствие законного представителя ООО "Проект 69" или представителя по доверенности.
В ходе изучения имеющихся материалов административного дела установлено, что имеются основания для прекращения производства по делу исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Смягчающими административную ответственность (ст. 4.2. КоАП РФ) обстоятельствами признаются раскаивание руководства ООО "Проект 69" и добровольное устранение допущенного нарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, принимая во внимание, что:
- руководство ООО "Проект 69" нарушение признало и раскаивается;
- ООО "Проект 69" добровольно устранило допущенное нарушение;
- отягчающие обстоятельства отсутствуют;
- реклама не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинила существенного вреда интересам граждан, общества и государства,
руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" можно сделать вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что предупредительная цель административного производства достигнута.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, ч. 2 ст. 25.1, ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Производство по делу NА08-121/2015 об административном правонарушении в отношении ООО "Проект 69" по нарушению части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить ООО "Проект 69" от административной ответственности, объявив устное замечание.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РБ-08/4170 (опубликовано 22 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016